Как формулировать цель и задачи по методической теме

воспит

Готовясь к аттестации педагогу необходимо определить ориентиры не только относительно своей профессиональной деятельности, но и сформулировать цель и задачи работы с детьми по своей методической теме (часто её называют «тема по самообразованию»).

Что такое цель? Это предполагаемый результат Вашей деятельности.  Цель должна быть диагностируемой.

Формулировка цели будет похожа на формулировку методической темы, потому что цель уточняет Вашу тему. В этом ничего страшного нет, так как в грамотной формулировке темы также «виден» предполагаемый результат.

Например:

1. Тема: «Развитие личностных качеств воспитанников в различных видах деятельности».

Цель: «Развитие активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности».

2. Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой и социальным миром родного края».

Цель: «Формирование у воспитанников моральных и нравственных норм и ценностей в процессе ознакомления с природным и социальным миром родного края».

Затем эту цель следует разложить на конкретные задачи. Как это сделать? Необходимо задать себе вопросы (по порядку):

1. Что мне поможет в достижении цели? (То есть, выбрать средства и условия, которые помогут прийти к результату).

2. Как мне нужно действовать, чтобы добиться результата? (То есть, определить способы деятельности).

Не надо писать много задач, напишите основные три-четыре. Конкретные задачи у Вас будут в планах.

Основными задачами могут быть такие:

1. Создать условия для … (например, для познавательного развития воспитанников). О том, какие условия Вы должны создать, читайте в этой статье.

2. Дальше можно написать одну обучающую и одну развивающую задачу.

Обучающая может начинаться так: «Формировать навыки и умения дошкольников для … (освоения, развития, обогащения опыта)».  Знания, навыки и умения необходимо формировать во всех видах деятельности, даже если у Вас тема про развитие творческих способностей.

Развивающие могут звучать так:

— Развивать способность дошкольников осознавать свои действия и формулировать результаты своей деятельности.

— Развивать интерес у воспитанников к … деятельности.

Если у Вас тема по воспитанию, то лучше написать воспитательную задачу (Можно даже без обучающей и развивающей задач, их Вы озвучите при планировании). Например: «Воспитывать в детях патриотические чувства, любовь к Родине, гордости за ее достижения».

3. Последнюю задачу желательно написать о взаимодействии с родителями. Например:

— Повысить психолого-педагогическую культуру родителей в вопросах…

— Объединить воспитательные ресурсы семьи и дошкольной организации на основе …

Таким образом, у Вас должна быть сформулирована тема, цель и три-четыре основные задачи относительно работы с детьми.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

64 комментариев к записи “Как формулировать цель и задачи по методической теме”

  1. Очень понравилась рубрика «Методические подсказки». Многое почерпнула для себя.Остаюсь благодарным Вашим читателем.

    • admin:

      Татьяна, честно говоря, это и моя любимая рубрика. Спасибо Вам за положительные отзывы!

  2. Светлана:

    Бэла Геннадьевна, я уже обращалась к Вам, рискну обратиться вновь.Не могу определиться с темой для аттестации :и то хочется . и то…Но все-таки, наверное остановлюсь на теме «Развитие конструкторских способностей через творческую деятельность детей дошкольного возраста».в нашем объединении реализуется проект «От маленького конструктора к талантливому инженеру», да и тема самообразования в этом же ключе.Спасибо!

    • admin:

      Светлана, конечно, берите это направление, оно очень актуально! Тем более в д/саду реализуется такой хороший проект. Но Вашу формулировку предлагаю подкорректировать, можно так: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования».

  3. Алена:

    Бэла Геннадьевна, впервые на вашем сайте, и жаль, что так поздно. Помогите, пожалуйста сформулировать задачи к цели. Цель:обеспечение положительной динамики развития познавательного интереса у старших дошкольников через исследовательскую деятельность. Не получается скомпоновать основные задачи на детей.Спасибо!

    • admin:

      Алена, я надеюсь, что на сайте Вы найдёте что-нибудь полезное для работы. Я пишу новые статьи каждые 7-10 дней, а публикации педагогов обновляются практически каждый день. Так что заходите почаще)))
      Насчет задач. Честно говоря, я уже не формулирую задачи (раньше формулировала), только названия тем по самообразованию. Так как просьбы разработать задачи к теме были практически в каждом обращении (а таких обращений в день до 10), я уже физически не могла уделить внимание каждому педагогу. Поэтому специально написала эту статью (под которой мы с Вами переписываемся).
      Но раз Вы впервые на сайте, то Вам придумала. Вот они: 1. Создать условия для организации исследовательской деятельности воспитанников. 2. Развивать познавательный интерес посредством проблемных и поисковых образовательных ситуаций. 3. Повысить психолого-педагогическую культуру родителей в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста.

  4. Алена:

    Спасибо за помощь! Так неожиданно быстро получила ответ! С удовольствием буду пользоваться Вашим сайтом!

  5. Лиля:

    Бэла Геннадьевна, очень нужна ваша помощь. Затрудняюсь в формулировке целей и задач индивидуального образовательного маршрута с художественно одаренным ребенком. Так может быть:

    Цель программы: стимулирование индивидуальных интересов и способностей, под-держка художественной одаренности
    Задачи:
    1. Создать систему работы вне занятий, дополнительного образования дошкольников.
    2. Дать детям дополнительные, более глубокие сведения изобразительной грамоты.
    3. Создать условия для дальнейшего личностного роста детей, реализации их творческих способностей.

    • admin:

      Лиля, надо бы подкорректировать цель и задачи. Цель можно написать так: Психолого-педагогическая поддержка индивидуальных интересов и способностей художественно одаренного ребенка. В задачах: под номером 1 поставить задачу про условия, но написать не во множественном числе (детей), а в единственном (ребенка). Задача №2: Обогащение художественного опыта ребенка посредством продуктивной деятельности. Задача №3: Построение индивидуальной траектории развития художественно одаренного ребенка.

  6. Наталья:

    Здравствуйте, Белла Геннадьевна! спасибо вам за методические подсказки, они очень помогают в работе и при аттестации. подскажите, пожалуйста, тема «Формирование познавательной активности у старших дошкольников в опытно- зкспериментальной деятельности» актуальна сейчас и правильно ли она сформулирована? спасибо большое.

    • admin:

      Наталья, спасибо за добрые слова! Теперь о Вас: тема очень актуальна и сейчас, формулировка методически грамотная. Молодец! Единственно бы я поправила (чтобы соответствовало нормативным документам) – не «старших дошкольников», а «детей старшего дошкольного возраста».

  7. Людмила:

    Бэлла Геннадьевна, помогите пожалуйста правильно сформулировать тему для аттестации по ЗОЖ (6-7 лет).
    Цель: «Формирование у дошкольников ценностей здорового образа жизни, овладении его элементарными нормами и правилами».Или «Формирование у дошкольников мотивации в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих».
    Задачи: формировать у детей основ здорового образа жизни;
    развивать умение оценивать состояние организма,
    формировать осознанное выполнение правил здоровосбережения.

    • admin:

      Людмила, выбрала из Ваших фраз самые правильные:
      Цель: «Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни». (Вторую часть про «овладение …» не надо, а то получается не цель, а две задачи. Цель должна быть одна).
      Задачи:
      1. Создать условия для овладения воспитанниками элементарных норм и правил здорового образа жизни.
      2. Формировать ответственное отношение к своему здоровью.
      3. Развивать физическое и психическое здоровье воспитанников посредством применения здоровьесберегающих технологий.

  8. Адиба:

    Добрый день Белла Геннадьевна. У меня методическая тема: Формирование сенсомоторного опыта детей раннего возраста в процессе продуктивной деятельности Подскажите пожалуйста!!! Правильно ли сформулировала задачи для этой темы:
    1 Создать условия для обогащения чувственного опыта детей,их представление о многообразии свойств предметов окружающего мира: стимулирование роазвития разных видов детского восприятия:зрительного,слухового,осязательного,вкусового,обонятельного.
    2 Развивать интерес у воспитанников к продуктивной деятельности
    3 Повысить психолого-педагогическую культуру родителей в вопросах сенсомоторного опыта детей

    • admin:

      Адиба, я подкорректировала задачи:
      1.Создать условия для обогащения чувственного опыта детей и их представления о многообразии свойств предметов окружающего мира.
      2. Стимулировать развитие разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.
      3 Повысить психолого-педагогическую культуру родителей в вопросах формирования сенсомоторного опыта детей.

  9. Адиба:

    Бэла Геннадьевна, спасибо за помощь!

  10. Аида:

    Добрый день, Бэла Геннадьевна, подскажите пожалуйста, какая тема на ваш взгляд актуальнее для участия учителю-логопеду в конкурсе:
    1. Обучение грамоте детей логопатов.
    2.Система работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.
    Большое спасибо!

    • admin:

      Аида, мне кажется, что в конкурсе лучше будет смотреться вторая тема. Проектную деятельность можно ярче преподнести. И в сам проект вставить любые формы и методы работы.

  11. Заряна:

    Подскажите темы пожалуйста для раннего возраста. Может есть , что то помимо сенсорики и развития речи?

    • admin:

      Заряна, актуальны еще такие темы:
      1. Развитие самостоятельности у детей раннего возраста посредством игровой деятельности.
      2. Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим природным миром в процессе проектной деятельности.
      3. Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста в различных видах деятельности. (Это не конкретно речевые задачи: ЗКР, грамматика, словарь. Это умение общаться: спросить, ответить, попросить, подать реплику).

  12. Елена:

    Бэла Геннадьевна, подскажите пожалуйста, как правильно писать план организации методической работы в ДОУ. У меня небольшой опыт работы методистом, поэтому затрудняюсь какую форму грамотного планирования выбрать.

    • admin:

      Елена, план можно разработать по трем основным направлениям:
      1. Создание условий для организации образ деятельности в ДОУ (методическое оснащение образовательного процесса, обогащение образ. среды и др.).
      2. Совершенствование профессиональных компетенций педагогов (аттестация, метод. поддержка и сопровождение профессионального развития и самообразования, изучение и обобщение опыта, организация педсоветов, семинаров, конкурсов и др.).
      3. Внутренний и внешний мониторинг качества реализации образовательного процесса.
      (Может быть, что-то упустила, но основное написала).

  13. Елена:

    Бэла Геннадьевна, помогите пожалуйста грамотно сформулировать годовую задачу ДОУ по речевому развитию дошкольников.

    • admin:

      Елена, можно так: «Совершенствовать профессиональную педагогическую деятельность по речевому развитию детей раннего и дошкольного возраста».

  14. Аноним:

    Бэла Геннадьевна,помогите пожалуйста сформулировать правильно годовую задачу ДОУ по организации логико-математического развития детей дошкольного возраста.

  15. Аноним:

    Бэла Геннадьевна! Помогите правильно сформулировать годовую задачу ДОУ по организации логико-математического развития детей дошкольного возраста.

    • admin:

      Здравствуйте! Можно так сформулировать: Организация образовательного процесса, направленного на логико-математического развитие детей дошкольного возраста и реализацию их познавательных возможностей в различных видах деятельности.

  16. Салтанат:

    Добрый вечер! Я работаю психологом в реабилитационном центре моя тема: Развитие познавательной сферы детей с ДЦП через формирование мелкой моторики рук. Хотела узнать правильно ли сформулировано тема и подходит для аттестации

    • admin:

      Салтанат, я Вам ответила на вопрос под статьей «Методика проведения «Музыкальной гостиной в ДОУ». Вы, наверное, забыли, где написали вопрос. Ну, ничего. Я дублирую ответ: «Салтанат, я бы немного подкорректировала тему. Правильнее писать «РАЗВИТИЕ мелкой моторики…». Но тогда получается два раза слово «развитие», да и слово «через» звучит не методически. Предлагаю так: Формирование познавательной сферы детей с ДЦП посредством развития мелкой моторики рук».

  17. Светлана:

    Белла Геннадьевна, помогите сформулировать тему про включение родителей в занятия йогой с детьми с овз в ДОУ.

    • admin:

      Светлана, можно так:
      1. Взаимодействие педагогов с родителями детей с ОВЗ в процессе оздоровительных сеансов йогой.
      2. Сотрудничество педагогов и родителей по оздоровлению детей с ОВЗ посредством занятий йогой.

      • Светлана:

        Спасибо! А подскажите, пожалуйста еще, как сформулировать тему про влияние хореографии на развитие дошкольника, где будут представлены результаты эксперимента)))

        • admin:

          Светлана, наверное так:
          1. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством хореографии.
          2. Развитие музыкально-ритмических способностей у детей дошкольного возраста посредством хореографии.
          3. Формирование эстетического отношения к окружающему миру (фраза из ФГОС) у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к хореографическому искусству.

          • admin:

            Светлана, на ум приходит только одна формулировка:
            1. Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста посредством хореографии.

  18. Светлана:

    Спасибо!!!

  19. людмила:

    Бэлла Геннадьевна, помогите пожалуйста правильно сформулировать цель и задачи по нравственному воспитанию в условиях реализации ФГОС.

  20. людмила:

    Бэлла Геннадьевна,примите поздравления с весенним праздником. Благодарю Вас за помощь.

  21. Олеся:

    Бела Геннадьевна, будьте добры, помогите пожалуйста правильно сформулировать цель и задачи по теме «Коллекционирование как средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Вот, что у меня получилось:Цель моей работы, познавательное развитие детей дошкольного возраста путем создания коллекций.
    Для достижения поставленной цели, выделила ряд задач:
    1. Создать условия способствующие проявлению самостоятельности, любознательности и познавательной деятельности.
    2. Формировать у детей умения и навыки замечать новое, наблюдать, классифицировать, задавать вопросы, бережно относиться к хранению коллекций.
    3. Формировать интерес у детей к различным видам творческой деятельности посредством коллекционирования.
    4. Формировать у детей готовность к совместной деятельности со сверстниками в процессе коллекционирования
    5. Развивать у детей способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения в процессе коллекционирования.
    6. Оснастить пространство группы материалами коллекционирования
    7. Активизировать участие родителей в образовательном процессе.

    • admin:

      Олеся, молодец! Грамотно! Оставляйте так! Маленькие поправки: из задачи № 2 убрать «бережно относиться к хранению коллекций». Задачу № 6 изменить: «Обогатить предметно-пространственную среду группы материалами (или предметами) коллекционирования»

  22. Олеся:

    Бела Геннадьевна большое спасибо!!! Все получилось благодаря вашим статьям.Вы большую помощь оказываете нам и мы за это вам очень благодарны.

  23. Надежда:

    Бела Геннадьевна, здравствуйте, помогите пожалуйста правильно сформулировать тему по самообразованию (по продуктивному чтению). «Формирование коммуникативной речи детей дошкольного возраста посредством технологии продуктивного чтения».Буду Вам очень признательна, если поделитесь информацией по данной теме. Заранее большое спасибо!

    • admin:

      Надежда, у Вас хорошая и грамотная формулировка! Оставьте её. Насчет информации: у меня несколько страниц написано о восприятии художественных произведений и о технологии Чиндиловой по продуктивному чтению в моей книжке «Методические подсказки по ФГОС ДО: книга для воспитателей». Но Вы, наверное, технологию Чиндиловой знаете. Больше информации у меня по этой теме нет.

  24. Светлана:

    Использование здоровьесьерегающих технологий в формирование основ здорового образа жизни у детей старшего возраста.

  25. Светлана:

    Содержание работы по «Использование здоровьесьерегающих технологий в формирование основ здорового образа жизни у детей старшего возраста».

  26. Светлана:

    Помогите пожалуйста правильно сформулировать цели и задачи по данной теме.

  27. Светлана:

    Спасибо

  28. Марина:

    Бела Геннадьевна,добрый день.Я , наверно тут не по теме, но всё же,разрешите спросить.Нет ли у вас статьи на тему : «Индивидуальная работа с дошкольниками с учетом ФГОС ДО». Заранее Вам очень благодарна.

  29. виктория:

    уважаемая Белла Геннадьевна. Подскажите пожалуйста. я хочу составить педагогическую технологию. Правильно ли я сформулировала тему? «Технология использования ИКТ в процессе формирования познавательного отношения к окружающему миру».
    с задачами тоже проблема.

    • admin:

      Виктория, может быть, Вы говорите об АЛГОРИТМЕ использования ИКТ? Разработка технологии – достаточно сложная штука. В ней должны присутствовать, этапы, средства, содержание и обязательно конкретный результат. А то мы сейчас называем технологиями просто игры, какие-то методики и т.д. А сформулировать лучше так (если это и правда технология): «Технология развития познавательного интереса к окружающему миру посредством информационно-образовательной среды». А задачи можно сделать аналогичные задачам в этой статье http://detstvogid.ru/igryi-i-zadaniya-po-poznavatelnomu-razvitiyu-doshkolnikov/.html

      • виктория:

        Спасибо огромное, ваш совет бесценен.Технология действительно дело серьезное, но я попробую ее составить.

  30. Светлана:

    Белла Геннадьевна, подскажите, пожалуйста, как правильно сформулировать название статьи, которая будет касаться здоровьесбережения и социализации, а так же в ней будут затронуты вопросы детской йоги и синхронного плавания?

    • admin:

      Светлана, конечно, все направления в одной формулировке не отразить. Можно так:
      1. Социализация детей дошкольного возраста посредством приобщения к здоровому образу жизни.
      2. Оздоровление детей дошкольного возраста посредством приобщения к активному образу жизни.

  31. Светлана:

    И еще один вопросик, когда представляем и защищаем проект, тема этого проекта должна звучать однозначно, например «Домашние животные» или «Пожарная безопасность. Ребенок один дома»?

    • admin:

      Светлана, тема может звучать как угодно, лишь бы она отражала главную мысль проекта.