Использование самомассажа в работе с детьми логопедической группы

Из опыта работы
«Использование самомассажа в работе
с детьми логопедической группы»

Адлер Валентина Николаевна,
Черисова Ольга Николаевна,
воспитатели логопедической группы
МБДОУ № 152,
г. Мурманск

Пояснительная записка:
Массаж мы используем в своей работе около 18 лет. Проводим как часть утренней гимнастики ежедневно. Возможно проведение во время гимнастики после сна, динамической паузы на занятиях и как организационный момент в режиме в течение дня. Занимает от 3 до 7 минут. Не требует специальных условий, выполняем фронтально со всеми детьми одновременно, в любой, удобной для детей позе – сидя, стоя, лёжа.
Важно более тщательное обучение с индивидуальным подходом в первые дни знакомства с комплексом, пока каждый из детей не начнёт безошибочно находить нужную точку и регулировать силу нажима с необходимой интенсивностью. Обучение детей технике выполнения самомассажа проводим постепенное, показывая движение на себе или на ребёнке. Предлагаемый комплекс в полном объёме начинаем использовать, когда дети освоят массаж ушных раковин, точек лица, массаж глаз и упражнения для глаз по отдельности.

Исследования русского психиатра, физиологи и психолога В.М. Бехтерева; советского психолога, философа, педагога А.Н. Леонтьева; советского психолога, основателя отечественной нейропсихологии А.Р. Лурии доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. М.М. Кольцова — доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАО, — доказала, что существует тесная взаимосвязь между уровнем развития тонких движений пальцев рук и развитием речи. Речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. И ещё одним аргументом, подтверждающим уместность использования данных упражнений в работе с детьми с ОНР стали исследования современного детского психолога из Швейцарии Фритца Р. Ауглин, который разработал и применил на практике специальный самомассаж лица и ушных раковин — (артикулярный массаж), направленный на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, интеллекта, речи. Положительные результаты которого, по мнению автора, являются следствием влияния внешних импульсов на кору головного мозга.

Существует еще одно название данного вида массажа — интеллектуальный массаж. Этот массаж рекомендован детям с самого рождения. Пока ребенок мал, делать ему такой массаж может мама. По мере взросления малыша нужно постепенно учить его самостоятельно выполнять упражнения. Регулярное применение такого массажа помогает повысить интеллект ребёнка на 75%.
Предлагаемый комплекс является собирательным, отработанным нами на практике и представляющим самый оптимальный вариант для наших детей. Научить детей выполнять движения массажа в определённой последовательности помогает специально подобранное и придуманное нами стихотворение.

Технологическая карта
Использование самомассажа в работе с детьми с ОНР

«Пальчик — Айболит»

Цель: Повышение работы иммунной системы всего организма ребенка.
Задачи:
1. Предупреждение и коррекция некоторых заболеваний, находящихся на ранней стадии.
2. Улучшение общего состояния детей, повышение бодрости и работоспособности.
3. Регуляция мыслительной деятельности, нормализация кровотока во всём организме.
4. Развитие внимания, памяти, интеллекта, абстрактного мышления, речи.
5. Усвоение знаний о строении организма, приобретение первоначальных навыков ОБЖ .
6. Приобретение устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья.
7. Формирование привычки к здоровому образу жизни.
8. Получение навыков элементарного самомассажа рук, ног, головы, лица и т.д.

Условия:
— Регулярное применение (помогает повысить интеллект ребёнка на 75%, сократить заболеваемость на 95%).
— Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут, в зависимости от поставленной задачи.
— Постепенное обучение ребёнка самостоятельно выполнять упражнения.

— Возможно выполнение в любой удобной для ребёнка позе (стоя, сидя, лёжа).
— Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка.
— Знания преподносятся в доступной и увлекательной для детей форме.
— При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая.
— Положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при понимании важности и значимости оздоровительной работы с детьми.

Комплекс упражнений для самомассажа

Мы откроем вам секрет:
Сложностей в учебе нет.
Только обязательно,
Слушайте внимательно…
(можно на указательный палец одеть куклу-доктора из пальчикового театра)

«Кашель, насморк и отит,
Лечит пальчик-Айболит»
Девочки и мальчики,
Приготовьте пальчики!
(дети сжимают и разжимают кулачки)

Упражнения начинаем
И ладошки растираем
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.
Растираем их ещё,
Чтобы стало горячо
(растирают ладошки, в конце прикладывают их к щекам)

А теперь начинаем со лба.
Раз-два, раз-два
(работаем одной рукой с точкой посередине лба)

Брови надо чуть размять.
Раз-два-три-четыре-пять
(работаем с точками посередине бровей одновременно двумя руками)

Крылья носа разотри
Раз, два, три, да раз, два, три.
Только обязательно,
Делать все старательно
(работаем одновременно двумя руками на 2 строчки стихотворения вправо и на 2 строчки влево)

Пальчик ниже губки
Нам полечит зубки
(одной рукой растираем точку под нижней губой)

Хорошо ребятам нашим!
Мы сейчас прогоним кашель. Девять раз вращаем влево,
Выгоняем вирус смело.
Девять раз вращаем вправо,
Удирает вирус! Браво!
(одной рукой разминаем точку в ямочке на шее)

На руке находим точки
Растираем сильно очень,
Чтобы чётко говорить,
Звуки все произносить
(находим «речевые» точки — область на ладонях между указательными и большими пальцами, растираем по очереди на левой и правой руках большим и указательным пальцами другой руки)

Раз, два, три — скажу, четыре,
Пять и шесть и семь
Не забудь: массаж для ушек
(аккуратно растираем обе ушные раковины одновременно ладонями)

Нужно делать всем
Мы вперёд потянем ушки,
(массаж мочек ушей)

А потом назад,
Чтобы розовыми ушки
Стали у ребят.
(за середину ушной раковины «закрываем и открываем, как «крышечки»)

Чтобы глазки нам служили,
Ночь полярную прожили
(моргаем глазами)

Бережно и ласково
Поиграем глазками
(широко округляем глаза)

Глазки вверх, глазки вниз
Голова, не шевелись!
(подушечками пальцем легонько постукиваем по верхнему веку)

Глазки вправо, глазки влево
Так хитрит зайчонок смелый
Он стоит не шелохнётся.
Видит, как лиса крадётся
Только обязательно,
Делать все старательно!
(голова неподвижна, глазами вращаем вправо-влево и вверх-вниз).

Литература:
1. «Что такое вирус гриппа. Как сберечься от бронхита» А. А. Уманская
2. «Логопедический массаж ложками» О.И. Крупенчук
3. «Массаж и самомассаж» И.Б. Малюкова
4. «Игровой самомассаж» Т. В. Нестерюк
5. Интернет-ресурс: http://subscribe.ru/digest/children/health/n684242194.html
6. Материалы о массаже профессора Ф.Р. Ауглина — современного детского психолога, профессора из Швейцарии.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.