Использование техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего возраста

Из опыта работы

Карпеева Наталья Владимировна,
воспитатель МБДОУ № 1,
г. Апатиты Мурманской обл.

Нетрадиционное рисование вызывает у детей множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша раскрепощает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Основная цель этого направления работы — развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
1. Формировать умение детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
2. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
3. Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
4. Развивать творчество, фантазию.
5. Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и
техник способствует развитию у ребенка:
— мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
— пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
— внимания и усидчивости;
— мышления;
— изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, и изучив литературу, я подготовила соответствующую развивающую среду и разработала перспективный план работы по нетрадиционному рисованию:

1. Рисование пальцем или ватной палочкой.

Темы занятий:
— Рассыпались бусы.
— Соберём ягоды.
— Украсим ёлку к Новому году.
— Кто прошел?
Программное содержание:
Формировать умение рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к отображению природы в изобразительной деятельности.

2. Рисование ладошкой.

Темы занятий:
— Цветы.
— Рыбки.
— Ежик.
Программное содержание:
Дать ребёнку возможность самому экспериментировать с изобразительными средствами. Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки. Формировать умение находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату. Развивать воображение и фантазию.

3. Рисование по песку (крупе).

Темы занятий:
— Солнышко.
— Цветы.
— Домик.
Программное содержание:
Познакомить с техникой рисования по крупе. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развивать мелкую моторику рук.

4. Тампонирование или оттиск.

Темы занятий:
— Разноцветная полянка.
— Облака.
— Снеговик.
Программное содержание:
Продолжать знакомить с новой техникой рисования – тампонированием. Продолжать знакомить с цветом. Развивать эстетический вкус.

5. Рисование «методом тычка».

Темы занятий:
— Салют.
— Ёлка.
-Жёлтый одуванчик.
— Солнечные цветы.
Разноцветный дождь.
— Ветка мимозы.
Программное содержание:
Формировать умение рисовать «методом тычка». Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Развивать интерес к рисованию.

6. Рисование подручными материалами.

Темы занятий:
— Кисть рябинки, гроздь калинки.
— Ёжики.
Программное содержание:
Формировать навыки создания несложной цветовой композиции. Расширять представления детей о возможных способах художественного изображения.

Для родителей подготовила консультацию: «Значение рисования нетрадиционными способами».
Таким образом, обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Литература:
1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. –М., 2000.
2. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста. –М., Сфера, 2005.
3. Кожохина С.К. и Панова Е.А. Сделаем жизнь наших малышей ярче. -Ярославль, 2007.
4. Лыкова И.А. Каждый охотник желает знать. -М.,Карапуз,!999.
5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. -М., Карапуз- Дидактика, 2007.
6. Утробина К. Хвост пушистый и усы. Нет приятнее красы. /Дошкольное воспитание. 1997 №2 с. 32-38.
7. Утробина К. Уронило солнце лучик золотой./Дошкольное воспитание. 1996 №2.с. 28-33.
8. Черепковская С.А. Волшебница Монотипия./Ребёнок в детском саду. 2008. №5 с. 43-45.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.