Руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

игры

В современной дошкольной педагогике можно выделить несколько подходов к руководству сюжетно-ролевой игрой дошкольников.

Традиционный подход (Д.В. Менджерицкая, Р.С. Жуковская и др.), суть которого заключается в том, что его разработчики считают — игра, как самостоятельная деятельность, не требует вмешательства педагога, взрослому важно дать знания об окружающей ребенка действительности и актуализировать их в личном опыте ребенка.

Комплексный подход (Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова), в котором руководство игрой сводится к использованию педагогом комплекса методов и приемов. Эти методы и приемы направлены на предварительную подготовку детей к игре посредством ознакомления с окружающим, организации конкретных игр детей с целью овладения ими игровыми умениями.
Структура комплексного метода представлена следующими компонентами:
— ознакомление с окружающей действительностью в активной деятельности;
— совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на обогащение игрового опыта;
— создание развивающей игру предметно-игровой среды;
— проблемное общение взрослого с детьми в процессе игры.

«Партнерский» подход к руководству игрой (обучающий метод) (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова). Авторы этого подхода считают, что цель педагогического воздействия на игру заключается в формировании у детей игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру, в которой дети по собственному желанию реализуют содержание.
Основной принцип этого подхода: взрослый — играющий партнер. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе разворачивать совместную игру так, чтобы воспитанниками осваивался более сложный способ ее построения.

Все эти подходы не противоречат положениям и требованиям ФГОС ДО, поэтому могут быть применены в практике работы педагога.

В целях педагогической поддержки сюжетно-ролевой игры и для организации совместной обучающей (партнерской) игры взрослого и детей необходимо разработать примерный конспект-сценарий, который имеет следующую структуру:
1. Тема игры, возраст воспитанников.
2. Цель, задачи игрового взаимодействия.
3. Необходимое оборудование.
4. Игровые роли и ролевые действия, которые с ними связаны.
5. Возможные ролевые диалоги по поводу разворачивания сюжета.
6. Примерный ход игры.

Например, выдержка из примерного конспекта-сценария сюжетно-ролевой игры «Путешествие на автобусе» (средняя группа).

Игровые роли и ролевые действия, которые с ними связаны
(можно вставить в таблицу)

Водитель: ведёт машину, устраняет неполадки, делает остановки, объявляет их, помогает пассажирам, заправляет машину, моет машину.
Пассажир: покупает билет, выходит на остановке, общается с другими пассажирами, кондуктором.
Работник заправки: заливает в машину бензин, берёт деньги, пробивает чек.
Полицейский: регулирует движение, проверяет документы у водителя, делает замечания или помогает водителю, пассажиру.
Автослесарь: меняет колесо, устраняет неполадки.
Кондуктор: продает билеты, помогает пассажирам.

Возможные ролевые диалоги по поводу разворачивания сюжета
(можно вставить в таблицу)

При общении с водителем
Полицейский с водителем: выясняет маршрут движения. Делает замечания по поводу скорости движения.
Кондуктор с водителем: напоминает водителю об остановках, дает сигнал об остановках по требованию.
Заправщик с водителем: спрашивает, сколько бензина необходимо залить, общаются по поводу оплаты.
Пассажир с водителем: спрашивает у водителя том, на какой остановке выйти. Просит остановить автобус. Спрашивает о том, сколько стоит проезд, когда будет остановка.

При общении с заправщиком
— Заправщик с автослесарем: общаются по поводу поломки бензобака, количества бензина.
— Заправщик с пассажирами: советует пассажирам покинуть автобус во время заправки.

При общении с полицейским
— Полицейский с автослесарем: общаются по поводу других поломок. Выясняет, насколько сложная поломка.
— Полицейский с пассажирами: общаются по поводу правил дорожного движения, поведения в общественном транспорте.
— Полицейский с другим полицейским: общаются по рации по поводу ситуации на дороге.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.