Как сформулировать актуальную тему по самообразованию

k skole

В настоящее время, исходя из требований ФГОС ДО, определились приоритеты в развитии детей дошкольного возраста. На основании этих приоритетов педагог может выбрать себе актуальную тему по самообразованию (методическую тему) или скорректировать уже имеющуюся. Можно применять новые формулировки из «Закона об образовании в РФ». Например, не «дошкольник», а «воспитанник»; не «дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)», а «дошкольной образовательной организации (ДОО)».

Итак, приоритеты и темы:
1. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка. Целевые ориентиры – это социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования. С ними Вы можете ознакомиться в самом документе ФГОС ДО.

Формулировки тем по самообразованию могут быть следующие:
— «Развитие личностных качеств воспитанников ДОО в процессе нравственного воспитания».
— «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в музыкальной (изобразительной) деятельности».
— «Приобщение воспитанников дошкольной образовательной организации к социокультурным ценностям».

2. Одним из принципов дошкольного образования по ФГОС ДО является «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности».

Формулировки:
— «Развитие познавательной активности воспитанников ДОО в проектной деятельности».
— «Формирование естественнонаучных представлений у воспитанников дошкольной образовательной организации в исследовательской деятельности».
— «Развитие познавательных способностей детей в условиях дошкольной образовательной организации»

3. Стандарт дошкольного образования направлен на решение такой задачи как «создание условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка».

Формулировки:
— «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».
— «Реализация технологий развития речевого творчества воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации».
— «Развитие творческой активности детей дошкольного возраста в игровой деятельности».

4. Физическое развитие и оздоровление детей всегда было одним из основным направлений деятельности педагогов дошкольных учреждений. В Стандарте дошкольного образования одной из задач является «формирование ценностей здорового образа жизни, развитие физических качеств ребенка».

Формулировки:
— «Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни».
— «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у воспитанников дошкольной образовательной организации посредством современных технологий».
— «Физическое развитие воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации».

Конечно же, это далеко не все приоритеты ФГОС ДО. При внимательном прочтении документа Вы сами сможете их найти и сформулировать тему по самообразованию (методическую тему).

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности с формулированием методической темы, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

181 комментариев к записи “Как сформулировать актуальную тему по самообразованию”

  1. admin:

    Анжелла, предлагаю такие формулировки:
    1. Приобщение детей дошкольного возраста к устному народному творчеству в процессе игровой деятельности (или в различных видах деятельности).
    2. Речевое развитие (или развитие речевой активности) детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с устным народным творчеством.
    3. Позитивная социализация детей дошкольного возраста посредством ознакомления с устным народным творчеством.

  2. Надежда:

    Добрый вечер. В этом году педагоги нашего детского сада будут представлять свой опыт работы по художественно-эстетическому направлению и познавательно-исследовательской деятельности с детьми. Это и открытые показы, и презентация опыта работы, и мастер-классы. Белла Геннадьевна, помогите, как можно сформулировать названия данных мероприятий. Например, в прошлом году мы делились опытом о том, как привлечь внимание дошкольников к истории родного края, его культуре и традициям. Наше мероприятие мы назвали: Витрина педагогического опыта «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям поморской культуры»

    • admin:

      Надежда, я могу предложить ФОРМЫ проведения этих мероприятий, а Вы к ним можете добавить ещё и свои названия:
      1. Педагогическая гостиная «…».
      2. Педагогическая мастерская «…».
      3. Педагогическая лаборатория «…».

  3. admin:

    Алла, можно так:
    1. 1. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения к природному миру родного края.
    2. Ознакомление детей дошкольного возраста с природным миром родного края в процессе различных видов деятельности.
    3. Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о природном мире родного края посредством игровой деятельности.
    4. Экологическое образование детей дошкольного возраста в процессе приобщения к природному миру родного края.

  4. Надежда:

    Белла Геннадьевна, добрый день. С формами проведения мероприятий понятно. Помогите сформулировать тему по художественно-эстетическому направлению. Педагогическая мастерская «…….»

    • admin:

      Надежда, смотря что Вы будете показывать: ИЗО, музыку или что-то другое. Если общее название, то по ФГОС можно так: «Формирование эстетического отношения детей дошкольного возраста к окружающему миру».

  5. Надежда:

    Белла Геннадьевна, добрый день. Подскажите, как можно сформулировать тему мероприятия, на котором педагоги представят опыт организации кружковой работы по позн.-исслед. деятельности, раскажут о реализованных проектах по позн.-исслед деят-ти, а также покажут открытые занятия с детьми по познавательному развитию.

    • admin:

      Надежда, наверное так: «Эффективные практики познавательного развития воспитанников в условиях дошкольного учреждения».

  6. Надежда:

    Спасибо огромное.

  7. Ирина:

    Здравствуйте. Белла Геннадьевна, доброго времени суток. Подскажите пожалуйста, как-то вам задали сформулировать тему по самообразованию связанную с пластилинографией? Могли бы вы мне её сформулировать или подсказать, подойдёт ли мне такая тема? Я работаю на деткас с 1.5-х до 3-х

    • admin:

      Ирина, темы были такие (они подойдут вашим деткам):
      1. Формирование мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
      2. Формирование сенсорного опыта детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

  8. Татьяна:

    Белла Геннадьевна, подскажите, пожалуйста, как грамотно сформулировать тему сообщения на методическом объединении «Современные технологии формирования здорового образа жизни у дошкольников», где будет говориться в общем о здоровьесберегающих технологиях и об использовании йоги в ДОУ?

    • admin:

      Татьяна, можно так:
      1. Формирование здоровьесберегающей среды (или здоровьесберегающего пространства) в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС ДО.
      2. Опыт организации здоровьесберегающей деятельности с детьми дошкольного возраста.
      3. Формирование у детей дошкольного возраста здорового образа жизни в процессе игровой деятельности.
      4. Оздоровление детей дошкольного возраста посредством применения элементов йоги.

  9. Лилия:

    Здравствуйте Белла Геннадьевна! Подскажите, пожалуйста, как сформулировать тему самообразования для последующей защиты передового педагогического опыта.
    Я веду внеурочные занятия по безопасности жизнедеятельности в младших классах.
    Занятия построены следующим образом: постановка проблемы,просмотр видео с остановками, комментариями, обсуждением и опросами.
    Затем проверка знаний (тесты, неоконченные предложения, рисунок ситуации). Мы много снимаем ролики о правилах безопасности с участием детей, много рисуем.

    • admin:

      Лилия, может быть, так:
      1. Формирование у младших школьников основ безопасного поведения в социуме посредством информационно-коммуникационных технологий.
      2. Развитие познавательной активности у младших школьников в процессе освоения знаний по безопасности жизнедеятельности.
      3. Формирование у младших школьников знаний по безопасности жизнедеятельности посредством информационно-коммуникационных технологий.
      4. Развитие у младших школьников самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
      на основе представлений о безопасности жизнедеятельности. (Начало формулировки — фраза из ФГОС начального общего образования)

  10. Аида:

    Здравствуйте, помогите пожалуйста сформулировать тему по самообразованию по патриотическому воспитанию в старшей группе, большое спасибо.

    • admin:

      Аида, формулировки такие:
      1. Развитие личностных качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе патриотического воспитания.
      2. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях информационно — образовательного пространства ДОУ. (Это при помощи ИКТ).
      3. Позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста посредством патриотического воспитания.
      4. Патриотическое воспитание старшего детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным и социальным миром родного края.

  11. Татьяна:

    Бэла Геннадьевна,помогите пожалуйста, сформулировать тему самообразования по здоровому образу жизни связав его с коммуникативными играми(старшая группа). И какую тему можно придумать если педагогу интересно заниматься поделками из бросового материала? Спасибо.

    • admin:

      Татьяна, можно так:
      1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни в процессе коммуникативных игр.
      2. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре здорового образа жизни посредством коммуникативных игр.
      3. Формирование эмоционально-ценностного отношения воспитанников к здоровому образу жизни посредством коммуникативных игр.

  12. татьяна:

    здравствуйте, помогите,пожалуйста советом. Я работаю уже несколько лет по экологическому направлению (познавательно-исследовательскому)в д/с воспитателем, а в этом году у меня новая напарница, которая работала по речевому развитию не связанному с экологией. Основное направление нашей группы — экология, как ей сформулировать тему самообразования, связанную с развитием речи (работаем в старшей логопедической группе по Н.Н.Николаевой)Спасибо!

    • admin:

      Татьяна, могу предложить такие формулировки:
      1. Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природным окружающим миром.
      2. Формирование коммуникативно-целесообразной речи у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования. (Про коммуникативно-целесообразную речь есть статья в рубрике «Речевое развитие»).
      3. Развитие речевой активности у детей дошкольного возраста в процессе формирования экологической культуры.

  13. лиля:

    Здравствуйте, Белла Геннадьевна!Подскажите пожалуйста, можно ли взять тему по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития» я который год увлекаюсь постановками с детьми сказок, сценок,различных инсценировок,где выходим с их показом на утренники и даже на городские мероприятия.Получаем 1 места.Люди просят поделиться опытом,заведующая заставляет написать программу кружка, а я(страшно признаться) не знаю как это сделать.

    • admin:

      Лиля, я ответила Вам под статьей «ФГОС ДО: художественно-эстетическое развитие». Посмотрите там, пожалуйста.

  14. оксана:

    Здравствуйте, Белла Геннадьевна. Помогите, пожалуйста, сформулировать тему по самообразованию основанную на трудовой деятельности дошкольников (хозяйственно-бытовой труд). Например: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности».

    • admin:

      Оксана, можно так:
      1. Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.
      2. Социализация личности воспитанника ДОУ посредством трудовой деятельности.
      3. Организация хозяйственно-бытового труда детей дошкольного возраста в условиях ДОУ (но это общая тема).
      4. Формирование позитивных установок у воспитанников к различным видам труда (фраза из ФГОС) в условиях дошкольного учреждения.

  15. Надежда:

    Здравствуйте, Белла Геннадьевна, помогите пожалуйста сформулировать задачи кружка «Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста посредством развивающих игр». (с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера) Спасибо.

    • admin:

      Надежда, задачи кружка можно сформулировать по образцу, который я дала в статье «Как формулировать цель и задачи по методической теме» в рубрике «Методические подсказки». Вот ссылка http://detstvogid.ru/kak-formulirovat-tsel-i-zadachi-po-metodicheskoy-teme/.html
      У Вас они будут примерно такие: 1. Создать условия … 2. Формировать умение создавать конструкции, применять схемы, модели, образцы. 3. Развивать логическое мышление (и ещё что-нибудь) посредством использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

  16. Надежда:

    Здравствуйте, подскажите, можно ли одну и ту же тему брать несколько лет подрят?

    • admin:

      Надежда, да, можно. Это делается для того, чтобы наработать хоть какой-то опыт, а потом его апробировать и обобщить. Одного года работы маловато будет. Но я слышала, что в некоторых регионах рекомендуют брать тему на один год. Это не совсем правильно.

  17. Елена:

    Здравствуйте. Правильно ли сформулирована тема по самообразованию?»Развитие познавательно-речевой деятельности детей дошкольного возраста посредством знакомства(или приобщения) к истокам народной культуры»Спасибо. Заранее благодарна.

    • admin:

      Елена, в принципе тема правильно сформулирована. Но я хочу Вам предложить более лаконичные формулировки:
      1. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры в различных видах деятельности.
      2. Ознакомление детей дошкольного возраста с народными традициями и культурой (желательно добавить с какими – русскими, татарскими или др.) в процессе познавательно-речевой деятельности.

      • admin:

        Елена, хорошая задумка, актуальная до сих пор! Молодец! Но вот портфолио не должно быть главным акцентом в формулировке темы. Главными должны быть дети (их формирование, развитие) или, как в Вашем случае, – родители. Портфолио будет одним из средств. Предлагаю так:
        1. Взаимодействие с родителями воспитанников в процессе проектной деятельности. (Советую разработать какой-нибудь проект на основе создания портфолио).
        2. Психолого-педагогическая поддержка семьи по позитивной социализации детей раннего возраста. (Совместное создание портфолио будет одним из средств этой поддержки).
        3. Педагогическое сопровождение образовательных инициатив семьи в условиях дошкольного учреждения. (Это общая тема, но уж очень красивая))).

        • Белла Геннадьевна!Спасибо большое !Тоже чудом наткнулась на сайт ,порекомендовала своим коллегам!ВЫ молодец!Спасибо вам за терпение,выдержку и конечно за ПРОФЕССИОНАЛИЗМ!

          • admin:

            Елена, спасибо Вам большое за такие слова!

  18. оксана:

    Спасибо за помощь, подсказку, свежие идеи… Поверти, это для нас очень важно и дорого.

  19. Здравствуйте,у меня ребятишки 1 мл .группы.Хотела воплотить в жизнь задумку о создании портфолио начиная с раннего возраста,привлекая родителей.Ведь это самый замечательный ,непосредственный .забавный возраст.Хотела с вами посоветоваться,актуально это или нет,как сформулировать тему к защите .Спасибо!

  20. Елена:

    Здравствуйте!Очень рада,что наткнулась случайно на Ваш сайт,очень много новой и полезной информации.И тоже решила попросить помощи у профессионала!Помогите,пожалуйста,сформулировать тему самообразования(в дальнейшем думаю её использовать для аттестации).Хочется создавать лэпбуки вместе с детьми(6-7лет)!Как правильно тему сформулировать?Буду очень признательна!!!

    • admin:

      Елена, спасибо за отзыв о сайте! Очень приятно!
      Теперь о лэпбуках. Я долго думала — писать в формулировке само слово «лэпбуки» или нет?
      С одной стороны, без этого слова не обойтись, а с другой – как бы не «напугать» экспертов при аттестации, вдруг им не понравится «не педагогическое» слово. Я так и не определилась, поэтому пишу формулировки и с этим словом, и без него, а Вы уж выбирайте:
      1. Развитие познавательного интереса и познавательных действий (это фраза из ФГОС) у детей старшего дошкольного возраста посредством создания лэпбуков.
      2. Развитие инициативы и творческих способностей (или личностных качеств) детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности. (А про лэпбуки можете написать в одной из задач).
      3. Позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста в процессе разработки лэпбуков.
      Вы можете подкорректировать эти формулировки сами, взяв начало от одной, а окончание – от другой.

  21. надежда:

    Белла Геннадьевна, здравствуйте. Необходимо обобщить свой педагогический опыт, а как правильно это сделать-не знаю. Подскажите, нет ли у вас какой-нибудь статьи на эту тему.

    • admin:

      Надежда, похожая статья есть про портфолио. Там так же, как и в обобщении опыта, требуется аналитическое описание своей деятельности. Вот ссылка. http://detstvogid.ru/portfolio-pedagoga/.html
      А структура обобщения опыта примерно такая: актуальность опыта, цель, задачи, теоретическая часть, практическая часть, результаты.

  22. Людмила:

    Здравствуйте уважаемая Белла Геннадьевна. Работаю в детском саду первый год. Требуют методическую тему по самообразованию. Т.к. в группе есть ребенок с ОВЗ, взяла тему «Введение инклюзивного образования в воспитательные отношения в группу общеразвивающего вида в ДОУ». Сказали, что тема звучит некорректно. Так ли это?

    • admin:

      Людмила, не надо из-за одного ребенка брать методическую тему! Для него разработайте индивидуально-образовательный маршрут (сядьте вместе со всеми специалистами и после диагностики разработайте маршрут). А тему возьмите все-таки для большинства детей.
      Да, Ваша формулировка темы звучит не корректно и очень общая. Она больше похожа на научный доклад или отчет. Акцент должен быть на детях. Вы подумайте, что у Вас лучше получается (по какой теме хотели бы работать) или какие проблемы есть у большинства детей (с речью, рисованием или др.) и потом напишите мне. Я помогу с формулировкой.

      • Людмила:

        Спасибо огромное за помощь. А что, если взять что то связанное с изобразительным искусством? Например: «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности», или «Развитие творческих способностей дошкольников средствами рисования»? Ну что то связанное с ИЗО деятельностью. Мне это ближе всего. Буду очень признательна.

        • admin:

          Людмила, Вы сами и сформулировали грамотную тему – «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности». Можно ещё так: «Развитие инициативности и самостоятельности детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности». (Тоже актуальная тема).

          • Людмила:

            Белла Геннадьевна, большое Вам спасибо.

          • Людмила:

            А цели и задачи вот так будут правильно? Цель работы: развитие художественно-творческих способностей в процессе рисования у детей 5 – 6 лет.
            Задачи:
            1) знакомить детей с особенностями рисования живописными и нетрадиционными материалами;
            2) организовать специальные занятия по выявлению художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в области рисования;
            3) развивать художественно-творческие способности детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования.

          • admin:

            Людмила, цель хорошая. Две первые задачи подойдут, а третью надо убрать – она повторяет Вашу цель. Я бы первой задачей поставила такую: Создать условия для развития художественно-творческих способностей в процессе изобразительной деятельности.
            Вы ещё прочитайте статью про то, как формулировать цель и задачи. Может быть, что-то захотите изменить. Вот ссылка:
            http://detstvogid.ru/kak-formulirovat-tsel-i-zadachi-po-metodicheskoy-teme/.html

  23. Евгения:

    Здравствуйте, Белла Геннадьевна, помогите пожалуйста сформулировать тему по самообразованию по развитию речи+ театральная деятельность. Заранее спасибо за помощь.

    • admin:

      Евгения, можно так:
      1. Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
      2. Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
      3. Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.

  24. Оксана:

    Посмотрите пожалуйста, может ли быть такая тема по самообразованию «Использование наглядного моделирования в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста» Или что-то изменить? Спасибо!!!

    • admin:

      Оксана, правильнее сформулировать так: «Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе (или посредством) наглядного моделирования». На первом месте (в начале) здесь должно быть речевое развитие детей, а средство (в данном случае — наглядное моделирование) будет на втором месте.

  25. Ирина:

    Здравствуйте. Белла Геннадьевна, хочу обратиться к Вам ещё раз. Помогите сформулировать тему. Нужно что-то связанное с двигательной активностью детей первой младшей группой. Можно подключить мероприятия с родителями. Что-то похожее на «Формирование интереса к развитию двигательной активности детей раннего возраста.

    • admin:

      Ирина, можно так:
      1. Развитие двигательной активности у детей первой младшей группы (или у детей раннего возраста) в процессе подвижных игр.
      2. Развитие двигательной активности у детей раннего возраста посредством физкультурных упражнений.
      3. Взаимодействие с родителями по развитию двигательной активности детей раннего возраста в различных видах деятельности.
      4. Психолого-педагогическая поддержка семьи по развитию двигательной активности детей раннего возраста.

  26. Светлана:

    Здравствуйте, Белла Геннадьевна! Посмотрите пожалуйста, может ли быть такая тема по самообразованию «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста».
    Цель:
    1. Внедрение ИКТ в работу с детьми старшего дошкольного возраста
    Задачи:
     повысить уровень профессионального мастерства и самооценки воспитателя;
     расширить творческие способности педагога и эффективность процесса воспитания, обучения и развития дошкольников;
     активизировать познавательную деятельность детей;
     расширить возможности развивающей среды в подготовительной группе детского сада;
     использовать ИКТ в работе с родителями.
    Спасибо.

    • admin:

      Светлана, формулировку темы надо бы подкорректировать (сделать более конкретной). Нужно говорить о развитии чего-то у детей посредством ИКТ. Например, «Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром (или познавательное развитие) посредством ИКТ». Но, если говорить об этой формулировке, то цель хорошая. Первые две задачи очень общие. Нужна конкретика: в какой области (по отношению к детям) Вы хотите повысить свои профессиональные качества? Третья задача тут лишняя, так как Вы должны говорить о себе. Две последние задачи хорошие, их можно оставить.

  27. Надежда:

    Здравствуйте, помогите пожалуйста, сформулировать тему для начинающего старшего воспитателя, будучи воспитателем было интересно наглядное моделирование в развитии связной речи детей, можно ли ее сформулировать в масштабе детского сада? Также очень привлекает процесс создания предметно развивающей среды области «Познавательное развитие» различные лепбуки, пособия своими руками, возможно ли ст воспитателю взять такую тематику? спасибо.

    • admin:

      Надежда, забудьте свои любимые темы))) Вам сейчас надо ориентироваться на годовые задачи д/сада или на то, в чем сильны воспитатели на группах (в каких областях и направлениях). Ведь транслировать и популяризировать свой опыт будут они, а не Вы.
      Я предложу свои, а Вы уж скорректируйте темы под себя.
      1). Формирование у педагогов дошкольной образовательной организации профессиональных компетенций в сфере (или в области) художественно-эстетического (или познавательного, речевого…) развития воспитанников.
      2). Методическое сопровождение познавательного (речевого) развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
      3). Методическое сопровождение реализации эффективных технологий в дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС ДО.
      4). Проектирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях обновления содержания дошкольного образования.

  28. Татьяна:

    Здравствуйте, как правильно сформулировать тему опыта работа для аттестации старшего воспитателя?

    • admin:

      Татьяна, как раз над нашей с Вами перепиской я ответила Надежде (18 октября), там несколько тем для старшего воспитателя. Посмотрите, пожалуйста.
      Старшему воспитателю, чтобы «убить несколько зайцев сразу», нужно ориентироваться на годовые задачи д/сада, приоритетное направление д/сада и на темы, которые реализуют сильные в методическом плане воспитатели. Если я Вас неправильно поняла, то напишите, пожалуйста, конкретнее. Обязательно отвечу.

  29. наталья:

    Здравствуйте!Пожалуйста подскажите как сформулировать тему самообразования «Написать сценарий к проведению социальной акции в дополнительном образовании»,пожалуйста!Жду ответа

    • admin:

      Наталья, можно так:
      1. Развитие нравственных качеств личности воспитанников ДОУ в процессе проведения социальных акций.
      2. Формирование эмоционально-ценностных представлений у детей дошкольного возраста посредством социальных акций.
      3. Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе социально-коммуникативной деятельности. (А про акции можно уточнить в задачах).
      Вы прочитали здесь на сайте статью про социальные акции? Вот ссылка:
      http://detstvogid.ru/sotsialnyie-aktsii-v-dou/.html

  30. Гульназ:

    Здравствуйте, Бэлла Геннадьевна.Очень нужен план самообразования для педагогов. Помогите, пожалуйста!

    • admin:

      Гульназ, я могу разработать план по самообразованию по той теме, по которой Вам нужно, но это уже платно. Если нужно, то пишите на электронную почту сайта detstvogid@yandex.ru Я об этом писала на странице «Мои услуги»

    • admin:

      Светлана, напишите на почту сайта detstvogid@yandex.ru Опишите свою просьбу, я вышлю номер своей карты. А после оплаты дня через 3 отправлю Вам сделанный или доработанный материал.

  31. Светлана:

    Здравствуйте, Бэлла Геннадьевна, как можно получить платную услугу.

  32. Светлана:

    Здравствуйте,Бэлла Геннадьевна!Помогите пожалуйста,сформулировать тему по самообразованию.Работаю на второй младшей группе,хочу связать сенсорное развитие с конструированием.Заранее спасибо.

    • admin:

      Светлана, можно так:
      1. Формирование сенсорного опыта детей младшего дошкольного возраста посредством конструирования.
      2. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе конструирования.
      3. Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе конструирования.

  33. Любовь:

    Здравствуйте,Белла Геннадьевна! Подскажите правильно ли я сформулировала тему по самообразованию.» Развитие речевой активности детей дошкольного возраста через нетрадиционные приемы обучения детей рисованию.» Я

    • admin:

      Любовь, в принципе — правильно. Но предлагаю еще подкорректировать. Вот так: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных приемов обучения рисованию». Слово «через» лучше заменить грамотным и методическим словом «посредством».

  34. Надежда:

    Белла Геннадьевна, подкорректируйте, если необходимо, задачи.
    Тема: «Оздоровление детей дошкольного возраста посредством инновационных форм организации физической деятельности»
    Цель: Укрепление здоровья и развития двигательной активности воспитанников посредством инновационных форм организации физической деятельности.
    Задачи:
    1. Укреплять здоровье детей.
    2.Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки.
    3.Развивать физические качества.
    4.Создавать условия для реализации потребности в двигательной активности.
    5. Выявлять интересы, склонности, способности воспитанников.

    • admin:

      Надежда, задачу № 1 дополнить: «Укреплять здоровье дошкольников посредством профилактических и оздоровительных мероприятий». Задачу про условия желательно поставить на первое место. А задачу № 5 лучше не писать. А то потом замучаетесь с разными видами диагностики (потому для выявления интересов и способностей нужен комплекс диагностических методик, а у Вас и так будет диагностика по оздоровлению и физ. развитию).

  35. Светлана:

    Здравствуйте Белла Геннадьевна! Случайно наткнулась на ваш сайт. Я готовлюсь к аттестации на первую категорию и ищу как правильно сформулировать тему самообразования. У меня к вам просьба посмотрите пожалуйста правильно ли сформулирована тема«Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения через формирование основ безопасного поведения на дороге»
    задачи по теме:
    1.Формировать у детей навыки по правилам дорожного движения.
    2.Систематизировать работу ДОУ и семьи в вопросе ознакомления детей с правилами дорожного движения и их соблюдению в жизни.Спасибо большое.

    • admin:

      Светлана, методически правильнее тема будет звучать так: «Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения». Потому что главное у Вас – формирование основ, а одним из средств Вы выбрали ознакомление с правилами.
      Задач надо написать минимум три. Первой напишите: «Создать условия для формирования у воспитанников основ безопасного поведения на дороге». А потом пойдут уже две Ваших задачи. Во второй задаче допишите ещё к слову «навыки» слово «знания».

  36. Юлия:

    Здравствуйте Белла Геннадьевна! Помогите сформировать тему по самообразованию, пожалуйста. Провожу нанайские игры, что-нибудь с формированием этнической толерантности.

    • admin:

      Юлия, фраза «формирование этнической толерантности» очень красивая, но как Вы будете это диагностировать? Поэтому лучше сформулировать так:
      1. Приобщение детей дошкольного возраста к нанайскому фольклору посредством игровой деятельности.
      2. Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой и традициями нанайского народа в процессе игровой деятельности.
      3. Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о малой родине в процессе игровой деятельности.

  37. Ольга:

    Здравствуйте Белла Геннадьевна! Уже задавала этот вопрос, но не могу найти ответа-повторюсь! Подскажите, обязательно ли нужно на высшую категорию представлять свою программу? И где нам воспитателям можно посмотреть что для этого необходимо! В методических рекомендациях не понятно какие графы нужно заполнять на высшую категорию! Спасибо!

    • admin:

      Ольга, да я помню этот вопрос. Сама программа (будь то рабочая программа или программа самообразования педагога) нужна. А вот нужно ли её представлять, сказать не могу. Это зависит от требований Вашего региона. Ведь в каждом регионе требования разные. Вам обязательно нужно зайти на сайт или Вашего ИРО (где повышаете квалификацию) или того учреждения, куда Вы подаете заявление. Кроме методических рекомендаций смотрите бланки, которые надо заполнять, и листы для экспертов (по каким параметрам они будут Вас оценивать).

  38. Ирина:

    Здравствуйте Белла Геннадьевна!Работаю с детьим в 1 младшей группе. Детки плохо говорят, хотелось бы выбрать тему по развитию речи с малышами. Как можно правильно анписать тему?

  39. Ирина:

    Извините, опечатка- как можно методически правильно ЗАПИСАТЬ тему7

    • admin:

      Ирина, можно так:
      1. Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста в различных видах деятельности.
      2. Развитие речевой активности детей раннего возраста в различных видах детской деятельности.
      3. Формирование основ диалогического общения у детей раннего дошкольного возраста посредством коммуникативных игр.

  40. Наталия:

    Здравствуйте Белла Геннадьевна! Помогите пожалуйста сформировать тему по самообразованию о создании предметно-развивающей среде в старшей группе. Заранее спасибо большое

    • admin:

      Наталия, вообще-то в теме по самообразованию акцент должен быть на детей (их развитие, формирование чего-то), а предметно-развивающая среда будет одним из средств. Получается, что все свои усилия Вы будете прилагать не для детей, а для того, чтобы создать среду. Тогда надо обозначить — для развития каких именно качеств или знаний воспитанников Вы создаёте эту среду. Можно так:
      1. Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации театрально-игровой деятельности воспитанников.
      2. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в группе по развитию речевой активности воспитанников.
      3. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе по познавательному развитию детей дошкольного возраста.

  41. Ольга:

    Доброго времени суток! Белла Геннадьевна, помогите пожалуйста сформулирвать тему для аттестации по художественно-творческой деятельности детей старшего возраста. Заранее благодарю.

    • admin:

      Ольга, жаль, что Вы не написали, какие именно направления в художественно-творческой деятельности будете брать (музыка, рисование, конструирование или др.). Я Вам напишу формулировки, а Вы их исправьте в соответствии с направлением:
      1. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивных видов деятельности (или в процессе конструирования, изобразительной деятельности или др.)
      2. Развитие творческой самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста посредством продуктивных видов деятельности.
      3. Развитие инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности (или в другой деятельности).
      4. Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности. (Но это общая тема).

  42. Ольга:

    Спасибо! Все понятно! Но программу нужно где-то утверждать? На уровне детского сада будет достаточно или в отделе образования?

    • admin:

      Ольга, программу нужно обязательно утвердить на педсовете ДОУ (на титульном листе слева вверху должно быть написано, что программа утверждена и от какого числа Протокол). Старший воспитатель знает, дайте ему программу.

  43. Татьяна:

    Здравствуйте! Работаю с детском саду, с детьми ЗПР. Когда аттестовалась на 1 категорию, мне дали рекомендации: коррекционно-развивающие технологии.У меня много наработок по песочной терапии с детьми ЗПР и по сенсомоторным способностям детей ЗПР. Изучив множество литературы, выяснила, что к коррекционным технологиям относится песочная терапия, а сенсомоторные способности к педагогическим технологиям. Посоветуйте пожалуйста, какую тогда тему взять, чтобы было связано с коррекционными технологиями, и конечно же актуально для нашего времени. Как правильно сформулировать тему. Заранее спасибо за предложенные варианты.

    • admin:

      Татьяна, если Вы воспитатель (пусть даже на группе детей с ЗПР), то Вам нужно заниматься ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ технологиями (пусть и коррекционной направленности), т.е. коррекционно-педагогической деятельностью. А конкретно специальной коррекцией занимаются дефектологи, логопеды и психологи, у которых есть СПЕЦИАЛЬНОЕ образование. Так что, я бы поспорила с тем человеком, который Вам написал такую рекомендацию. Посмотрите, пожалуйста, на сайте здесь статью про всякие терапии: http://detstvogid.ru/artterapiya-i-artpedagogika-v-dou/.html
      Могу предложить формулировки коррекционно-педагогического характера (может быть, возьмёте что-то для себя):
      1. Позитивная социализация детей дошкольного возраста с ЗПР посредством нетрадиционных техник рисования.
      2. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР в процессе игровой деятельности.
      3. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста с ЗПР в различных видах деятельности.
      4. Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с особыми образовательными потребностями в процессе художественно-эстетической деятельности.
      5. Социальная адаптация детей дошкольного возраста с ЗПР посредством проектной деятельности.

      • Татьяна:

        Спасибо большое! Статью про терапии читала, до того как написать Вам. В статье всё четко и понятно расписано, поэтому у меня и возникли вопросы в голове.

  44. Оксана:

    Здравствуйте! Белла Геннадьевна, помогите, пожалуйста, сформулировать тему для аттестации в соответствии с фгос ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения
    Заранее спасибо большое

    • admin:

      Оксана, можно так:
      1. Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в социуме. (А про ПДД напишите в задачах).
      2. Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения в процессе различных видов деятельности.
      3. Ознакомление детей дошкольного возраста с основами безопасного поведения на дорогах и улицах посредством проектной деятельности.

  45. Елена:

    Добрый вечер, Белла Геннадьевна. Помогите, пожалуйста, сформулировать тему для 1категории. Педагогический стаж год и поэтому затрудняюсь.Группа 3-4 года. Дидактическая игра как средство формирования логического(математического) мышления у детей младшего дошкольного возраста.

    • admin:

      Елена, формулировка будет такая: «Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр математического содержания».

      • Елена:

        Спасибо вам огромное!!!

        • Елена:

          Белла Геннадьевна, добрый вечер. Можно мне еще раз уточнить по своей теме. Наш методист сказала, что логическое мышление только у старших дошкольников, тем самым смутила меня и опять погрузила в раздумья. Возможно мне лучше заменить логическое на наглядно — образное или оставить логическое, но в задачах написать развитие отдельных компонентов логического мышления детей младшего дошкольного возраста ( сравнение, обобщение…). Помогите мне, пожалуйста.

          • admin:

            Елена, а ведь правильно говорит Ваша методист (она молодец!) – логическое мышление начинает развиваться к старшему дошкольному возрасту. К сожалению, мы часто в гонке за красивой формулировкой упускаем эти нюансы. Вот и я, посчитав, что не очень красиво звучат слова «наглядно-действенное» и «наглядно-образное» мышление, написала «логическое». Конечно, отдельные элементы (компоненты) логического мышления присутствуют и у малышей. Но, раз Вам сделали замечание, то надо изменить формулировку. Я все-таки считаю, что не очень будут красиво звучать все эти типы мышления. Исходя из фраз ФГОС, можно переделать так:
            1. Формирование у детей младшего дошкольного возраста первичных представлений о свойствах и отношениях предметов окружающего мира посредством дидактических игр математического содержания. (Это о форме, цвете, размере, кол-ве, числе и т.д.)
            2. Формирование у детей младшего дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

  46. Лилия:

    Добрый вечер,Белла Геннадьевна! Помогите,пожалуйста,с выбором методической темы.У меня вторая младшая группа.
    «Развитие личностных качеств воспитанников ДОО через художественную литературу» или «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством пальчиковой гимнастики.Что лучше взять?
    Заранее большое спасибо.

    • admin:

      Лилия, берите вторую тему!!! Развитие личностных качеств – это наполовину психологическая тема, тем более, что у малышей очень сложно будет диагностировать какие-то личностные качества, так как они ещё только зарождаются (я говорю об инициативности, самостоятельности и т.д.). А коммуникативные навыки – самая актуальная тема для второй младшей. Формулировка у Вас грамотная (только добавьте слово «младшего»). Берите, не сомневайтесь!

      • Лилия:

        Спасибо большое!Вы так помогаете)
        Подскажите, пожалуйста,правильно ли будут звучать цель и задачи.
        Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

        Задачи:
        1. Формировать овладение образно-игровыми и имитационными движениями в сочетании с речью;

        2.Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности
        (на занятиях по лепке, рисованию, развитию речи, математике, и.т.д.);

        3.Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные особенности ребенка;
        4. Вызывать положительные эмоции и прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм.

        • admin:

          Лилия, если Вы в формулировке темы писали о коммуникативных навыках и пальчиковой гимнастике, то эти фразы надо повторять и в цели, и задачах (или замените «гимнастику» на «игры»). В задачах у Вас ни слова о коммуникативных навыках — только об играх (только чуть в первой задаче про речь). А ведь главное у Вас — ком. навыки, а пальчиковые игры (гимнастика) будут только средством. Поэтому Вашу задачу № 3 уберите (Вам же надо будет тогда, кроме навыков, диагностировать и все эти способности). А задачу № 2 напишите так: Активизировать коммуникативное общение дошкольников в различных видах деятельности (на занятиях по лепке, рисованию, развитию речи, математике и других).
          Цель надо подкорректировать. Можно так: Развивать речевую активность воспитанников в процессе сенсомоторной деятельности.

  47. Анна:

    Здравствуйте Белла Геннадьевна! Помогите сформировать тему по самообразованию, пожалуйста. Работаю с детьми с 12-16 лет.В программу входят туризм (различные экскурсии), психология и прикладное искусство.

    • admin:

      Анна, непростая задачка. Такие различные направления сложновато объединить вместе одной формулировкой. Надо было Вам написать цель той программы, по которой работаете (мне было бы легче ориентироваться). Может быть, так:
      1. Формирование социальных компетенций (фраза из ФГОС) у обучающихся посредством ознакомления с окружающим миром.
      2. Развитие эстетического сознания обучающихся в процессе творческой деятельности эстетического характера (почти дословно из ФГОС).
      3. Формирование ценностно-смысловых установок (фраза из ФГОС) у обучающихся посредством приобщения к окружающему социальному миру.

  48. Вера:

    Добрый вечер Белла Геннадьевна! Помогите правильно сформулировать тему по самообразованию «Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста посредством подвижных игр.» Большое спасибо!

    • admin:

      Вера, у Вас методически грамотная формулировка. Ничего не меняйте. Все понятно и четко.

      • Вера:

        Большое спасибо! Сформулирую цель и задачи, обязательно проконсультируюсь с вами.

  49. Татьяна:

    Добрый вечер! Помоги пожалуйста скорректировать (сформулировать) правильно цели и задачи к теме: Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста С ЗПР через игру.
    цель: создание условий для развития сенсомоторных способностей детей с ОВЗ. Цель реализовывалась через решение следующих задач:
    1. Развивать мелкую моторику рук, способствовать развитию координации движения кистей рук;
    2. Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
    3. Активизировать сенсорное восприятие, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания, обоняния и вкуса;
    4. Повышать педагогическую компетентность родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей.

    • admin:

      Татьяна, я Вам ответила в комментариях под статьей «Образец заявления воспитателя на аттестацию». Посмотрите там, пожалуйста.

  50. Наталья:

    Здравствуйте! Помогите пожалуйста сформулировать тему самообразования. Мне интересно познавательное развитие детей дошкольного возраста.Но мне советуют брать более узкое направление,может вы мне поможете?

    • admin:

      Наталья, в познавательном направлении можно выбрать много узких тем. Например:
      1. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе элементарного экспериментирования (или исследовательской деятельности, или проектной деятельности, или игровой деятельности).
      2. Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования.
      3. Формирование у детей дошкольного возраста элементарных представлений об окружающем природном (или социальном) мире в процессе различных видов деятельности.
      4. Формирование сенсорного опыта у детей дошкольного возраста посредством ручного труда (или в продуктивных видах деятельности).

  51. Наталья:

    Мне ближе 3-я тема,пришла мысль ее сформулировать так:Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.Это ведь одна мысль,верно? Свою работу с детьми я бы планировала так:1.мир природы: живая и неживая
    2. мир людей (прошлое и настоящее человечества, отношения, духовность, труд людей);
    3. мир предметов (рукотворный мир, свойства предметов, история возникновения вещей). Хочется еще использовать элементы ТРИЗ В своей работе по этой теме.В планах создать кружок «Познавайка».Я в правильном направлении? Мне очень нужен Ваш совет!

    • admin:

      Наталья, Вы очень правильно сформулировали тему и грамотно всё разложили по полочкам! Но не будут ли Вам опять говорить, что тема очень широкая? Она ведь и правда получается объёмная. Посоветуйтесь с начальством, если скажут, что надо брать более узкое направление, то возьмите одно из трех направлений (или природу, или людей, или предметы). Какое-то из направлений можно взять за основу для кружка. А элементы ТРИЗ к познавательному развитию подходят на все 100%.

  52. Наталья:

    Ваш совет очень ценен для меня.Спасибо Вам большое!!!

  53. Гуля:

    Здравствуйте, Белла Геннадьевна, помогите пожалуйста сформулировать тему по самообразованию дидактические игры+ сенсорное развития ребенка . Заранее спасибо за помощь.

    • admin:

      Гуля, можно так:
      1. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.
      2. Формирование сенсорного опыта детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.
      3. Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о свойствах и отношениях предметов окружающего мира посредством дидактических игр.

  54. Светлана:

    Здравствуйте Белла Геннадьевна! помогите пожалуйста определиться с целью и задачами по теме — Патриотическое воспитание старшего детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным и социальным миром родного края.

    • admin:

      Светлана, я специально написала статью про то, как формулировать цель и задачи по теме. Дело в том, что подобных просьб приходит много и я уже физически не успеваю помочь каждому педагогу. Помогаю формулировать только темы (а тема у Вас грамотная). Посмотрите, пожалуйста, статью. Вот ссылка
      http://detstvogid.ru/kak-formulirovat-tsel-i-zadachi-po-metodicheskoy-teme/.html

  55. Эльвира:

    Здравствуйте Белла Геннадьевна! Скажите пожалуйста, одна тема по самообразованию на сколько лет . У всех мнение разное.

    • admin:

      Эльвира, я Вам ответила вчера под статьей «Архив вопросов-ответов к статье «Как формулировать… Часть первая». Вы, наверное, не нашли, так как вопросов у коллег каждый раз много. Но я отвечаю на все. Вот что я Вам вчера написала: «Эльвира, вообще-то, тема берётся минимум на три года. За год не по всем темам можно достичь результата. Но я слышала, что в некоторых регионах (районах) требуют брать тему на год. Тут ничего не поделаешь, начальство надо слушаться. (Говорю почти без иронии)».

  56. Татьяна:

    Здравствуйте Белла Геннадьевна!Посмотрите пожалуйста, корректно ли я сформулировала тему самообразования. Буду вам очень благодарна за помощь и потраченное время.
    Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
    Цель: Создать условия для формирования опыта социальных навыков поведения детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

    Задачи для педагога:
    1. Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы) в области социально – речевого развития детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС и создать методическую базу (специальная литература, картотеки, тематическое планирование, методические разработки) по театральной деятельности.
    2. Включить театральную деятельность в воспитательно-образовательный процесс группы через реализацию проектной деятельности путём игр-драматизаций, мини-сценок, имитационных упражнений, мимических этюдов и другие формы работы.
    3. Разработать перспективный план работы с детьми на каждый год.
    4. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
    5. Оформить в группе центр активности «В гостях у сказки».
    6. Привлечь родителей к процессу театрально – игровой деятельности в повседневной жизни.

    Задачи для детей:
    1. Развивать коммуникативные и двигательные навыки, творческие способности, умения подчиняться правилам игры.
    2. Формировать простейшие образно – выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных героев).
    3. Обучать элементам художественно – образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме).
    4. Пополнять и активизировать словарь детей. Формировать интонацию и выразительность речи. Развивать диалогическую речь детей в процессе театрально – игровой деятельности.
    5. Мотивировать детей импровизировать на тему.

    • admin:

      Татьяна, у Вас есть некоторая путаница в формулировке самой темы, цели и некоторых задач. Понятно, что Вы развиваете детей посредством театрализованной деятельности (кстати, лучше написать «посредством», а не «через»). Но в теме – социально-эмоциональное развитие. В цели – социальные навыки. В одной из задач – социально-речевое развитие.
      Предлагаю так: В теме убрать слово «эмоциональное». Цель: создать условия для формирования социального опыта у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
      В задачах для педагога: в первой задаче убрать слово «речевого». В остальном задачи хорошие.
      В задачах для детей: в первой задаче вместо «двигательные навыки» написать «социальные навыки». Фразу «умения подчиняться правилам игры» или убрать, или написать как новую задачу: «Формировать умения у воспитанников взаимодействовать со сверстниками и подчиняться правилам игры».
      Задачи № 2 и № 3 очень похожи по смыслу, убрать одну из них.
      Всё остальное очень даже неплохо.

      • Татьяна:

        Уважаемая Белла Геннадиевна!Большое спасибо за вашу помощь, понимание и терпение. А если тему сформулировать вот так:«Развитие социально – эмоциональной сферы детей,посредством театрализованной деятельности»

        • admin:

          Татьяна, очень хорошая формулировка! Молодец! Только после слова «детей» запятую не ставьте. И надо добавить задачу про эмоции. Примерно такую: «Формировать эмоционально-ценностное отношение дошкольников к окружающему миру посредством театрализации (или театрализованной деятельности).

  57. Анжелика:

    Здравствуйте Белла Геннадьевна! Помогите пожалуйста определиться с новой темой по самообразованию, чтобы она соответствовала ФГОС ДО. Моя прошлая тема самообразования «Формирование словаря детей
    дошкольного возраста с ОНР, группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР через дидактические игры»

    • admin:

      Анжелика, а что, у Вас дети с ОНР и с ЗПР находятся в одной группе? Дело в том, что сложно придумать грамотную формулировку, перечисляя и одних, и других. Да и методика воспитания и обучения будет отличаться. На всякий случай пишу, но делать одну тему для деток с разными диагнозами не совсем правильно.
      1. Формирование коммуникативных навыков у воспитанников с ОНР и ЗПР в различных видах деятельности.
      2. Формирование сенсорного опыта детей с ОНР и ЗПР посредством дидактических игр.
      3. Формирование первичных представлений о природном мире у детей с ОНР и ЗПР в процессе игровой деятельности.

  58. Гульназ:

    Белла Геннадьевна,добрый вечер.Очень нужна Ваша помощь в формулировке темы самообразования. Хотелось бы взять тему Развивающая предметно-пространственная среда.В нашем ДОУ также есть дети с ОВЗ. Как можно было бы связать вот эти темы между собой?
    Заранее огромное Вам спасибо!

    • admin:

      Гульназ, главным в формулировке темы должно быть развитие (или воспитание, или обучение) детей. Предметно-пространственная среда будет средством или условием. Её бы лучше вставить в одну из задач по теме, а не в саму формулировку. Можно сформулировать примерно так:
      1. Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья элементарных представлений об окружающем мире (можно дописать «природном» или «социальном») посредством обогащения развивающей предметно-пространственной среды.
      2. Формирование сенсорного опыта у детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе различных видов деятельности (РППС вставить в задачи).
      3. Формирование коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями в условиях развивающей предметно-пространственной среды.

  59. Елена Грибач:

    Уважаемая Белла Геннадиевна!Большое спасибо за вашу неоценимую помощь! Сайт такой свежий, ваши ответы замечательные. простые, лаконичные. На многие вопросы нашла ответы.Писала на других страничках по теме самообразования,или нужно только на этой?

    • admin:

      Елена, спасибо! Спасибо! Мне, правда, очень приятно слышать такие отзывы! Писать можно и на других страничках, не обязательно на этой.

  60. Марина:

    Здравствуйте, Белла Геннадиевна!Скажите пожалуйста, правильно ли сформулирована тема, цели и задачи по самообразованию.
    Тема:Роль загадки в воспитании детей младшего дошкольного возраста посредством познавательного развития
    Цель: определить, какую роль играют загадки в воспитании детей младшего дошкольного возраста, объединив усилия педагогов и родителей в изучении русского фольклора; способствовать формированию познавательной активности посредством загадки.
    Задачи:
    1.Научить детей отгадывать загадки, придумывать их самим
    2.Вызвать интерес к познанию окружающего мира
    3.Сформировать любовь к русскому народному творчеству, родному языку
    4.Обогатить словарный запас, способствовать формированию образной речи
    5.Сформировать способность к анализу, обобщению, образному мышлению, умению самостоятельно делать выводы, умозаключения
    6.Повысить собственный уровень знаний посредством изучения методической литературы

    • admin:

      Марина, я Вам отвечала по поводу формулировки темы, ее надо переделать. Вы, наверно, не нашли мой ответ, так как вопросов много и если не запомнить, под какой статьей написали вопрос, то точно не найти. Поэтому выберите одну из 3-х формулировок темы, которую я Вам предложила. Вот ссылка на ту статью, где Вы спрашивали (в самом-самом конце Ваш вопрос)
      http://detstvogid.ru/arhiv-voprosov-otvetov-k-state-kak-sformulirovat-aktualnuyu-temu-po-samoobrazovaniyu-chast-vtoraya/.html
      В Цели оставить только последнюю Вашу фразу (я чуть изменила её): формировать познавательную активность дошкольников посредством загадки. Задачи хорошие. Но в задаче № 1 вместо «учить» написать «формировать умение».

  61. Гульназ:

    Уважаемая Белла Геннадьевна!Спасибо Вам огромное!
    Скажите пожалуйста, вот эти темы связанные с РППС и дети с ОВЗ они подойдут для старшего воспитателя? (Дело в том, что начинаю только работать в этой должности и хотелось бы взять тему с которой я бы справилась, как начинающий старший воспитатель)

    • admin:

      Гульназ, формулировки воспитателя и старшего воспитателя отличаются. Для ст. воспитателя будет примерно так:
      1. Организация образовательной деятельности в ДОО по формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья элементарных представлений об окружающем мире.
      2. Методическое сопровождение образовательной деятельности по формированию сенсорного опыта у детей с ограниченными возможностями здоровья.
      3. Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации в условиях реализации ФГОС ДО. (А про детей с ОВЗ уточнить в задачах).
      4. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды среды дошкольной образовательной организации в условиях обновления содержания дошкольного образования. (Про детей – в задачи).

  62. Елена:

    Здравствуйте Белла Геннадьевна! Обращаюсь к Вам за помощью . Помогите, пожалуйста, сформулировать тему самообразования. Примерная тема: «Развитие речевого творчества дошкольников посредством развивающих игр». Но в работе использую игры по сказкам. Как отразить это в теме, чтобы звучало грамотно и не коряво?

    • admin:

      Елена, абсолютно всё отражать в теме не нужно, да и не получится. На это существуют задачи, в которых Вы прописываете конкретику. Тема у Вас грамотная, можете её оставить (только вместо «дошкольников» лучше написать «детей дошкольного возраста». Предлагаю свои варианты (но Ваш вариант, мне кажется, лучше):
      1. Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством развивающих игр.
      2. Развитие творческой активности детей дошкольного возраста посредством речевых развивающих игр.

  63. ольга:

    Здравствуйте, Белла Геннадиевна!Скажите пожалуйста, правильно ли сформулирована тема по самообразованию «Познавательное развитие детей в процессе экологического воспитания».
    как правильно сформулировать цель и задачи?Работаю на подготовительной группе . спасибо

    • admin:

      Ольга, да, правильно. Можно еще так сформулировать:
      1.Экологическое образование детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности.
      2. Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим природным миром в процессе познавательной деятельности.
      3. Экологическое образование детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
      Как правильно формулировать цель и задачи, я написала в одной из статей. Вот ссылка
      http://detstvogid.ru/kak-formulirovat-tsel-i-zadachi-po-metodicheskoy-teme/.html
      Посмотрите там, пожалуйста.

  64. ольга:

    Большое спасибо!Очень много полезной информации. Нашла много ответов на свои вопросы

  65. Гульназ:

    Белла Геннадьевна, спасибо Вам за невероятный труд и большую неоценимую методическую помощь!Вы палочка выручалочка прямо из сказки. Дай Бог Вам крепкого здоровья, душевного спокойствия и успехов во всем!

  66. Ирина:

    Белла Геннадьевна,добрый вечер. Будет ли правильным если взять тему по самообразованию в 1 младшей группе «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий», на следующий год во 2 младшей группе продолжить «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества, а в средней и старшей «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности». Общая тема на 4 года » Развитие речи детей в различных видах детской деятельности»?
    Спасибо.

    • admin:

      Ирина, да, можно. Само словосочетание «развитие речи» тоже лучше менять: речевая активность, речевое развитие, коммуникативные навыки (или способности).

  67. нина:

    Здравствуйте Бэлла Геннадьевна! подскажите пожалуйста,можно ли работать воспитателям в одной группе доу практически по одинаковой теме самообразования.или же надо срочно ее менять. Просто у нас сад большой 11 групп два старших воспитателя, дали темы и так получилось.

    • admin:

      Нина, честно говоря, не желательно работать воспитателям по аналогичным темам. Но, раз так получилось, то максимально измените формулировки тем (или одной темы). Пусть это будет одно направление, но задачи и пути решения проблем по этому направлению будет разным. Если ещё кто-то из вас (я имею в виду двух воспитателей на группе) не начинал работать по предложенной теме, то тогда можно и изменить тему.

  68. Гуля:

    Бэла Геннадьевна, добрый день.Чисто случайно наткнулась на это сайт.И теперь понимаю, что он «золотой» в прямом смысле этого слова.Такой багаж полезной и нужной информации.Столько силы и труда Вашей вложено в этот сайт, в ваших ответах многое можно для себя взять.
    У меня к вам просьба. Я начинающий старший воспитатель.Тема нашего ДОУ «Оптимизация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС и внедрение инновационных технологий, обеспечивающих высокой уровень его качества».Правильно ли он сформулирован? И какую тему самообразования мне можно взять?Огромное вам спасибо.

    • admin:

      Гуля, спасибо за Ваш отзыв! Мне очень приятно! Заходите почаще на сайт! Теперь о Ваших вопросах. У Вас достаточно общая тема (имею в виду оптимизацию процесса). Можно подкорректировать так: «Внедрение инновационных педагогических технологий, обеспечивающих гармоничное развитие личности, инициативу и творческие способности воспитанников».
      Ваша тема может быть такой:
      1. Формирование у педагогов дошкольной образовательной организации профессиональных компетенций в сфере (или в области) художественно-эстетического (или речевого, или социального, или другого) развития воспитанников.
      2. Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации. (Это посредством ИКТ).
      3. Методическое сопровождение реализации эффективных технологий в дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС ДО. (Очень подходит под тему Вашего ДОУ).
      4. Формирование у педагогов дошкольного образовательного учреждения ключевых профессиональных компетенций, необходимых для развития познавательной активности воспитанников (или для развития инициативности и самостоятельности воспитанников, или чего-то другого).

      • Гуля:

        Белла Геннадьевна, скажите пожалуйста,если я возьму одну из тем,которые Вы сформулировали(спасибо Вам!), возможно ли в задачах отразить и РППС, и работу с детьми с ОВЗ, и ИКТ?

  69. Светлана:

    Здравствуйте,прокоментируйте,правильно ли я поставила цель и задачи по теме самообразования «Воспитание дружелюбия у дошкольников».Задачи:изучить психолого-педагогическую литературу пл данной теме.Повысить заинтересованность родителей в воспитании дружелюбия у детей.Повысить личную компетентность в данном вопросе.Цель:создать в группе атмосферу стимулирующую проявление дружелюбия у детей.Спасибо!

    • admin:

      Светлана, да, хорошие цель и задачи! Маленькие поправки: Задачу про родителей поставьте третьей, на последнее место. И лучше написать не «личную компетентность», а «профессиональную компетентность».

  70. Светлана:

    Бэлла Геннадьевна, здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как корректно сформулировать тему моей работы: «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе создания мультфильмов» Спасибо.

    • Светлана:

      Или так «Детская мультипликация как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

      • admin:

        Светлана, первая формулировка методически правильная, берите её (только напишите не «развитие речи», а «речевое развитие»). Вторая формулировка больше подойдет для какого-нибудь доклада или выступления.

  71. Светлана:

    Бэла Геннадьевна, добрый день! Подскажите пожалуйста как сформулировать тему по самообразованию психолога по ФГОС- формирование качеств личности у детей -доброта, дружелюбие, терпимость, милосердие и т.д.

    • admin:

      Светлана, под эти личностные качества подходит модное сейчас слово «толерантность». Но в переводе с английского – это наше русское слово «терпимость». Я знаю, что некоторые известные ученые-педагоги не очень жалуют слово «толерантность» — получается, что мы детей воспитываем мазохистами, приучаем терпеть. Я тоже так считаю, поэтому предлагаю не писать это слово в формулировке. Можно так:
      1. Психолого-педагогическое сопровождение развития нравственных качеств личности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
      2. Психолого-педагогическая коррекция развития личностных качеств детей дошкольного возраста. (А конкретно о каких качествах идет речь — напишите в задачах).

  72. Марина:

    Здравствуйте. Извините за беспокойство.Помогите, пожалуйста, подобрать тему самообразования для инструктора по физкультуре.Инструктором работаю недавно и не могу определиться с темой.Заранее спасибо.

    • admin:

      Марина, тогда Вам нужны не очень сложные темы. Примерно такие (все по ФГОС):
      1. Развитие физических качеств детей дошкольного возраста в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.
      2. Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
      3. Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни посредством физических упражнений.

  73. Наташа:

    Белла Геннадьевна, добрый вечер! Большое спасибо за Ваш сайт и такую ценную книгу «Методические подсказки по ФГОС ДО: книга для воспитателей». Подскажите, пожалуйста, правильно ли я сформулировала тему, цель и задачи по самообразованию. Методическая тема: «Развитие личностных качеств воспитанников в проектной деятельности».
    Цель: «Развитие инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности».
    Задачи:
    1. Создать вариативную развивающую предметно-пространственную среду для самостоятельной деятельности детей.
    2. Развивать инициативу и самостоятельность посредством различных типов проектов.
    3. Повысить психолого-педагогическую культуру родителей в вопросах развития инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.

    • admin:

      Наташа, спасибо Вам за отзыв о книге! Теперь о теме, цели и задачах. Они все методически грамотные и точные! Вы молодец!!!

  74. наталья:

    Доброе утро! Помогите сформулировать тему по самообразованию: Познавательное развитие и ИКТ. Цель: развитие познавательных способностей посредством ИКТ

    • admin:

      Наталья, предлагаю такие формулировки:
      1. Познавательное развитие воспитанников в условиях информационно-развивающего пространства дошкольной образовательной организации (или дошкольного образовательного учреждения).
      2. Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством информационно-коммуникационных технологий.
      3. Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром посредством информационно-коммуникационных технологий.

  75. Марина:

    Спасибо.

  76. Наташа:

    Белла Геннадьевна, большое спасибо за ответ и похвалу! Всего Вам доброго!

  77. Ирина:

    Бэлла Геннадьевна, добрый день! Подскажите, пожалуйста, как лучше сформулировать тему самообразования для старшего воспитателя «Организация методического сопровождения молодых педагогов в ДОО» или
    «Организация методического сопровождения профессионального роста молодых педагогов в ДОО»?