Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников

Консультация для воспитателей

 «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников»

 

Рязанова Юлия Вячеславовна,

воспитатель МКДОУ № 16,

г. Новосибирск

Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.

Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам; в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре — одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернуть игру, и.т.д. Но самое главное — в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения.

Сюжеты игр развиваются как через самостоятельные, так и через дидактические игры во время занятий. Содержание каждой из них дает конкретные примеры положительного отношения друг к другу, а также  к игрушкам и предметам. Можно провести дидактическую игру «Магазин игрушек», в процессе которой дети будут давать характеристику игрушкам, учиться вежливо, разговаривать с продавцом. У ребят появятся новые знания, опыт, который они успешно применят. Такие игры как «Уложи куклу спать», «День рождения куклы Тани», «К нам гости пришли», способствуют развитию речи.

Совместная игра доставляет детям большое удовольствие, именно здесь появляются первые ростки дружбы, начинаются первые переживания. Постепенно нужно учить детей самостоятельно строить сюжет и реализовывать его, используя знания, полученные при наблюдении за окружающей жизнью, слушании сказок, потешек, рассказов.

Наблюдения нужно строить так, чтобы в центре находился обязательно человек, осуществляющий трудовую деятельность. Например, наблюдая с детьми работу шофера, няни, врача, обратить внимание на то, что шофер работает на машине и привозит продукты, няня наводит чистоту в комнатах, накрывает столы, моет посуду, врач лечит детей и взрослых.

Таким образом, внимание детей переключается от игровых действий, связанных с предметом, к игровым действиям, связанным с ролью. Однако одного этого не достаточно для возникновения игры. Нужно показать детям, как использовать полученные знания, какой игровой материал выбрать.

Сюжетно-ролевые игры открывают большие возможности для воспитания у детей желания и умения трудиться. «Анечка у твоей куклы не убрана постель, стряхни простыню, аккуратно заправь одеяло», — говорю я, и девочка принимается за работу, приучаясь в игре выполнять элементарные трудовые действия.

Продуманная обстановка, интересные игрушки, дружное общение с товарищами – все это позволяет ребенку играть с удовольствием, в хорошем настроении.

Ребята постепенно усваивали правильные выражения. Во время игры нужно всегда приходить детям на помощь: выбрать нужные игрушки, место для игры, распределять роли. В результате игра стала  неотъемлемой  частью жизни и деятельности детей, у ребят появились такие качества, как активность, уверенность в себе, умение объединяться небольшими группами и, главное,  дружить!

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.