Одной из основополагающих задач в экологическом образовании детей дошкольного возраста является задача формирования экологической культуры.
Экологическая культура дошкольника подразумевает следующие компетенции:
— эмоционально-положительное отношение к природе, к окружающему миру;
— ответственное отношение к своему здоровью и состоянию окружающей среды;
— соблюдение моральных норм и правил в системе ценностных ориентаций экологического характера.
Для развития данных компетенций, педагогу необходимо ориентироваться на три основных направления в содержании экологического образования дошкольников.
Первое направление — ознакомление дошкольников с элементарными биоэкологическими знаниями.
Содержание данного направления:
— живая и неживая природа;
— особенности живых организмов, их разнообразие, распространение;
— связь внешнего вида, строения (для животных – поведения) живых организмов;
— особенности среды обитания, приспособленность живых организмов к этой среде;
— разнообразие сред обитания (водная, наземно-воздушная, воздушная, почвенная).
Второе направление — ознакомление с правилами поведения в природе.
Данное направление включает знания о том:
— как нужно вести себя в природе, почему нужно к ней бережно относиться;
— как экономить природные ресурсы;
— почему живые организмы нуждаются в нашей охране;
— почему на Земле должны жить все живые организмы;
— что такое заповедники, для чего созданы Красные книги, знакомство с охраняемыми растениями, животными своего края и с условиями, необходимыми для сохранения всего живого.
Третье направление – ознакомление с элементами социальной экологии.
В рамках этого направления изучаются такие темы:
— люди (здоровье, безопасность) и окружающая среда;
— влияние человека (в частности, ребенка) на природу;
— бережное отношение к природным ресурсам.
Для того, что воспитанники эффективно усвоили знания и приобрели практические умения экологического характера, необходимо обратить внимание на экологизацию развивающей предметно-пространственной среды. Экологическая среда должна быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для формирования у воспитанников навыков труда и общения с природой, а также для пропаганды экологических знаний среди родителей.
Уважаемые коллеги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Добрый вечер. Я молодой специалист, работаю воспитателем в детском саду второй год. Наш детский сад работает по программе «Детство». Выбрала примерную тему для аттестации: » Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр». Подскажите, пожалуйста, корректна ли звучит моя тема? И какими диагностическими методиками можно выявить уровень экологической культуры детей (авторы диагностик), в соответствии с программой «Детство»?
В заранее, благодарю за ответ. С уважением Максимова Карина.
Карина, я Вам ответила в комментариях в ВКонтакте. Посмотрите там, пожалуйста.