Игры и задания по познавательному развитию дошкольников

Для реализации задач по познавательному развитию дошкольников педагогу необходимо:
— создать условия, которые побуждали бы детей к самостоятельной познавательной деятельности;
— при организации взаимодействия вовлекать ребенка в процесс познавательного поиска;
разнообразить приемы подачи познавательной информации.

Самым эффективным средством для решения данных задач являются творческие задания и игры. Именно они помогают дошкольникам раскрепоститься. В этом случае дети не боятся ошибиться, так как нет правильных или неправильных ответов, все ответы и суждения принимаются на равных, не подвергаясь критике. Ребёнок в такой ситуации свободно фантазирует, а процесс познания доставляет ему радость и удовольствие.

Рекомендуется использовать словесные творческие игры, эвристические приемы, элементы технологии ТРИЗ, загадки-шутки, логические задачи, игры-ситуации.
Например:

Игра «Почему это произошло?»
Задания:
1.Мальчик пришёл в порванных брюках. Почему это произошло?
2. В доме внезапно погасли все электрические лампы. Почему это произошло?
3. Речка вышла из берегов и затопила окрестные луга. Почему это произошло?

Игра «Разрешаем противоречие»:
Примеры подобных ситуаций педагог находит как в повседневной жизни, так и в литературных произведениях.
1. В группу принесли новую куклу (мячик, книгу, игру и пр.). Как быть? Как посту-пить, чтобы все были довольны?
2. Мышь съела волшебную таблетку и стала невидимой. Как сделать, чтобы кот увидел мышь?
3. «Плачет киска в коридоре
У неё большое горе,
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски».
Как киске добыть сосиски?

Творческие вопросы и задания:
— Отгадай слово, которое зашифровано картинками. (По первому звуку, по последнему звуку).
— Реши кроссворд, ребус.
— «Играем в рифму».
— «Волшебные превращения» (жар — …ар, точка — …очка). Во что превратился жар? Во что превратилась точка?
— Чем похожи кузнечик и лягушка? Лягушка и трава? Лягушка и петрушка?
— Чем отличаются береза и сосна? Волк и воробей?
— Определи лишние слова: слон, береза, медведь, лиса, тигр.
После подобных заданий следует вопрос педагога: почему ты так думаешь? Докажи! Это побуждает детей к рассуждению, обоснованию своего мнения, формированию логического мышления.

Задания познавательного цикла:
— Почему бежит ручей?
— Какие животные бывают в полоску?
— Смог бы слон жить в горах? Почему нет?
— Куда плывут облака?
— Где быстрее тает снег: в лесу или на полянке?

Задания по развитию речи и обучению грамоте:
— Замени букву — получишь новые слова: Нина — Зина — Тина — Лина … , булка — балка — белка …
— Чем отличается кит от кота? …
— Переставь буквы в слове апельсин, чтобы получилось название породы собаки и т.д.
— Отыщи спрятанное слово в словах.
— Измени слово по ударению (мука – мука).
— Подбери рифму к слову и сочини двустишье с этим словом и т.д.

Задания по математике:
— Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц, ответь скорей …
— Обведи одним росчерком, не повторяя ни одной линии. (Предлагается какая-либо геометрическая фигура или много в одной).
— Какие числа спрятаны в рисунках?
— Продолжи ряд по увеличению скорости или наоборот: пешеход, поезд …

Задания по рисованию:
— Чем может это стать? (Предлагается любая линия, геометрическая фигура, просто пятно).
— «Волшебные очки» — изобразить рисунок в одной форме, например в форме сердца. Дети рисуют «сердечные» дома, облака, цветы, солнце и др.
— «Кто спрятался?» — воспитатель рисует части любого животного, предмета, предлагает подумать (кто (что) это?) и дорисовать.
— «Изобрази в рисунке образ». (Предлагается образ любого персонажа).
— «Вырази в рисунке свое настроение, настроение мамы, папы … ».

Задания по конструированию:
— Что из этого можно сделать и каким образом? (Предлагается бросовый материал: баночки, коробочки, пластиковые бутылки, проволока и др. или природный материал, в том числе овощи: картофелина, баклажан, перец и др.)

Вопросы по формированию здорового образа жизни:
— Почему полезно причесываться?
— Если ты не вымыл руки, какие неприятности тебя ожидают?
— Почему нельзя пользоваться чужой расческой, зубной щеткой?

Игры-удивления, в которых нужно не только найти ответ, но и обосновать его:
— Для каких животных характерны эти свойства: любопытный, как …; мудрый, как …; сильный, как …; хитрый, как …; верный, как …?
— Назови общие признаки яблока и груши, березы и ели, кошки и собаки, птицы и человека.
— Чем отличается осень от весны, стул от стола, вилка от ложки, подберезовик от сыроежки?
— Что общего между словами: месяц и луна, гроздь и кисть, храбрость и смелость?
— Чем похожи: трава и лягушка, лягушка и заяц, парашют и зонтик, перец и горчица, пылесос и швабра?

Все перечисленные игры, вопросы и задания помогают развивать познавательные способности и творческий потенциал детей дошкольного возраста.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.