ФГОС дошкольного образования обозначил конкретные требования к созданию развивающей предметно-пространственной среде. Она должна обеспечивать:
— максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы;
— возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;
— реализацию различных образовательных программ;
— учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
— учет возрастных особенностей детей.
Учитывая данные требования, педагог должен проанализировать предметно-пространственную среду в группе с точки зрения ее насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности.
Что можно написать в самоанализе:
В соответствии с требованиями ФГОС ДО предметно–пространственная среда в группе является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1. Группа оснащена игровым и спортивным оборудованием, которое обеспечивает:
— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, экспериментирование с доступными материалами (в том числе с песком и водой);
— двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
— возможность самовыражения воспитанников.
2. Созданы условия для возможных изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3. В соответствии с комплексно-тематическим планированием предусмотрены:
— возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели (по прямому назначению и для игры), мягких игровых модулей, игровых ширм, мягких матов, которые также используются в различных видах детской деятельности;
— наличие в группе полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4. В группе имеются различные пространства для игры, конструирования, уединения, а также разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающие свободный выбор детей. Периодическая сменяемость игрового материала и появление новых предметов стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность воспитанников.
5. В группе обеспечен свободный доступ дошкольников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, которые могут быть задействованы в основных видах детской активности.
6. Все игровые материалы, пособия и атрибуты соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Бэла Геннадьевна! Замечательный материал. Думаю, что будет полезен педагогам при написании аттестационных материалов.
Спасибо, Ирина! Надеюсь, что коллегам материал пригодится.
Бела Геннадьевна, здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно написать план развития предметно-развивающей среды муз. зала. При аттестации этому разделу даётся большое количество баллов. Хотелось бы воспользоваться этой возможностью. Методист сказала, что должна быть конкретика и то, что есть у нас это общие сведения. Заранее благодарна.
Ольга, Вам нужно написать, что Вы планируете сделать (разработать, смоделировать). Это будут дид. игры, оборудование, атрибуты, модули, пособия и др. игровой материал. Всё это желательно расписать по критериям развивающей предметно-пространственной среды: содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
Огромное спасибо!