Использование различных приемов в обучении детей рисованию разных видов пейзажей

Мастер – класс

«Использование различных приемов в обучении детей

рисованию разных видов пейзажей»

 

Сержпинская Ирина Сергеевна,
воспитатель, специалист изодеятельности
НОУ «Детский сад «Колокольчик»,
г. Ярославль

Цель: Познакомить коллег с некоторыми приемами рисования пейзажей (таблицы «линия горизонта», пиктограммы «виды пейзажей», прием «Калька»), используемых на занятиях ДОУ по рисованию в группах старшего дошкольного возраста.

Материал:

  1. Фото презентация
  2. Материалы для практической деятельности: бумага для рисования А4, карандаш простой, ластик, точилка, карандаши цветные (на каждого участника фокус группы)
  3. Пиктограммы «Виды пейзажа»
  4. Наборы пиктограмм для участников фокус группы
  5. Схемы «Линия горизонта»

Ход мастер-класса:

Сегодня мы с вами поговорим о рисовании. Обратимся к истории. Все артефакты, добытые исследователями, говорят нам о том, что человечество всегда стремилось украсить свой быт: посуда, одежда, украшения… Мастерство художников росло, и на сегодняшний день в мире существует множество богатых музейных коллекций: Лувр, Эрмитаж, краеведческие музеи, частные коллекции. Все это говорит нам о том, что творчество актуально вчера, сегодня и завтра. Чтобы не происходило в мире, тяга человека к прекрасному не иссякает. Вы со мной согласны?

Как отмечают психологи, В.С.Мухина, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, творчество – это деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира.

Большинство  исследователей детского творчества сходятся во мнении, что обучать рисованию детей необходимо и начинать обучение нужно как можно раньше с целью закрепления и обогащения приобретенного опыта. Согласитесь: если дошкольник владеет способами изображения и при этом не боится поисковой деятельности, тогда детское желание объединяется с возможностью и в этом случае ребенок испытывает радость от деятельности.

На современном этапе рисование по новым стандартам дошкольного образования относится к образовательной области «художественно-эстетическое развитие».

Бесспорно,  изобразительная деятельность для дошкольников является самой интересной. Разрисовав себя  с ног до головы фломастерами или красками, украсив любимую мамину блузку гуашевыми цветами, ребенок понимает – вот в жизни счастье! К сожалению, взрослые не всегда разделяют эти чувства. А ведь рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Нужно только уметь направить творчество малыша в нужное русло.

Детей не нужно принуждать, они любят рисовать.

А вы любите рисовать? Есть ли среди вас те, кто умеет рисовать на профессиональном уровне? Может быть, кто-то из вас неплохо срисовывает?

12Сейчас я приглашаю к рабочим столам тех, кто сидит на стульях с фишками в виде палитры.

Каждому участнику предлагается набор пиктограмм «Зима», «Город», пиктограммы по времени суток.

34Опираясь на эти пиктограммы участникам необходимо выбрать среди фотографий ту, которая соответствует заданному набору. На раздаточном столе  фотографии  «Виды Ярославля»: беседка влюбленных, часовня А.Невского, театр им.Ф.Волкова, часовня Казанской Божией Матери.

А также материалы для рисования на выбор участников: бумага, карандаши простые, цветные, фломастеры, акварельные краски, кисти, уголь, прозрачный файл, спиртовые маркеры.

Задание фокус группе: расшифровать набор пиктограмм, подобрать соответствующую фотографию и сделать набросок пейзажа с опорой на выбранную фотографию.

Участники фокус группы рисуют.

В детский сад дети приходят с разным потенциалом, кто-то  проявляет интерес к математике, кому-то интересней музыка, рисование или двигательная деятельность. Но часто бывает так, что ребенок хочет нарисовать что-то, но не знает как.

Поэтому, чтобы помочь ребенку  в вопросе «как…», большое  значение имеет организация занятий, используемые методы и приемы. Занятия, как и любой другой педагог, я строю по заранее намеченному плану. Главный принцип, которым я руководствуюсь: дать детям возможность выбора инструментария, то есть разнообразие изобразительного материала, способов изображения, занятия из серии «Секреты художника».

Такие занятия особенно привлекают детей: как на плоском листе бумаги изобразить объем, расположить предметы далеко – близко, какой цвет поможет нарисовать высохшую траву, отражение в воде и т.д.

Вопрос к аудитории: представьте себе, что каждый из вас ученик художника, какой секрет вы хотели бы узнать у своего учителя?

5В течение всего года я знакомлю детей с разными способами и вариантами изображения предметов и объектов окружающей действительности. Для облегчения восприятия предмета и его изображения детьми мною созданы графические схемы рисования предмета, а также я пользуюсь схемами, разработанными И.Лыковой, М.Вершининой, М.Дрезниной. Схемы помогают детям выделять из общего вида предмета его части, сравнивать части предмета с геометрическими фигурами.

6аСогласитесь, алгоритм рисования предмета упрощает работу ребенка над созданием сюжетного рисунка.

Сюжет рисунка на занятиях задан в соответствии с тематикой общего планирования, но, тем не менее, рисунки детей получаются индивидуальными и оригинальными.

К примеру, в общем плане детского сада существует тема «Зимушка – зима». Какие варианты сюжета вы могли бы предложить для занятия по рисованию в соответствии с заданной темой? (Варианты участников).

Сколько людей, столько мнений. И у каждого свои представления о зиме. «Зимушка-зима» широкая тема, поэтому и рисунки детей отражают их собственные представления о ней.

В своей подготовительной группе мы работаем над проектом «Мой город», поэтому я объединила две темы «Зима» и «Город». Получилась тема для рисования «Зима в городе». В качестве предварительной работы запланированы: просмотр зимних фотографий «Достопримечательности Ярославля», посещение выставки «Ярославль в картинах художников» в выставочном зале им. Н.Нужина, беседы «Вид из окна», «Прогулки по городу с семьей», чтение «Азбуки юного Ярославца», рисование  пейзажей из серии «Секреты художника».

78Занятия из серии «Секреты художника» мне лично наиболее близки. Здесь  дети знакомятся с цветом, формой и композицией, светом и тенью, законами перспективы. Для знакомства с перспективой мною разработаны схемы «Далеко – близко», «Горизонт вверху и внизу», «Горизонт не видно». Сравниваем схемы с репродукциями пейзажей русских художников.

Для закрепления знаний о значении линии горизонта в пейзаже я пользуюсь играми «Составь пейзаж», «Найди горизонт» и «Художественное лото». Но использование большинства игр уместней в свободной деятельности, когда нет ограничения во времени.

В рамках занятия лучше воспользоваться игрой «Найди горизонт».  Цель игры:  Закрепление представлений  детей о линии горизонта как средстве изображения, помогающем передать глубину пространства.

Детям предлагается 3-5  репродукций картин с разным расположением линии горизонта. Педагог предлагает детям поиграть: как только указка поравняется с линией горизонта, дети хлопают в ладоши. (Игра  разработана  Н.А.Вершининой в экспериментальной работе по ознакомлению детей с композицией художественной  картины) Педагог ведет указкой сверху вниз, если изображено больше неба, или снизу вверх, если изображено больше земли, к линии горизонта.

9Для работы по ознакомлению с видами пейзажа мною разработаны следующие пиктограммы: по временам года, по месту нахождения и по временам суток.

Сначала мы рассматриваем и рисуем пейзажи по месту нахождения (лес, деревня, горы, город, море), затем рассматриваем и рисуем пейзажи по временам года, в зимний период знакомимся с пейзажами по временам суток.

10а1112

Работая над зимним пейзажем, дети узнают «Какого цвета снег», что цвет зависит от освещения. Вместе с детьми проводим следующий опыт:

Опыт  «Какого цвета снег»

Цель: Развивать художественное видение и восприятие цвета привычного образа снега, дать детям представления о влиянии на цвет снега освещенности.

Материал: Настольная лампа, цветные лампочки (желтая, красная, синяя, зеленая), материалы белого цвета: ткань, синтепон, бумага и др.

Ход деятельности:

 Педагог по очереди меняет в лампе лампочки, обращает внимание детей на изменения цвета белой поверхности. Дети делают выводы о закономерности цвета белой поверхности и освещения.

13Итоговое занятие по видам пейзажей проводится в апреле, детям дается задание с использованием пиктограмм и фотографий. На таком занятии дети получают примерно такие задания (показ набора пиктограмм): нарисовать пейзаж «деревенский зимний пейзаж», или «летний морской пейзаж в дневное время». Такие задания детям очень нравятся, и рисунки получаются оригинальными и разнообразными.

Вернемся к теме «Зима в городе». На итоговое рисование у нас запланировано занятие «Зима в Ярославле». Участники фокус группы выполняли задания в соответствии с пиктограммами.

Участники озвучивают свое задание и показывают свои рисунки.

Скажите,  каким было первое чувство, когда вы получили задание? Испытывали ли вы страх, растерянность, неуверенность? Большинство детей испытывают примерно те же чувства в первые секунды, но доверие к педагогу все-таки пересиливает все страхи. Какими приемами вы пользовались во время рисования?

14Вспомните, в детстве, каким способом вы перерисовывали необходимый рисунок из учебника? Верно, наложением на стекло, использование кальки. Именно это и натолкнуло меня на создание приема, который так и называется «Калька». Для этого необходимо: фотография, прозрачный файл и спиртовой маркер.

 «Калька» включает в себя следующие приемы и этапы:

  • Рассматривание объекта во время экскурсии и на фотографии, например, достопримечательность нашего города – театр им. Волкова.
  • Наложение прозрачной поверхности на фото (например, файла, он доступен каждому),
  • Обводка деталей объекта по контуру, лучше делать это перманентным маркером,
  • Сравнение между собой фотографии и «Кальки», вычленение деталей объекта и сравнение с простыми геометрическими фигурами, и далее…
  • Прием показа педагога и непосредственно рисование.

Таким образом, детский страх «у меня не получится, я не смогу» постепенно уходит. И в результате получаются оригинальные, смелые рисунки детей.

Результат обучения способам изображения и работы по развитию художественного творчества детей ярко проявляется в самостоятельной деятельности. Дети смело смешивают краски, добиваясь передачи желаемого настроения рисунка. Владеют способами изображения и при этом не боятся поисковой деятельности.

В результате приобретенных навыков и умений, детское желание объединяется с возможностью, и, в этом случае, ребенок испытывает радость от деятельности.

Сегодня ФГОС дошкольного образования дают возможность педагогам проявлять свое творчество и инициативу, и развивать эти качества у своих воспитанников, при этом применяя различные приемы и методы.

Желаю успехов!

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.