Использование картинного материала в работе учителя-дефектолога с детьми с нарушением речи

Методические рекомендации

«Использование картинного материала в работе

учителя-дефектолога с детьми с нарушением речи»

 

Захарова Ирина Павловна,

учитель-дефектолог,

Калужских Наталья Михайловна,

учитель-дефектолог,

ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением ЦНС с нарушением психики»

г. Апатиты Мурманской обл.

 

Аннотация: в статье рассматриваются принципы работы с картинками, которые используются в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с нарушением речи.

Ключевые слова: дети, речь, обучение, развитие, изображение.
Своеобразное недоразвитие речи является одной из наиболее характерных особенностей психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Значительные трудности испытывают эти дети в процессе словесного интерпретирования содержания картин. Вместе с тем школьное обучение с самого начала предъявляет значительные требования к уровню речевого развития ребенка. Поэтому перед нами стояла задача найти наиболее эффективные методы и приемы, которые способствовали бы формированию у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью способности словесно передавать содержание не только простых, но и сложных в композиционном отношении картин (конечно, в рамках возрастной доступности).

В ходе обучения особое внимание уделяем сглаживанию имеющегося дефицита жизненного и социального опыта детей, формирование у них необходимых представлений об окружающем мире, развитие интереса к взрослым и сверстникам. Для того чтобы научить детей осмысленному восприятию изображений различных форм движений, чтобы сформировать у них способность замечать не только позы персонажей, но и видеть скрытую за ними динамику, мы придерживались определенной последовательности в работе.

  1. Имитирование движений.

Сначала взрослый демонстрирует реальные действия, сопровождая показ словесным объяснением. Дети в это время наблюдают за действиями педагога, а затем воспроизводят их по подражанию. После этого на глазах у детей педагогом выполняются схематические рисунки соответствующего содержания, что также сопровождалось словесным пояснением.

Рассматривая рисунки в процессе и после их выполнения, дети должны не только сообщить об их содержании, но и показать, что и как делают изображенные персонажи. Затем переходили к восприятию картинок аналогичного содержания. Во всех случаях дети действуют и рассказывали о том, что делают.

По этой методике мы знакомим детей с изображениями различных видов основных движений (идет, бежит, прыгает, ползает), а также бытовых действий, связанных, главным образом, с самообслуживанием и режимными моментами.

  1. Действия с реальными и воображаемыми предметами.

С целью обучения восприятию изображений действий с игрушками и разными бытовыми предметами также используем наблюдения за взрослыми и сверстниками, воспроизведение действий по подражанию, словесное объяснение чужого и собственного выполнения, рассказывание по рисунку и готовой картинке соответствующего содержания. Дети учатся — не только воспроизводить и словесно определять содержание наблюдаемых действий с бытовыми предметами (утюгом, веником, молотком, расческой и другими предметами), которые выполняет на их глазах педагог, но также воспринимать, понимать и объяснять содержание имитационных движений и действий (игры типа «Угадай и скажи, что я делаю?», «Что делает Маша, как она играет?».

  1. Использование музыки для выработки у детей понимания взаимосвязи внешних графических свойств картины и ее внутреннего содержания.

На занятиях по музыкальному воспитанию проводим специальные музыкально-имитационные игры, в ходе которых дети должны двигаться в соответствии с характером музыкального звучания, подражая различным животным, птицам, персонажам сказок; воспроизводить адекватные музыке действия с куклой; выполнять воображаемые действия – кататься на велосипеде, лыжах, коньках; играть с воображаемым мячом, кеглями и шарами.

  1. Восприятие мимики действующих в изображении лиц.

На индивидуальных коррекционных занятиях включаем специальные упражнения с детьми, в течение которых учим их воспроизводить по подражанию различные мимические движения. Затем предлагаем это сделать по словесной просьбе и в связи с описываемой взрослым ситуацией. Каждое предлагаемое упражнение непременно связано с личным эмоциональным опытом ребенка. Для того чтобы выражение лица вообще приобрело для детей значимость и стало информативным, организуем беседы при одновременном рассматривании специально изготовленных для этого картинок, отражающих различные эмоциональные состояния человека (смех, плач, улыбку, удивление, гнев).

  1. Комментированное рисование.

Специальная работа осуществляется на занятиях по развитию речи. Для того чтобы активизировать речь детей и одновременно развивать восприятие плоскостных изображений, используем прием, получивший название «комментированного рисования». Этот вид работы заключался в том, что учитель-дефектолог на доске создает несложные изображения, отражающие жизнь, занятия, прогулки, совместные игры детей. Действующими лицами являются непосредственно дети, наблюдавшие за рисованием взрослого.

По ходу создания таких картин педагог организует общение детей, побуждая их к тому, чтобы они задавали друг другу разнообразные вопросы и соответственно на них отвечали. В процессе комментированного рисования широко используем имитирование различных действий. Применение комментированного рисования приводит к развитию речевого общения детей благодаря введению в речь взрослого и ребенка различных видов коммуникативных высказываний и широкому использованию прямой речи, так как во всех случаях перед ребенком стоит задача сообщения о содержании изображенных на рисунке действий.

Таким образом, применение специальных приемов и методов, использование иллюстративного материала в значительной степени способствует коррекции имеющихся у детей недостатков речевого развития.

Список литературы:

  1. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика – М.: Владос, 2001. — 206 с.
  2. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М.: Просвещение, 1985.
  3. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников /под ред. Носковой Л.П.- М.: Педагогика, 1989. — 325 с.
  4. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением слуха и интеллекта. /под ред. Носковой Л.П.- М.: 1984.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.