Архив вопросов-ответов к статье «Как сформулировать актуальную тему по самообразованию». Часть третья

вопрос-ответ

Уважаемые коллеги! Как всегда, больше всего вопросов вы задаёте к статье по формулированию своей темы по самообразованию. Поэтому сформировалась уже третья часть архива. Читайте, может быть, найдёте ответы на свои вопросы.

 Каролина:

Здравствуйте. помогите пожалуйста подобрать тему для самообразования для детей 1 младшей группы. область художественное творчество. для начинающих педагогов.

admin:

Каролина, я советую творчество не брать и само слово «творчество» в теме не писать. Дети очень маленькие. Тем более, если Вы – молодой специалист. Будет трудно и Вам, и детям. Подойдут такие темы:
1. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности.
2. Формирование элементарных представлений у детей раннего возраста об изобразительном искусстве в процессе продуктивной деятельности.
3. Формирование сенсорного опыта детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
4. Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности.

 Мария:

Здравствуйте, подскажите, как правильно сформулировать тему по формированию культурно-гигиенических навыков с использованием малых форм фольклора у младших дошкольников.

admin:

Мария, рекомендую тему сформулировать чуть «пошире» — навыки самообслуживания (культурно-гигиенические навыки сюда входят), тем более во ФГОС есть такая формулировка (в целевых ориентирах детей раннего возраста). Тема будет звучать так: «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых форм фольклора».
Мария, если дети до 3 лет, то в формулировке надо писать «детей раннего возраста».

 Елена:

Добрый день. Помогите, пожалуйста, с темой по самообразованию. Работаю на 1 мл.группе. Больше всего мне нравятся нетрадиционные техники рисования. В прошлом году прослушала семинар по программе Дубровской «Цвет творчества». Правильно ли будет моя формулировка: «Формирование сенсомоторного опыта детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования» Хочу объединить мелкую моторику и сенсорику

admin:

Елена, очень хорошая и актуальная тема. Берите ее обязательно!

 Гала:

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста с корректировкой темы самообразования и задачами к ней. Названия тем такие:
1. «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста».
2. «Музыкальное развитие детей дошкольного возраста посредством использования ИКТ в образовательном процессе»
3. «Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования ИКТ в различных видах деятельности»
4. «Развитие детей дошкольного возраста посредством использования ИКТ в различных видах музыкальной деятельности»

admin:

Гала, в музыкальном развитии ребенка одними информационно-коммуникационными технологиями не обойтись. ИКТ будут как одно из средств развития и образования. Поэтому предлагаю такую формулировку: «Музыкальное развитие (или образование) воспитанников в условиях информационно-развивающего пространства дошкольной образовательной организации».

Задачи по этой теме:

— создать условия для применения информационно-коммуникационных технологий в процессе музыкальной деятельности детей дошкольного возраста;
— формировать элементарные представления о музыкальных видах искусства посредством информационно-коммуникационных технологий;
— развивать познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности в условиях информационно-развивающего образовательного пространства.

 Гульфат:

Как правильно сформулировать «Развитие творческих способностей дошкольников через трудовое воспитание»

admin:

Гульфат, мне кажется, что сложно развивать творческие способности именно в трудовой деятельности. Если брать за основу трудовое воспитание, то темы могут быть такие:
1. Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. (Это самостоятельность, настойчивость, ответственность, самооценка, самоконтроль и др.)
2. Позитивная социализация детей дошкольного возраста посредством трудовой деятельности.
3. Формирование позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда. (Фраза из ФГОС).
4. Формирование нравственно-волевых качеств личности воспитанников в трудовой деятельности.

 Наталья:

Здравствуйте! Моя тема по самообразованию: «Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста через использование инновационных технологий при работе с бумагой (оригами,квиллинг)». Выхожу на аттестацию. Помогите,пожалуйста,правильно сформулировать направление по ФГОС. Можете ли Вы помочь с целью и задачами?Заранее очень благодарна.

admin:

Наталья, Вы постарались упомянуть в формулировке и возраст детей, и инновационные технологии, и работу с бумагой. Не обязательно все акценты вставлять в формулировку. Например, не вставляйте фразу «инновационные технологии», о них можно упомянуть, когда будете представлять свой опыт или писать самоанализ.
Тема может звучать так: «Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в продуктивной художественно-эстетической деятельности».

Задачи:
1. Создание условий для проявления творческой активности посредством продуктивной художественно-эстетической деятельности.
2. Формирование практического опыта рукоделия у воспитанников в процессе работы над техникой оригами и квиллинга.
3. Развитие познавательного интереса к продуктивной творческой деятельности.

 Ирина:

Здравствуйте! Моя тема по самообразованию «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к детской художественной литературе». Скажите, она правильно сформулирована? Помогите, пожалуйста, с целью и правильными задачами к этой теме.

admin:

Ирина, да, правильно. Цель — формирование у воспитанников представлений об окружающем мире посредством приобщения их к детской художественной литературе.
Задачи:
1. Обогащение литературного опыта дошкольников.
2. Развитие личностных качеств в процессе ознакомления с детской художественной литературой.
3. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия (это фраза из ФГОС) воспитанников посредством детской художественной литературы.

 Наталья:

Добрый день, работаю инструктором по ФИЗО давно, но с ведением ФГОС много нового. Не могли бы вы и меня немного проконсультировать. Нужно выбрать тему по самообразованию. Хотела взять развитие физических качеств например такую:
1.. Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством здоровье сберегающих технологий
Или например такие объемные темы могут подойти:
1. Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста».
2. «Реализация образовательной области «Физическое развитие » посредством использования здоровье сберегающих технологий для детей дошкольного возраста».
Еще нравятся темы по формированию навыков здорового образа жизни:
1. «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ.
2.Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
Но в этом случае мне не понятно какая должна быть представлена диагностика.
За ранее благодарю за ответ.

admin:

Наталья, мне кажется что Вам, как инструктору по физкультуре больше подойдет самая первая тема: «Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий». Формулировка грамотная и четкая, соответствует ФГОС.
ЗОЖ больше подойдет воспитателям.

 Наталья:

Здравствуйте, это снова Наталья инструктор по ФИЗО.
Сегодня принесла свою тему по самообразованию своему методисту.
1. Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством здоровье сберегающих технологий
Мне сказали, что тема сформирована не правильно, должно быть примерно так:
1. Здоровьесьберегающие технологии как средство развитие физических качеств у дошкольников. (Сначала надо писать что то глобальное большое, а потом маленькое).
Подскажите пожалуйста верно ли это?

admin:

Наталья, Вы конечно, с методистом не спорьте и не учите её (говорю вполне серьезно). Но её неправоту попробую в 2-х словах объяснить. Да, в формулировке должно идти сначала главное, а потом второстепенное. У нас по ФГОС главное — развитие личности ребенка, ориентируемся мы на целевые ориентиры, которые представлены в виде личностных характеристик. Значит, главное в Вашей теме — развитие физ.качеств. А добиваемся мы развития физ. качеств при помощи технологий (в Вашем случае). А можно развить физ. качества и без помощи технологий, а посредством отдельных упражнений, заданий, игр и др. То есть задачу можем решить другим способом (без современных технологий). Технологии в Вашей теме будут всего лишь средством, они второстепенны. Нельзя ставить средство развития ребенка главнее самого ребенка, это противоречит ФГОС ДО.

Мария:

Здравствуйте, скажите. правильной ли будет формулировка темы по самообразованию «Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр с развивающим материалом» (логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера).

admin:

Мария, я думаю, что лучше так: «Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста посредством развивающих игр». Скобки в формулировках ставить не нужно. А про Дьенеша и Кюизенера Вы будете уточнять уже в задачах.

 Анна:

Здравствуйте, скажите, грамотно ли я сформулировала тему по самообразованию? «Формирование сенсомоторного опыта детей младшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности».

admin:

Анна, да, грамотно и актуально.

Татьяна:

Здравствуйте, скажите подойдут ли эти темы по самообразованию для средней и старшей группы? «Развитие активной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» или «Знакомство детей дошкольного возраста с детской художественной литературой в процессе театрализованной деятельности».

admin:

Татьяна, хорошие темы, подойдут. В первой теме можно чуть подкорректировать: не «активной речи», а «речевой активности».

 Ирина:

Здравствуйте, скажите, подойдёт ли тема по самообразованию «Дидактическая игра как средство речевого развития воспитанников в условиях ДОО» для 1 младшей группы?

admin:

Ирина, желательно подкорректировать: Речевое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр. «В условиях дошкольной образовательной организации» можете написать, а можете и не писать.

 Наталья:

Здравствуйте, и снова Наталья инструктор по ФИЗО.
Сегодня мне методист сказал новую версию формирование темы по самообразованию.
Такой темы как у меня
1. Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством здоровье сберегающих технологий
сейчас в принципе быть не может, что это слишком узко. ( Что вы пять лет только физ. качества развивали?)
Сейчас по ФГОС тема должна быть глобальной.
Предлагают такие:
1.Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста».
2.«Реализация образовательной области «Физическое развитие » посредством использования здоровье сберегающих технологий для детей дошкольного возраста».
3.Оздоровление детей дошкольного возраста посредством современных здоровьесберегающих технологий.
4.Здоровьесберегающие технологии в развитии детей дошкольного
возраста. .
5.Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ
Но ведь это и есть все моя работа? Не слишком уж глобально?
По вашему совету, я не спорю с методистом. Но очень хочется узнать ваше мнение. И если это верно какая из тем подходит больше.
Буду благодарна за консультацию.

admin:

Здравствуйте, Наталья! В формулировке темы желательно обозначить действие педагога – формирование (что делаю? – формирую), развитие (что делаю? – развиваю), приобщение, оздоровление и т.д. Поэтому Вам подойдет тема под номером 3 — «Оздоровление детей дошкольного возраста посредством современных здоровьесберегающих технологий». Грамотная тема, берите её.
Формулировки типа «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» больше подходят для темы доклада, выступления, консультации. То есть эта формулировка более информационного характера (что такое здоров. технологии, как они влияют на развитие детей, почему их надо применять).
Насчет темы «узкой» и «глобальной». Я знаю, что некоторые методисты требуют конкретной темы, некоторые – более общей. Методической ошибки тут нет ни у одних, ни у других. Другое дело, что воспитателю (инструктору по физ., музруку) придется тяжело с глобальной темой.
Вообщем, Наталья, Вы теперь можете давать платные консультации о том, как разработать тему по самообразованию)))

 Светлана:

Бэла Геннадьевна, добрый вечер!
Помогите пожалуйста составить тему по самообразованию для музыкального руководителя, связанную с нравственно-патриотическим воспитанием. Заранее благодарю!

admin:

Светлана, могут быть такие темы:
1. Развитие нравственных качеств личности воспитанников дошкольной образовательной организации в музыкальной деятельности.
2. Формирование эмоционально-ценностных представлений у детей дошкольного возраста в процессе музыкального развития.
3. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной

 Гульнара:

Здравствуйте. помогите пожалуйста составить тему по самообразованию для музыкального руководителя примерно тема такая музыкально-ритмические движения как средство музыкального воспитания.

admin:

Гульнара, темы могут быть такие:
1. Развитие творческой активности (фраза из ФГОС) детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности.
2. Развитие танцевально-игрового творчества детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности.
3. Музыкально-ритмическое развитие воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации.
4. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством
музыкально-ритмической деятельности.
5. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в музыкально-ритмической деятельности.

 Наталья:

Добрый день! Помогите сформулировать тему
— социализация детей с нарушением зрения через худож.литературу.
Направление работы: социализация, познавательное развитие, ознакомление с худож. литературой.

admin:

Наталья, можно сформулировать так:
1. Позитивная социализация детей дошкольного возраста с нарушением зрения посредством приобщения к детской художественной литературе.
2. Социальное развитие воспитанников с особыми образовательными потребностями в процессе ознакомления с детской художественной литературой.
3. Социализация детей дошкольного возраста с нарушением зрения посредством обогащения их литературного опыта.

 Наталья:

Тема «Социально-коммуникативное развитие детей с нарушение зрения посредством ознакомления с художественной литературой»
Будьте добры помочь сформулировать цель, задачи. С уважением.

admin:

Наталья, цель может быть такой: Социально-коммуникативное развитие детей с нарушением зрения посредством обогащения их литературного опыта.

Задачи:
1. Создание педагогических условий для социально-коммуникативного развития воспитанников.
2. Ознакомление дошкольников с нормами и ценностями, принятыми в обществе.
3. Повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах социально-коммуникативного развития детей с нарушением зрения.

 Angel:

Здравствуйте! Помогите пожалуйста сформулировать тему для самообразования и тему для выступления в краеведческом конкурсе связанную с экологией и краеведением. Нужно выступить в краеведческом конкурсе для начало и чтоб потом еще написать и свое самообразование.

admin:

Ангелина, тема по самообразованию: Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе краеведческой деятельности.
Тема для выступления может звучать так же как и тема по самообразованию, а можно чуть изменить:
1. Формирование элементарных представлений о природном мире своей малой родины у детей дошкольного возраста.
2. Краеведение как средство формирования представлений о природном мире своей малой родины у детей дошкольного возраста.

Гульнара:

Здравствуйте еще раз! Тема по самообразованию выбрана это «Развитие танцевально-игрового творчества детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»
Помогите пожалуйста сформулировать цель. И соответствуют ли мои задачи по этой теме?
1. Развивать эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений, используя мимику и пантомиму.
или Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения
2. Развивать личностные качества в процессе музыкально-игровой деятельности.
3. Формировать музыкальные способности; содействовать проявлению
активности и самостоятельности
или Формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок.

admin:

Гульнара, цель – развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкально-игровой деятельности.
Задачи (подкорректировала Ваши и добавила свою):
1. Развивать эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых движений и упражнений.
2. Развивать личностные качества детей дошкольного возраста в процессе музыкально-игровой деятельности.
3. Создавать условия для развития творческих способностей в музыкально-игровой деятельности.

 Светлана:

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, грамотно ли я сформулировала тему по самообразованию: «Музыкально-дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста»

admin:

Светлана, правильнее будет так: «Развитие музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр». Главное — развитие способностей (нужно написать в начале формулировки), а средство — д/и (в конце формулировки).

Ольга:

Здравствуйте, помогите пожалуйста с темой по самообразованию. Работаю с детьми старшего дошкольного возраста,занимаюсь патриотическим воспитанием,знакомлю детей с историей родного города в период ВОВ, песнями военных лет, ходим на экскурсия по памятным местам, связанным с историей ВОВ. «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с историей….» Не знаю, как сформулировать концовку.

admin:

Ольга, с Вашей формулировкой я тоже запуталась))) Предлагаю свои:
1. Социальное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе (или посредством) патриотического воспитания.
2. Развитие нравственных качеств личности воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации.
3. Формирование эмоционально-ценностных представлений у детей дошкольного возраста посредством патриотического воспитания.
4. Развитие нравственных качеств личности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей родного края.
А про ознакомление с периодом ВОВ лучше написать в одну из задач.

 Светлана:

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, насколько грамотно сформулирована данная тема «Математическое развитие дошкольников в условиях вариативности идей развивающего образования»?

admin:

Светлана, лучше так написать: «Математическое развитие детей дошкольного возраста в условиях вариативности развивающего образования».

 Ольга:

Здравствуйте, скажите, насколько грамотна формулировка: «Развитие математических представлений дошкольников средствами музыки»

admin:

Ольга, очень уж узкая тема и не всем она будет понятна. Сформулировать её лучше так: «Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности».

 Елена:

Здравствуйте, помогите пожалуйста с темой по самообразованию. Я молодой воспитатель, работаю на 2 младшей группе, с недавнего времени еще и веду кружок по пескографии у 2 младшей и средней групп. Вот и хочется тему для самообразования связанную с пескографией.

admin:

Елена, предлагаю такие темы:
1. Позитивная социализация детей дошкольного возраста посредством пескографии.
2. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством пескографии.
3. Формирование сенсорного опыта детей дошкольного возраста посредством пескографии.
4. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством пескографии.

Надежда:

Здравствуйте, я работаю в ДОУ 1,5 года, особо наработок ни каких нет. на данный момент я веду кружок творческая мастерская (поделки из соленого теста, картона, цв.бумаги). разработана рабочая программа. хочется на аттестацию выйти с этой темой, но сомневаюсь что по такой теме есть мало разработок, думаю что будет сложно. Подскажите какую тему лучше взять.

admin:

Надежда, могу предложить такие формулировки:
1. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.
2. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в конструктивной деятельности.
3. Организация продуктивной деятельности детей дошкольного возраста посредством творческой мастерской.
4. Сенсомоторное (или сенсорное) развитие детей дошкольного возраста в процессе продуктивных видов деятельности.

 Екатерина:

Здраствуйте, моя тема «Организация совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста», понимаю что это очень широкое понятие, наверное нужно взять по областям. Подскажите как сформулировать, опираясь на область познание.

admin:

Екатерина, конечно, Ваша формулировка очень общая и не понятно, о чем она. Если брать познавательное развитие, то можно сформулировать так:
1. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
2. Развитие познавательной активности воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации.
3. Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

 Светлана:

Добрый вечер!!! Подскажите пожалуйста, как лучше сформулировать методическую тему! На протяжении последних 5 лет активно внедряю в свою работу метод проектов, выступала по данной тематике, как в своем детском саду, так и на мо!!!Спасибо!!!

admin:

Светлана, формулировки могут быть такие:
1. Познавательное развитие (или речевое, или художественно-эстетическое, или социально-коммуникативное) детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.
2. Развитие личностных качеств воспитанников посредством проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации.

 Светлана:

Бэла Геннадьевна, приветствую! Прошла аттестация, и методист сказала взять новую тему по самообразованию. Хочу взять тему, связанную с игрой на музыкальных инструментах, подскажите пожалуйста, как правильно сформулировать тему в соответствуии с фгос до.Заранее благодрю!

admin:

Светлана, поздравляю с аттестацией! А темы могут быть такие:
1. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах.
2. Музыкальное развитие воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации посредством элементарного музицирования.
3. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

 Ирина:

Здравствуйте! Получила 1 категорию с этой темой «Социально – коммуникативное развитие дошкольников через игровую деятельность» подскажите, может как то расширить или так же оставить?

admin:

Ирина, поздравляю! Молодец! А тему можете расширить так:
1. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
2. Позитивная социализация детей дошкольного возраста (или воспитанников) в условиях дошкольной образовательной организации.

Ольга:

Здравствуйте, я работаю в ДОУ 1,5 года. Подскажите пожалуйста, как лучше сформулировать методическую тему на аттестацию, мой вариант «Экологическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста». Не слишком ли это размыто? Есть дипломы и сертификаты в конкурсах по окружающему миру, размещен конспект по данной теме на сайте.

admin:

Ольга, да, Вы правы, лучше немного подкорректировать Вашу тему:
1. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
2. Экологическое образование детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.
3. Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим природным миром.

 Татьяна:

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста с формулировкой темы на аттестацию на высшую категорию (на первую категорию была работа над проблемой воспитания нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Нравственно-патриотическое воспитание является одной из задач формирования любви к родному городу старших дошкольников). Помогите, пожалуйста с целью и правильными задачами по этой теме.

admin:

Татьяна, сначала Вы выберите конкретную формулировку темы и напишите мне, а потом подумаем над задачами. Тему желательно после аттестации поменять (можно и не отходя далеко от предыдущей). Предлагаю такие:
1. Формирование нравственных ценностей у воспитанников ДОО в процессе социально-коммуникативного развития.
2. Социальное развитие детей дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем.
3. Формирование первичных представлений у детей дошкольного возраста о малой родине и Отечестве.
Может сами какие-то фразы поменяете в формулировках, если мои не подойдут.

 Татьяна:

Тема «Формирование первичных представлений у детей старшего дошкольного возраста о малой родине и Отечестве»
Цель работы будет – формирование у детей любви к родному городу, интерес к его истории. А как сформулировать задачи?

admin:

Татьяна, если тема только про малую родину, то уберите слово «Отечество». Цель хорошая.

Задачи:
1. Создание педагогических условий для формирования у воспитанников первичных представлений о малой родине.
2. Формирование элементарных знаний об окружающем социальном и природном мире родного края.
3. Развитие положительного эмоционально-ценностного отношения к родному краю.

Юлия:

помогите пожалуйста придумать тему работаю год

admin:

Юлия, жаль, что Вы более подробно не написали о том, над чем работали, какого возраста дети и др. Поэтому наугад предлагаю такие темы:
1. Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту и социуме.
2. Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об объектах окружающего мира.
3. Формирование у воспитанников ДОУ первичных представлений о малой родине и Отечестве.
4. Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни.
5. Экологическое образование детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
6. Формирование сенсорного опыта детей дошкольного возраста.

 Светлана:

Уважаемая Бэлла Геннадьевна, помогите пожалуйста с определением темы для работы с детьми раннего возраста. Можно взять например «Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста в игровой деятельности»

admin:

Светлана, тема у Вас очень хорошая и грамотная. На всякий случай, предлагаю еще:
1. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
2. Развитие речевой активности детей раннего возраста в игровой деятельности.
3. Формирование предметных действий у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.

 Евгения:

Здравствуйте. Первый раз пишу самоанализ.Не знаю, как начать и с чего. Подскажите пожалуйста. У меня тема: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности».

admin:

Евгения, сначала обозначаете цель, задачи. Затем пишите:
Для успешной реализации поставленных задач мною был разработан практический материал:
1. Перспективное планирование по теме: «Патриотическое …».
2. Конспекты НОД (или образовательных ситуаций). Можете написать названия НОД.
3. Консультации, презентации и рекомендации по содержанию и организации патриотического воспитания для педагогов и родителей (вставить перечень этих консультаций)
4. Картотека дидактических игр по…. (можно вставить список игр)
5. И т.д.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО обновила развивающую предметно-пространственную среду. Оформила…
Большую роль уделяю работе с родителями …
Не забудьте написать о том, где выступали и участвовали Вы и Ваши дети. Мониторинг по теме.

 Людмила:

Помогите, пожалуйста, с темой, целью и задачами по теме самообразования. Я выбрала тему: «Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования»,правильная формулировка по ФГОС?

admin:

Людмила, в теме лучше написать не «с применением», а «посредством нетрад. форм рисования».
Цель может быть такая: Творческое развитие детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

Задачи:
1. Создание педагогических условий для развития творческих способностей воспитанников.
2. Приобщение к элементарным знаниям в области изобразительного искусства.
3. Развитие художественного восприятия посредством нетрадиционных техник рисования.

Ирина:

Белла Геннадьевна добрый вечер! Помогите пожалуйста выбрать тему по самообразованию. Я молодой специалист, работаю 1,5 года в с детском саду компенсирующего вида. Дети с нарушением интелекта. Если взять развитие мелкой моторики рук у детей в процессе игровой деятельности ? Подскажите какае тему актуальны

admin:

Ирина, очень хорошая тема! Советую её брать. Она будет звучать так: «Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением интеллекта в процессе игровой деятельности». Для Ваших деток ведь не все темы подходят, поэтому Вы особо за актуальностью не гонитесь.
На всякий случай, предлагаю еще варианты:
1. Формирование сенсорного опыта воспитанников с нарушением интеллекта в условиях дошкольной образовательной организации (или детей с нарушением интеллекта в условиях дошкольного образовательного учреждения).
2. Социальная адаптация личности ребенка с нарушением интеллекта посредством игровой деятельности.

Наркиза:

Здравствуйте! помогите пожалуйста с составлением плана самообразования в ГКП детей от 3 до 7 лет.

admin:

Наркиза, у меня в книжке для воспитателей «Методические подсказки…» есть целая глава по планированию темы по самообразованию, в том числе большая таблица, которую можно просто вставить и больше ничего не придумывать (только сроки вписать). Поэтому могу написать только коротко, что в плане по самообразованию должно быть:
1. Научно-методическое обеспечение темы по самообразованию.
2. Психолого-педагогическое обеспечение.
3. Условия реализации темы.
4. Обобщение результатов.

 Лилия:

Добрый день!
Помогите, пожалуйста, с темой по самообразованию. Работаю в садике меньше года. Наработок особых нет. У меня вторая младшая группа. Может со сказками что-нибудь?

admin:

Лилия, сенсорное развитие – самая актуальная тема для детей второй младшей. Предлагаю такие формулировки:
1. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного (или раннего – если дети до 3-х лет) возраста в различных видах деятельности.
2. Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
3. Приобщение воспитанников младшего дошкольного возраста к детской художественной литературе. (Тут можете взять за основу сказки).
4. Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего дошкольного возраста.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

14 комментариев к записи “Архив вопросов-ответов к статье «Как сформулировать актуальную тему по самообразованию». Часть третья”

  1. Irina:

    Помогите пожалуйста с темой по самообразованию.Полгода работаю на группе детей с патологией зрения.Хочется работать в направление развития мелкой моторики.Но никак не могу всё это правильно сформулировать.Методист сказала ,что обязательно должна присутствовать коррекционная работа.Но это всё должно ведь быть правильно оформлено…Очень на вас надеюсь .Заранее спасибо.

    • admin:

      Ирина, с такими детками коррекционная работа и так будет присутствовать. Она может отобразиться в задачах, инд. работе. А в темах слово «коррекция» может и не звучать. Например:
      1. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста с патологией зрения.
      2. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (или с патологией зрения) в процессе игровой деятельности.
      3. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (или с патологией зрения) в продуктивных видах деятельности.
      Посоветуйтесь с методистом насчет этих тем. Если не примет, то напишите ещё раз мне. Будем думать.

      • Наталья:

        Помогите пожалуйста, с темой по самообразованию.Я работаю в должности музыкального руководителя. Думаю, тема по работе с семьей будет актуальна и мне близка и хочу связать со здоровьесбережением. Специалисты-предметники нашего учреждения курируют блок по разработке программ и проектов по здоровьесбережению и я хочу работать в приоритетном направлении ДОУ.
        Эта тема будет верно сформулирована с точки зрения методики и направлению работы по здоровьесбережению: «Сотрудничество педагогов и родителей по художественно-эстетическому развитию и позитивной социализации воспитанников дошкольной образовательной организации (или детей дошкольного возраста)?

        • admin:

          Наталья, формулировку надо изменить, так как у Вас про здоровьесбережение ничего не сказано. Можно так: «Оздоровление детей дошкольного возраста в процессе (или посредством) музыкальной деятельности». (Здесь можно говорить о двигательной активности, певческих и двигательных упражнениях на дыхание, подвижных муз. играх, положительном психо-эмоциональном состоянии от восприятия музыки).
          Здесь на сайте есть хороший конспект у муз. руководителя М.В. Петровой, посмотрите, может пригодится, вот ссылка
          http://detstvogid.ru/muzyika-i-zdorove-zimnie-fantazii/.html

  2. Наталья:

    Добрый день, Бэла Геннадьевна!Неожиданно для себя «открыла» Ваш сайт, была приятно удивлена и теперь постоянно обращаюсь сюда за мудрыми советами.Спасибо Вам.Помогите, пожалуйста, сформулировать методическую тему и задачи, соответственно, для музыкального руководителя.В течение трех лет основной возраст — ясли(в большинстве) и младшая группы.Как объединить их, если я вижу тему, как «Создание условий для позитивной социализации детей раннего возраста посредством музыкально — театрализованной деятельности».
    Благодарю.

    • admin:

      Наталья, спасибо за добрые слова о сайте! Формулировка темы : Позитивная социализация детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством музыкально-театрализованной деятельности.
      Задачи:
      1. Создать условия для позитивной социализации воспитанников посредством музыкально-театрализованной деятельности.
      2. Формировать положительное отношение к окружающей действительности в различных формах взаимодействия музыкально-театрализованной деятельности.
      3. Способствовать эмоциональному благополучию посредством синтеза музыкального и театрального искусства.

  3. Елена:

    Здравствуйте!Помогите пожалуйста правильно сформулировать тему по самообразованию.Работаю в ДОУ с самыми маленькими детьми, группа младшая разновозрастная.Чтобы правильно было по ФГОС. Хочу использовать музыку в разных видах деятельности.Может так:Развитие двигательной активности и оздоровление детей средствами музыкотерапии.Нет,самой не нравиться….Вообщем помогите,что то с музыкой в физическом развитии.

    • admin:

      Елена, только слово «терапия» не пишите! Посмотрите на сайте статью про это. Вот ссылка http://detstvogid.ru/artterapiya-i-artpedagogika-v-dou/.html

      Можно так сформулировать:
      1. Развитие двигательной активности (фраза из ФГОС) у детей младшего дошкольного (или раннего) возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности.
      2. Развитие двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
      3. Формирование опыта в двигательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровых упражнений.

  4. Татьяна:

    Здравствуйте, Белла Геннадьевна! Подскажите, как сформулировать задачи на межаттестционный период по итогам самооценки. Тема — развитие творческого потенциала и художественно-эстетической активности воспитанников средствами продуктивной деятельности.
    Был разработан КТП по теме «Волшебный мир бумаги» А сейчас можно взять «Разработка пакета измерительных материалов для осуществления мониторинга достижений дошкольников в продуктивной деятельности.

    • admin:

      Татьяна, я Вам ответила в комментариях под статьей «ФГОС ДО: художественно-эстетическое развитие». Посмотрите там, пожалуйста.

  5. Елена:

    Здравствуйте, Белла Геннадьевна!В нашем детском саду творческая группа решила создать экологическую тропинку на территории детского сада. благая цель- создание экологической тропинки на территории детского сада.Мы хотим чтобы на тропинке дети знакомились с яркими объектами животного и растительного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе.Поэтому поставили цель: формирование основ экологической культуры воспитанников посредством ознакомления с окружающим природным миром.
    Задачи:
    1. разработать и внедрить в практическую деятельность объекты для ознакомления детей с окружающим их миром;
    2.обогащать и систематизировать знания детей средствами экологической тропы;
    3.познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
    4.формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для дошкольников, так и для самой природы;
    5.воспитывать у дошкольников эстетические чувства, умение замечать и беречь красоту окружающей природы;
    6.способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания эколого–развивающей среды и проведения экскурсий по объектам экологической тропы;
    7.повысить экологическое просвещение родителей.
    Подскажите, грамотно ли составлены нами цель и задачи по данной теме?

    • admin:

      Елена, у Вас методически грамотные цель и задачи! Молодец!!! Единственно, может быть, уточнить или разъяснить (написать другими словами) в задаче № 1, что это за объекты.

      • Елена:

        Спасибо огромное, Вы наш спаситель!!! Мнение грамотного и авторитетного человека для нас очень важно.