Арттерапия в коррекционной педагогике

Консультация
«Арттерапия в коррекционной педагогике»

Аверина Ольга Владимировна,
учитель–дефектолог
ГОБУЗ «ОСДР для детей с органическим поражением
центральной нервной системы с нарушением психики»,
г. Апатиты Мурманской обл.

Арттерапия – совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности и определяющиеся как жанровой принадлежностью к определённому виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения.
Поскольку арттерапия обеспечивается воздействием средств искусства, то её систематизация основывается, прежде всего, на специфике видов искусства.

Виды арттерапии:
— Музыка – музыкотерапия.
— Изобразительное искусство – изотерапия.
— Театр, образ – имаготерапия.
— Литература, книга – библиотерапия.
— Танец, движение – кинезитерапия.

Однако, было бы не правильным рассматривать видовые различия арттерапии только с точки зрения принадлежности к видам искусства. Виды арттерапии в медицине, психологии, дефектологии дифференцируются в зависимости от лечебного и коррекционного воздействия на ребёнка и формы его организации (индивидуальная и групповая).
Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности ребёнка с ОВЗ (нарушениями развития слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра, имеющими задержку психического развития, умственную отсталость).

Основные функции арттерапии: катарсическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний); регулятивная (снятие нервно-психических напряжений, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния); коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватно межличностного поведения, самооценки).
В арттерапии не делается акцент на целенаправленное обучение, и, следовательно, продукты творчества, возникающие в ходе этого процесса, имеют лишь прикладное значение: служат материалом для анализа породивших их переживаний.

Задачи арттерапии:
— обеспечение с помощью искусства познавательно-информационных потребностей ребёнка с ОВЗ;
— обеспечение развития эмоционально-эстетических, нравственных, коммуникативно-рефлексивных основ личности ребёнка с ОВЗ с помощью искусства;
— осуществление средствами искусства коррекции и профилактики имеющихся отклонений в развитии познавательной деятельности, эмоционально-волевой, моторной и личностной сфер;
— создание условий для социокультурной адаптации ребёнка с особыми потребностями в развитии посредством искусства и художественной деятельности.

Формы арттерапии:
Пассивная и активная. При пассивной арттерапии ребёнок «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, прослушивает музыкальные произведения. При активной форме арттерпии ребёнок сам создаёт продукты творчества: рисунки, коллажи, скульптуры.
Аттерапевтические методы присутствуют в любой программе коррекции, дополняя и обогащая развивающие возможности игры и занятия.

Создание продукта в процессе арттерапии обусловлено целой системой побуждений, центральными из которых являются:
— стремление ребёнка выразить свои чувства, переживания во внешней, действенной форме;
— потребность вступить в коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности;
— стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в любой форме, конструирование мира в виде рисунков, сказок, историй.

Применение арттерапевтических методов в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:
— облегчает процесс адаптации и коммуникации для детей с ОВЗ;
— оказывает дополнительное влияние на осознание ребёнком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создаёт предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций;
— существенно повышает личностную ценность, содействует повышению уверенности в себе за счёт социально значимого признания ценности продукта, созданного ребёнком.
Различные виды арттерпии предоставляют возможность самовыражения, самопознания, и позволяют ребёнку с ОВЗ подняться на более высокую степень своего развития.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.