Сюжетно-ролевые игры во второй младшей группе ДОУ

Из опыта работы
«Сюжетно-ролевые игры во второй младшей группе ДОУ»

Шахова Анна Валериевна,
воспитатель МКДОУ № 3,
Новосибирская область, р.п. Мошково

Дошкольный возраст – это возраст первоначального усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира.
Игра – наиболее доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.
Обучение детей 3-4 лет сюжетно-ролевым играм является основным фактором в развитии ребенка, именно в этот момент ребенок получает представление об окружающей действительности. Поэтому свою работу в этом направлении я осуществляю планомерно, стараясь использовать как можно больше наглядного материала, приближенного к действительности.

Как говорил А.С.Макаренко, «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет и в работе…». Эти слова являются ценными и актуальными на протяжении всего дошкольного возраста ребенка.

Я работаю на второй младшей группе и, наблюдая за игрой детей 3-4 лет, замечаю, что каждый ребенок играет со своей игрушкой. Для совместной игры ребята не объединяются, некоторые вообще не играют, а только наблюдают. Часто возникают конфликты из-за игрушек: многим хочется поиграть с пушистой кошкой, маленьким самосвалом, которых не хватает на всех.

Я решила объединить детей в совместные игры, выработать доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться, во что и как они будут играть. Для объединения детей в совместных играх я использую различные приемы. Например, Рома возит грузовую машину, а Максим что-то начал строить, беря время от времени детали из строителя. Предлагаю Роме подвозить Максиму детали, и чтобы быстрее была закончена постройка, подключаю к ней Илью. «Илья помоги, пожалуйста, Максиму» — прошу я. Игра обретает новый характер, в ней участвует уже группа детей. В конце игры обратила их внимание на то, какую хорошую дорогу для машин построили мальчики. Потом, когда дети будут что-то строить, они будут объединяться.

Еще один пример. Я внесла двух кукол в нарядной одежде и сказала: «К нам пришли гости, давайте угостим их чаем». Девочки довольно охотно откликнулись на это предложение. Аня усадила кукол за стол, поставила чашки с блюдцами, Алёна поставила на плиту чайник и разлила куклам чай. К Тане, которая наблюдала в стороне, я обратилась с просьбой помочь Ане и Алёне помыть посуду. Возникла игра с новым сюжетом. Позднее в эту игру дети станут вносить, что-то новое, свое: к примеру, кормить кукол, укладывать их спать, гулять и т.д.

Сюжеты игр развиваются как через самостоятельные, так и через дидактические игры. Содержание каждой из них дает конкретные примеры положительного отношения друг к другу, а также к игрушкам и предметам. Можно провести дидактическую игру «Магазин игрушек», в процессе которой дети будут давать характеристику игрушкам, учиться вежливо, разговаривать с продавцом. У ребят появятся новые знания, опыт, который они успешно применят. Такие игры как: «Уложи куклу спать», «День рождения куклы Кати», «К нам гости пришли», способствуют развитию речи.
Совместная игра доставляет детям большое удовольствие, именно здесь появляются первые ростки дружбы, начинаются первые переживания.

Постепенно нужно формировать умение детей самостоятельно строить сюжет и реализовывать его, используя знания, полученные при наблюдении за окружающей жизнью, слушании сказок, потешек, рассказов. Наблюдения нужно строить так, чтобы в центре находился обязательно человек, осуществляющий трудовую деятельность. Например, наблюдая с детьми работу шофера, няни, врача, обратить внимание на то, что шофер работает на машине и привозит продукты, няня наводит чистоту в комнатах, накрывает столы, моет посуду, врач лечит детей и взрослых.

Таким образом, внимание детей переключается от игровых действий, связанных с предметом, к игровым действиям, связанным с ролью. Однако одного этого не достаточно для возникновения игры. Нужно показать детям, как использовать полученные знания, какой игровой материал выбрать.

Остановимся на любимой детьми игре в больницу. Сначала их нужно познакомить с книгой К. Чуковского «Айболит», обратить внимание на обложку, на которой нарисован доктор в белом халате. Затем рассмотреть иллюстрации, изображающие то, как Айболит лечит зверюшек (ставит градусник, дает лекарства). Дальше побеседовать с детьми о том кто из них был в поликлинике и что там делал. Затем посетит врача в детском саду, посмотреть весы, шкаф, где хранятся лекарства, бинты, вата, коробочки со шприцами и т.д. понаблюдать за работой врача. Объяснить, что врач и медсестра заботятся о здоровье, делают прививки, чтобы никто не болел. Потом можно перейти к игре. Сказать детям: «Я буду врачом. Приходите ко мне лечить своих кукол-дочек». Заранее в определенном месте приготовить уголок для больницы. Роль врача для первого раза берет на себя взрослый, чтобы формировать деятельность детей, которые учились играть, разговаривая между собой.

Врач: Здравствуйте, садитесь, пожалуйста.
Марина: Здравствуйте, дочка моя заболела.
Врач: Давайте послушаем вашу дочку. Дыши глубже! Хорошо. Теперь повернись спиной. Дыши.
Дети внимательно наблюдают за действиями врача, слушают, как он разговаривает с больными.
Врач: Ваша дочка простудилась, я выпишу ей лекарства. Она скоро поправится. До свидания.
Марина: До свидания.

Все дети приходят на прием со своими любимыми игрушками и зверятами, даже те, которые раньше не принимали участия.
В дальнейшем в игру нужно вводить новые атрибуты: банки, шприц, палочки для смазывания царапин. Заинтересовавшись, дети будут активнее включаться в игру. А когда они будут больше знать о профессии врача, провести игру в больницу, роль врача поручить более активным детям. Чтобы поддерживать интерес к игре, усложнить ее содержание, можно ввести роль — медсестры.
Можно организовать сразу две игры: в семью и в больницу, в детский сад и в больницу. Большое значение имеет содержание игры, в процессе которой формируется личность ребенка, воспитываются такие качества как доброта, заботливость, вежливость, любовь к труду, уважительное отношение к людям труда.

Сюжетно-ролевые игры открывают большие возможности для воспитания у детей желания и умения трудиться. «Катя у твоей куклы не убрана постель, стряхни простыню, аккуратно заправь одеяло», — говорю я, и девочка принимается за работу, приучаясь в игре выполнять элементарные трудовые действия. Продуманная обстановка, интересные игрушки, дружное общение с товарищами – все это позволяет ребенку играть с удовольствием, в хорошем настроении. Для воспитания доброжелательных взаимоотношений с детьми рассматривали картины из серии «Мы гуляем». Ребята получали наглядный урок коллективной игры, учились правильному отношению друг к другу.
Ребята постепенно усваивали правильные выражения. Во время игры нужно всегда приходить детям на помощь: выбрать нужные игрушки, место для игры, распределять роли. В результате игра стала неотъемлемой частью жизни и деятельности детей, у ребят появились такие качества как активность, уверенность в себе, умение объединяться небольшими группами и, главное, дружить.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.