Методическая тема педагога дошкольного учреждения

kniga

У каждого педагога должно быть направление образовательной деятельности, которому он уделяет особое внимание – это, так называемая, методическая тема или тема по самообразованию.  При прохождении аттестации методическая тема обязательно указывается, раскрывается ее содержание. Желательно провести самоанализ данного направления.
Прежде всего, необходимо правильно сформулировать тему. Формулировка должна быть четкой, ясной, методически грамотной.

Например:
— «Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи»;
— «Формирование личностных качеств воспитанников в игровой деятельности»;
— «Применение развивающих игр как условие формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»;
— «Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»;
— «Наблюдение как средство развития произвольного внимания у воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации».

О том, как сформулировать актуальную тему по самообразованию (методическую тему) Вы можете прочитать в этой статье.

Направление методической деятельности педагога должно перекликаться с годовыми задачами дошкольной организации, а также соответствовать положениям и требованиям ФГОС дошкольного образования.

При аттестации педагога вся работа по методической теме, так же как и портфолио, предъявляется в форме накопительной папки достижений.
Структура методической папки:
пояснительная записка (актуальность выбранного подхода для развития детей, цель и задачи; принципы реализации темы);
методика и организация деятельности по теме (система и содержание деятельности);
схемы, таблицы, графики, отражающие деятельность педагога по указанной теме;
материально-техническое и программно-методическое обеспечение;
этапы работы (особенно, если это касается темы по формированию творческих способностей воспитанников);
— перспективное планирование;
диагностические материалы по методической теме (материалы уровня достижений воспитанников по данной теме);
— используемая литература.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности с формулированием методической темы и её практической реализацией, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

52 комментариев к записи “Методическая тема педагога дошкольного учреждения”

  1. admin:

    Наталья, формулировка темы отличная. Цель я бы чуть изменила и сократила: «Создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми посредством здоровьесберегающих технологий».
    Задачу № 2 тоже можно немного подкорректировать (убрать слово «родителей»): «Формирование у воспитанников осознанного отношения к своему здоровью».
    А в общем – всё грамотно!

  2. Марина:

    Уважаемая Белла Геннадьевна!Из вашей переписки нашла подходящую тему.
    «Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством приобщения к природному миру родного края»
    Задачи:
    1.Разработать и реализовать комплексно-тематическое планирование «Экологическое окно».
    2.Расширить предметно-пространственную среду в группе.Экологический уголок родного края.
    Правильно ли я поставила задачи?Помогите пожалуйста?Заранее благодарна за ваш ответ.

    • admin:

      Марина, правильнее в основных задачах (примерно 3-4 задачи) ориентироваться на ЛИЧНОСТЬ ребенка (как это требует ФГОС). Тогда они будут примерно такие: 1. Создание психолого-педагогических условий для экологического образования воспитанников. (Сюда, кстати, и входит разработка планирования, УМК, обогащение развивающей среды в соответствии с темой). 2. Формирование элементарных представлений о природном мире родного края. 3.Формирование положительного нравственного опыта и основ экологической культуры в окружающем природном мире. 4. Повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах экологического образования детей дошкольного возраста.
      Все эти задачи расшифровываются конкретными действиями в ПЛАНЕ по самообразованию и САМОАНАЛИЗЕ (что сделала, разработала, составила, провела).

  3. Наталья:

    Здравствуйте, Белла Геннадьевна! Помогите, пожалуйста, в формулировке темы самообразования «Трудовое воспитание детей в природе». Заранее спасибо.

    • admin:

      Наталья, можно так:
      1. Экологическое образование детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.
      2. Формирование представлений о природном мире у детей дошкольного возраста посредством трудового воспитания.
      3. Организация трудовой деятельности детей дошкольного возраста в природе.

  4. Уважаемая Белла Геннадьевна!
    Прошу Вас, помогите сформулировать две задачи для годового плана:
    первая касается внедрения ФГОС ДО и профстандарта педагога,
    Вторая- области физического развития ( что- нибудь связанное с развитием основных видов движений)

    Не могу сформулировать единую методическую тему дошкольного учреждения с использованием технологии проектной деятельности

    Заранее спасибо.

    • admin:

      Светлана, предлагаю такие задачи (выберите, какие Вам больше нравятся):
      По профстандарту и ФГОС:
      1. Формирование у педагогов профессиональных компетенций, необходимых для создания условий полноценного развития воспитанников в дошкольной образовательной организации.
      2. Совершенствование у педагогов профессиональных компетенций, необходимых для реализации Программы ДОУ (или ДОО).
      3. Реализация эффективных образовательных инициатив в условиях обновления содержания дошкольного образования.
      4. Организация единого информационно-образовательного пространства в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО.
      По физ-ре:
      1. Организация (или создание) условий для развития двигательной активности воспитанников в дошкольной образовательной организации.
      2. Реализация системы (или модели) физкультурно-оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации.
      3. Проектирование здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации в условиях обновления содержания дошкольного образования.
      По единой метод. теме:
      1. Создание образовательной среды, способствующей позитивной социализации, гармоничному развитию личности ребенка, его инициативы и творческих способностей на основе технологии проектной деятельности.
      2. Реализация эффективных практик в дошкольной образовательной организации посредством технологии проектной деятельности.

  5. Светлана:

    Белла Геннадьевна, вновь обращаюсь за вашей помощью по годовым задачам на следующий год.
    первую задачу хотелось бы продолжить по сюжетно-ролевой игре (в том году была такая тема Повысить профессиональную компетентность педагогов по руководству игровой деятельностью воспитанников, посредством освоения и внедрения технологий сюжетно-ролевой игры).
    А вторую взять по познавательному развитию (ФЭМП или экпериментирование). Спасибо!!!

    • admin:

      Светлана, ФГОС акцентирует внимание на развитие ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ дошкольников и на создание УСЛОВИЙ для развития этих качеств. Поэтому предлагаю примерно так:
      1. Реализация эффективных игровых технологий в дошкольной образовательной организации, направленных на развитие личностных качеств воспитанников.
      2. Создание педагогических условий для познавательного развития воспитанников в исследовательской деятельности.

      • Светлана:

        Вопросик по 2 задаче: «в исследовательской деятельности» — это будет относиться к экспериментированию, а если к ФЭМП?

        • admin:

          Светлана, исследовательская деятельность больше подойдет к экспериментированию. Если ФЭМП, то можно так: «Создание педагогических условий для познавательного развития воспитанников с использованием элементов математической культуры».

          • Светлана:

            Мне очень неудобно, что вновь обращаюсь к вам за помощью, не могли бы вы меня правильно направить на формулировку по этим годовым задачам на название тем педсовета и тематической проверки (вечная проблема). Спасибо огромное!!!!!!

          • admin:

            Светлана,примерные темы педсоветов:
            1. Эффективные педагогические технологии, направленные на развитие личности воспитанников.
            2. Психолого-педагогические условия познавательного развития воспитанников дошкольной образовательной организации.
            3. Содержание исследовательской деятельности в ДОО.
            Кстати, Светлана, у меня в книге «Методические подсказки по ФГОС для воспитателей» представлены современные технологии по развитию личности и личностных качеств (не мои), их разбор и пошаговые инструкции. Очень помогут по данной теме. (Не подумайте, что рекламирую. Мне это ни к чему).
            Темы проверок:
            1. Организация педагогических условий в ДОО по обогащению познавательной сферы воспитанников.
            2 . Эффективные практики внедрения технологий личностного развития воспитанников в ДОО.

  6. Наталья:

    Белла Геннадьевна, помогите пожалуйста сформулировать методическую тему деятельности ДОУ. За основу я взяла: «Игра как ведущий вид деятельности дошкольника». Не хватает опыта правильно сформулировать тему, помогите. Заранее, спасибо.

    • admin:

      Наталья, я поняла, что это основное направление ДОУ, а не Ваша методическая тема (потому что формулировки будут отличаться). Если так, то предлагаю:
      1. Развитие инициативы и самостоятельности (или развитие личностных качеств) воспитанников в процессе игровой деятельности.
      2. Создание условий для активной игровой деятельности воспитанников в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

  7. Аида:

    Здравствуйте! Извините, конечно, я не в той рубрике написала, но не знала, где писать.Подскажите пожалуйста, на что необходимо делать акцент — мне нужно подготовить выступление на тему «Формирование и распространение инновационных практик ДОО по проектированию образовательной среды». Может подскажите с источниками, либо в каком направлении работать, что-то я запуталась, писать о инновационных практиках в доо, или образовательной среде. Большое спасибо Вам за вашу помощь. Благодаря вам я успешно прошла аттестацию на первую категорию. Спасибо!!!!!

    • admin:

      Аида, поздравляю с аттестацией!!! Молодец!!! Ну, теперь немного отдохните, а с сентября нарабатывайте опыт на высшую категорию)))
      Теперь ответ: писать Вы должны об инновационных практиках, которые применяются в современном ДОУ. О том, что такое образовательная среда, прочитайте здесь на сайте в разделе «Методические подсказки». Вот ссылка на статью
      http://detstvogid.ru/chto-takoe-obrazovatelnaya-sreda-dou/.html
      Вместо вступления возьмите эту статейку. Но в первом предложении статьи замените слово «создание» на слово «проектирование».
      Насчет источников, честное слово, затрудняюсь сказать (не могу никак вспомнить что-то дельное). Но советую опять здесь на сайте посмотреть про коллекционирование, это очень хорошая и перспективная тема (практика). Ссылка:
      http://detstvogid.ru/kollektsionirovanie-kak-sredstvo-poznavatelnogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta/.html
      Хорошая тема – социальные акции. Ссылка:
      http://detstvogid.ru/sotsialnyie-aktsii-v-dou/.html
      Вообщем, «покопайтесь» на сайте. Я писала все статьи в соответствии с ФГОС, поэтому они актуальны.
      Может быть, Вы покупали мою книгу «Методические подсказки…». Там разобраны и расписаны 5 современных технологий (не моих). Можно тоже оттуда взять.

  8. Гульназ:

    Добрый вечер,Бэла Геннадьевна! Были ли у вас статьи о концепции билинвального образования в детском саду.Как Вы думаете, каковы перспективы развития системы билинвального образования в детском саду?

    • admin:

      Гульназ, перспективы есть и хорошие. Тема очень интересная. Статей про это у меня нет, но, кстати,хотела данной темой заняться еще года 2 назад. Тут надо различать несколько направлений, особенностей и проблем:1. В последнее время у многих детей проблемы со звуковой культурой речи, а их, в угоду модным тенденциям, обучают второму иностранному языку. В классическом дошкольном образовании есть «закон» — пока у дошкольника не сформируется родная система языка — никаких иностранных языков! 2. Другое дело, когда ребенок с раннего детства говорит на своем этническом языке (дома с родителями ) и, к примеру, на русском (как языке общения на улице, в школе). Но и в этом случае много проблем — есть опасность не выучить грамотно ни один, ни второй. 3. Дети с родителями переезжают из своей страны, например,в Россию. У нас в регионе много деток из Азербайджана. Здесь тоже нужна своя пед. методика, чтобы они быстрее адаптировались и заговорили на русском языке.
      Вообщем, огромный простор для пед. исследований и методических разработок.

  9. Аида:

    Большое спасибо

  10. Гульназ:

    Спасибо за ответ!

  11. Галина:

    Добрый вечер, Бэла Геннадьевна!Я провожу у детей дополнительный кружок по теме» Развитие логического мышления и математических способностей с детьми младшего и среднего возраста. Помогите, пожалуйста , правильно сформулировать задачи по ФГОС

    • admin:

      Галина, задачи могут быть такие:
      1. Создание условий для развития математических способностей у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
      2. Формирование элементарных математических представлений посредством игр математического содержания.
      3. Развитие познавательного интереса к познанию окружающего мира с использованием элементов математической культуры.

  12. Уважаемая Белла Геннадьевна!
    Помогите, пожалуйста, сформулировать задачу годового плана для осуществления первого этапа реализации единой методической темы учреждения по мультикультурному воспитанию дошкольников

    • admin:

      Светлана, на первом этапе задача будет такая: «Создание УСЛОВИЙ для ознакомления детей дошкольного возраста с традициями и обычаями народов разных национальностей». В «условия» могут входить очень многие аспекты: развивающая предметная среда, разработанный методический материал, взаимодействие с родителями, подготовка педагогов по этому направлению. Можете взять какие-то фразы из ФГОС ДО (раздел III «Требования к условиям реализации основной образовательной программы…»).

  13. Наталия:

    Уважаемая Белла Геннадьевна! Собираю папку к аттестации на 1 категорию, моя методическая тема — художественно-эстетическое развитие детей старшего и подготовительного к школе возраста в условиях логопедической группы, работающей по программе Нищевой Н.В. Правильно так формировать тему или нет?

    • admin:

      Наталия, тему надо подкорректировать, так как много ненужных фраз. Методически правильней, если она будет звучать так: «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». Но и эта формулировка очень общая, ведь художественно-эстетическое развитие достаточно объемное (музыка, рисование, лепка и т.д.). Чем конкретно Вы занимаетесь? Напишите. Тогда подкорректируем более точно.

  14. Наталия:

    Это слишком широкая формулировка, конечно. Правильнее сделать акцент на развитие творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности ?

    • admin:

      Наталия, очень хорошую тему Вы назвали, молодец, берите её! «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности».

  15. Светлана:

    Белла Геннадьевна — кладезь мыслей и помощи!!!
    Предстоит большое мероприятие на город в плане теории и практики, помогите, пожалуйста, правильно и красиво сформулировать тему (она пойдет и на самообразование и на аттестацию): касаемо детской йоги и здоровьесбережения. Спасибо!

    • admin:

      Светлана, ну Вы это красиво сказали (про кладезь), спасибо!!! Надо будет запомнить)))
      Я про йогу недавно написала в разделе «Физическое развитие». А формулировки могут быть такие:
      1. Совершенствование здоровьесберегающего пространства ДОУ посредством современных технологий оздоровления воспитанников. (Про йогу можно сказать уже в задачах или во вступительной речи).
      2. Современные технологии формирования культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. (Также – про йогу сказать впоследствии).
      3. Физическое развитие детей дошкольного возраста посредством включения элементов йоги в современную здоровьесберегающую среду ДОУ.
      4. Формирование физически здоровой личности ребенка посредством включения элементов йоги.

  16. Татьяна:

    Здравствуйте Бэла Геннадьевна!Я работаю логопедом в детском саду!В этом году у меня был ввод в старшую группу комбинированной направленности. В группе есть ребёнок- инвалид с диагнозом. :»Асинхронное и темно-задержанное развитие у ребёнка с органическим поражением с преимущественным искажением эмоционально-волевой сферы. F-84″. Как вы считаете,могу ли я взять тему по самообразованию,где планировалась совместная работа педагогов (воспитателей,муз.руководителя,психолога) именно с этим ребёнком? Как можно правильно её сформулировать?

    • admin:

      Татьяна, очень хорошо, что у Вас взаимодействие всех специалистов. Но в теме должна быть отражена специфика именно Вашей работы (аттестовывать-то будут Вас, а не всех вместе).
      Предлагаю свои варианты, они обобщённые, так как Вы не написали свою формулировку темы. Тем не менее, они подойдут и для ребёнка-инвалида (а Вы подкорректируйте формулировки под себя):
      1. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с особыми образовательными потребностями в процессе речевой деятельности.
      2. Логопедическая коррекция речевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитие речи (или задержкой психического развития) в условиях дошкольного учреждения.

  17. Светлана:

    Белла Геннадьевна, вновь за помощью в формулировке темы, касаема традиций группы, утреннего приема с подушками, типа «Утро радостных встреч», как у меня туго!

    • admin:

      Светлана, тут нужно писать более широко — об эмоциональном благополучии или позитивной социализации. Только на одной утренней традиции тема по самообразованию не разрабатывается (слишком мало). Можно, наверное, так: «Формирование позитивных установок (фраза из ФГОС) у воспитанников в процессе приобщения к традициям группы» или «Обеспечение эмоционального благополучия воспитанников в процессе приобщения к традициям группы».

  18. Татьяна:

    Бэла Геннадьевна!Большое спасибо!

  19. Вера:

    Бела Геннадьевна, здравствуйте! Помогите пожалуйста сформулировать цель для годового плана из перечисленных задач:
    1. повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях внедрения профессионального стандарта
    2.Развитие познавательной активности воспитанников ДОУ посредством проектной деятельности
    3.Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни.Заранее спасибо!

    • admin:

      Вера, цель может быть такая (соответствует ФГОС): «Создание психолого-педагогических и кадровых условий для реализации образовательной программы дошкольной организации, призванной обеспечить полноценное развитие личности воспитанников».

      • Вера:

        Белла Геннадьевна!!!! Огромное Вам спасибо. Ваша помощь неоценима!!!!

  20. Светлана:

    Белла Геннадьевна, подскажите, пожалуйста, у вас случайно не разработаны методические рекомендации по написанию годового плана?

    • admin:

      Светлана, к сожалению, нет. Дело в том, что сейчас нет единого на всю страну образца планирования. Каждый д/сад выбирает удобную (или рекомендованную сверху) сетку (модель) плана.

  21. Людмила:

    Белла Геннадьевна, доброго времени суток! Восхищаюсь Вами!!!
    Обращаюсь к Вам за помощью: по результатам мониторинга эффективности педагогических воздействий низкий процент показало «Речевое развитие» и «Художественно — эстетическое». Подскажите, пожалуйста, темы годового плана с учетом того, что заведующий хотела бы видеть пополнение сюжетно — ролевых уголков, а мне хотелось бы затронуть экологическую (патриотическую)тему. Не могу сформулировать в своей голове план работы с педагогами на учебный год. Спасибо.

    • admin:

      Людмила, спасибо большое за добрые слова!!! Мне, правда, очень приятно их читать!
      Теперь о Вашей проблеме. Да… задали Вы задачку – соединить коня и трепетную лань))) Все темы достаточно сложно объединить в какое-то одно направление. Может быть, так:
      1. Организация образовательного процесса в ДОУ на основе регионального содержания (сюда можно вставить патриотическое, экологическое, худ-эстетическое (в смысле восприятия региональной литературы, живописи, музыки, фольклора).
      2. Создание условий для позитивной социализации воспитанников в процессе игровой деятельности (сюда — обогащение ПП среды, развитие речевого взаимодействия, худ-эстетическое).
      3. Формирование профессиональных компетенций педагогов, необходимых для осуществления игровой деятельности с воспитанниками.

  22. Людмила:

    Большое спасибо! Сложно, но попытаемся

  23. Файруза:

    Здравствуйте, Белла Геннадьевна. Помогите пожалуйста сформулировать методическую тему для инновационной площадки по аттестации. У меня есть материал интерактивных игр по обучению чисел и цвета на татарском языке.

    • admin:

      Файруза, если брать только игры по обучению числам и цвету, то получится очень узкая тема. Поэтому ищите такие же игры и по другим направлениям. А формулировки могут быть такие:
      1. Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста посредством интерактивных игр.
      2. Приобщение детей дошкольного возраста к татарскому языку в процессе интерактивных игр.
      3. Познавательное развитие воспитанников на основе этнокультурного содержания.
      4. Формирование этнокультурного самосознания и самоидентичности детей дошкольного возраста посредством интерактивных игр.

  24. Ольга:

    Здравствуйте! помогите сформулировать тему для аттестации. Интересна работа с воспитанниками по созданию мультфильмов. Может быть «Познавательное развитие дошкольников посредством создания анимационных мультфильмов»

    • admin:

      Ольга, у Вас грамотно сформулирована тема. Оставьте ее. Может быть, заменить слово «дошкольников» на «детей дошкольного возраста».

  25. Елена:

    Здравствуйте, Белла Геннадьевна. Помогите, пожалуйста, сформулировать тему для аттестации на первую категорию. Наработан материала о «красной книге». старшая группа.

    • admin:

      Елена, можно так :
      1. Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об окружающем природном мире. (А о «Красной книге» упомянуть в задачах).
      2. Формирование экологической культуры воспитанников в условиях дошкольного учреждения.