В последнее время воспитатели и музыкальные руководители увлеклись такими «модными» методическими темами (темами по самообразованию) как музыкотерапия, сказкотерапия, библиотерапия, изотерапия, пескотерапия, игротерапия и другими «терапиями».
Необходимо внести разъяснения по данному вопросу.
Дело в том, что слово «терапия» в переводе с греческого языка означает «лечение». Поэтому нужно очень осторожно применять любые медицинские термины в педагогической деятельности, а лучше не использовать их совсем.
Да, существует понятие «арттерапия». Это направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. Применяется в медицине (психиатрии, терапии, хирургии) и в психологии (общей, медицинской, специальной).
В инклюзивном образовании арттерапию следует рассматривать как синтез искусства, медицины и психологии. В данном случае осуществляется коррекция нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Поэтому, если педагог работает с детьми, имеющими различные отклонения в развитии, он обязательно должен тесно взаимодействовать со специалистами – психологом, дефектологом, логопедом и др.
Более того, психолог (дефектолог, логопед и др.), который использует в работе с детьми арттерапевтические методики, должен иметь специальную подготовку в самых разных областях знаний — это медицина, психология, педагогика; иметь навыки практической работы в области психодиагностики, психологической коррекции, психотерапии.
Много ли в детских садах таких специалистов?
Если же педагог работает в группе общеразвивающей направленности, то, в данном случае, следует говорить об артпедагогике.
Артпедагогика (художественная педагогика) — это синтез двух областей научного знания — искусства и педагогики. В рамках артпедагогики рассматриваются вопросы художественного развития детей и вопросы формирования основ художественной культуры посредством искусства и художественно-творческой деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрализованно-игровой).
Целью артпедагогики является социальная адаптация личности ребенка средствами искусства.
Таким образом, не нужно гоняться за красивым названием для своей методической темы (темы по самообразованию). Главное, чтобы эта тема была методически грамотно сформулирована, а педагог, в рамках своей компетентности, успешно ее реализовал.
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Спасибо огромное за помощь!Как здорово что я случайно нашла ваш сайт.Хорошо что можно посоветоваться,сама не додумалась. В связи с ФГОС очень много информации сейчас.И статья понятная и полезная.Ещё раз спасибо.
Елена, вот и хорошо, что нашли этот сайт. Заходите почаще, публикации коллег обновляются почти каждый день. И я сама пишу статьи на сайт раз в 7-10 дней.
Добрый вечер. У меня ема опыта тоже перекликается с песочный теорией, но я тему определила следующую — Использование педагогической песочница как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста. Это будет правильный вариант не использую термина песочная терапия. Спасибо.
Елена, очень интересный подход! Но советую тему немного подкорректировать. Надо на первое место «поставить» детей, а у Вас получается, что главное — это песочница, её использование. Предлагаю варианты:
1. Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования песочницы.
2. Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе игр с песком. (Этот вариант мне кажется лучше).