Значение сюжетно-ролевой игры в социально-нравственном развитии дошкольников

Консультация

«Значение сюжетно-ролевой игры в социально-нравственном развитии дошкольников»

Керимова Малахат Васиф кызы,

воспитатель МАДОУ № 157,

г. Нижний Тагил Свердловской обл.

 

Практически во всех современных образовательных программах можно встретить раздел «социально-нравственное воспитание». Умение находить общий язык со сверстниками, выстраивать дружеские взаимоотношения – неотъемлемые составляющие гармонично развитой личности.

Безусловно, развитие детей дошкольного возраста происходит во всех видах деятельности. Среди всех видов деятельности в жизни ребенка наибольшее место занимает игровая. В свою очередь, среди всех видов игр нужно обратить особое внимание на сюжетно-ролевые. Значение сюжетно-ролевой игры трудно переоценить. Советский психолог Д.Б.Эльконин считал, что именно в сюжетно-ролевых играх дети берут на себя функции взрослых [1]. Всевозможные по сюжету и форме игры знакомят дошкольника с существующими жизненными явлениями, невольно обеспечивая при этом овладение социальным опытом взрослых: умениями и навыками, а также суждениями, правилами поведения и первыми представлениями о нравственности. В сюжетно-ролевой игре у детей начинают формироваться межличностные отношения, интерес к деятельности сверстников. Взаимоотношения в игре – база для будущего развития социальных чувств ребенка.

В сюжетно-ролевой игре встречаются взаимодополняющие типы взаимоотношений: реальный и игровой. Реальное взаимоотношение характеризуется созданием отношений между детьми как друзьями, выполняющих общее дело. Игровая деятельность требует от детей согласовывать свои действия ради общей цели. Изо дня в день в ситуации реального и игрового общения дошкольник практикует нормы поведения, учится применять эти нормы к определенным ситуациям.

Необходимое условие для развития социально-нравственных навыков через сюжетно-ролевые игры – грамотная предметно-развивающая среда с обязательным присутствием игровых центров. Разнообразие уголков для сюжетно-ролевых игр, костюмы и атрибуты позволяют педагогу успешно реализовать поставленные задачи.

В педагогической работе воспитатель должен быть верен ряду принципов при организации сюжетно-ролевых игр.

 Во-первых, для эффективного усвоения игрового опыта педагог должен играть вместе со своими воспитанниками.

Во-вторых, на каждом этапе возрастного развития ребенка воспитатель раскрывает игру таким образом, чтобы дети дошкольного возраста овладели наиболее сложными путями ее построения.

В-третьих, сюжет игры должен иметь воспитательное воздействие. Это должно быть учтено педагогом при организации игры.

Чем старше дошкольник, тем богаче содержание сюжетно-ролевых игр. Но это не умаляет достоинства сюжетно-ролевых игр в группах для младшего возраста. Простые по содержанию игры в «дочки-матери», «мамины помощники» закрепляют представления о семье, воспитывают любовь и уважение к родителям, а игры в «космонавтов» развивают у мальчиков нравственно-волевые качества: смелость, мужественность и находчивость.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра может выступить одним из средств социально-нравственного воспитания. Многообразие сюжетно-ролевых игр, включая и бытовую тематику, позволяют ребенку усвоить правила, а также необходимость их соблюдения.

Список литературы:

1. Эльконин А.Б. Детская психология. – М.: Просвещение, 1960.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.