Использование игровых технологий в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности

Из опыта работы

«Использование игровых технологий в работе с детьми,

имеющими особые образовательные потребности»

 

Борисова Наталья Вениаминовна,

воспитатель  МБДОУ №10,

 г. Апатиты Мурманской обл.

 

Казалось бы, ну, что пуговица – кто задумывается об этой чисто утилитарной детали, застегивая утром рубашку? Однако, если посмотреть на неё немного с другой стороны, то может открыться немало интересного. Ведь у всякой вещи есть не только своя история, но и масса фантастически захватывающих особенностей…

Наш интерес к пуговицам зарождался постепенно. Мы с воспитанниками работали над проектом «Разные застежки для нашей одежки», в ходе которого узнали, что пуговица – почти самая древняя из всех застежек, и использовать ее можно по-разному. Окунувшись в разнообразный мир пуговиц, выяснили, что они бывают разного цвета, формы, размера, могут быть изготовлены из разного материала и даже ручной работы. Пуговицы отличаются количеством отверстий и способом пришивания (на ножке и с отверстиями), предназначены для разного вида одежды (верхней, легкой) и для ее украшения, и даже по цене могут быть разными.

У каждого дома наверняка найдутся пуговицы, ведь это отличный материал не только для развития детей, но и для приятного и увлекательного времяпровождения. Мы собрали «пуговичную» копилку с помощью родителей и используем пуговицы для игры, учебы, здоровья.

  • В игре «Найди такую пуговицу» каждый, из играющих детей, выбирает себе одну схему с описанием пуговицы, которую надо найти. Пуговицы для этой игры подбираются так, чтобы они отличались по разным признакам: цвету, форме, величине, наличию ножки, количеству отверстий для пришивания. Выигрывает тот, кто за время игры соберет больше пуговиц.
  • Игра «Считай-ка» направлена на закрепление количественного и порядкового счета; знакомство с составом числа из единиц. Дети получают задание: разложить и сосчитать пуговицы; найти цифру, обозначающую количество пуговиц; определить: которая по счету красная большая пуговица (синяя с двумя отверстиями, зеленая на ножке) и т.д.
  • Выкладывание силуэта геометрических фигур. Например, с помощью пуговиц дети выкладывают большие и маленькие треугольники, круг, квадрат и «дорисовывают»: что бывает круглым, квадратным.
  • Упражнение «Придумай и реши задачу». Придумываем с ребятами задачу, обсуждаем, какие пуговицы и что будут обозначать (красные – яблоки, желтые — груши). Из пуговиц дети должны выложить схему задачи и сделать «запись» с помощью цифр и арифметических знаков.
  • Упражнение «Разноцветная змейка» направлено на формирование умения в простейших случаях находить закономерность. Взрослый в определенном порядке выкладывает пуговицы в ряд, например, красная – желтая – красная — желтая и предлагает ребенку продолжить рисунок. «Усвоив» понятие закономерность, дети самостоятельно придумывают и выкладывают из пуговиц «змейки» с ритмичным повторением элементов и объясняют, какие элементы повторяются. Сначала идет чередование двух пуговиц, а затем трех и более.
  • Игры «Большие и маленькие», «Пирамида» направлены на развитие внимания и быстроты реакции. Для игры «Большие и маленькие», чем больше пуговиц будет, тем лучше. Дети между собой договариваются, кто и какие пуговицы будет собирать. Игра продолжается, пока не надоест. В итоге смотрят, кто набрал больше всего выигрышных пуговиц. Чтобы выиграть в игре «Пирамида» нужно быть очень аккуратным. Задача игроков — построить пирамиду из пуговиц. Первый игрок кладет в центр стола большую пуговицу, второй игрок поверх первой кладет пуговицу поменьше и так далее. Чем выше пирамида, тем сложнее выкладывать пуговицы. Пирамида начинает шататься и от любого неосторожного движения может рассыпаться. Тот игрок, который разрушит пирамиду, проиграл.
  • Упражнение «Построй башню из пуговиц» (по типу игры «Пирамида», только здесь подбираем пуговицы одной формы и одного размера) способствует формированию зрительно-двигательной координации. Выигрывает тот, чья башня выше, прочнее, ровнее.
  • Игра на развитие зрительного восприятия «Наведем порядок». Просим детей, навести порядок и рассортировать пуговицы по цвету, размеру другим признакам. Например, собрать все красные пуговицы с двумя отверстиями; собрать все крупные пуговицы на ножке; собрать все маленькие голубые пуговицы и т.д.
  • Игра «Запомни и повтори» способствует развитию внимания и зрительной памяти. Для игры необходимо: две карточки (разделенные на 9 квадратов) и два набора пуговиц (18 штук попарно одинаковых). Один игрок ведущий, он раскладывает на своем поле несколько пуговиц. Второй игрок запоминает. Затем поле накрывается платком, и второй игрок на своем поле должен разложить пуговицы так же, как у ведущего. Сначала можно тренироваться на небольшом количестве пуговиц, добавляя их постепенно.
  • Придумывание сказок и обыгрывание их. Все пуговицы высыпаем из коробки. Сколько их – ярких, цветных, блестящих! И отныне это не просто пуговицы, а герои сказки. «Жили-были дедушка и бабушка», — начинает взрослый. — «Найдите самую большую пуговицу – это дедушка. А бабушка где? Ищем пуговицу поменьше». Дальше, куда приведет детская фантазия. Содержание сказки с пуговицами зависит от опыта детей. Все как в жизни: что дети видят, что поражает их воображение, о том и рассказывают в своих сказках.
  • Пуговичный массаж. Заполнив просторную ёмкость пуговицами (желательно, чтобы пуговиц было много) предлагаем ребенку:

— опустить руку в коробку;

— поводить ладонями по поверхности пуговиц;

— захватить пуговицы в кулаки, чуть приподнять и разжать кулаки;

— погрузить руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавать» в нем;

— перетирать пуговицы между ладонями;

— пересыпать их из ладошки в ладошку;

— разными руками захватывать щепотки пуговиц.

  • Для профилактики плоскостопия и воздействия на активные точки стоп мы используем массажные коврики, украшенные узорами из пуговиц разного размера и формы. Любят наши воспитанники собирать пуговички, обвязанные разноцветными нитками (цветы, камни, льдинки и т.д.) пальцами ног, что в свою очередь способствует развитию координации движений пальцев ног.
  • «Не промахнись» — упражнение на развитие глазомера, внимания. Раскладываем на полу обручи и кольца разного размера, проводим черту, перед которой встают играющие. Дети должны забросить пуговицу в обруч или кольцо с определенного расстояния. На начальном этапе дети должны попасть в обруч среднего размера. Профи тот, кто попадает в маленькие кольца.
  • «Пуговичный» футбол. В этой игре есть один секрет: мы играем руками, а не ногами и вместо мяча у нас пуговицы. Для этой игры понадобится 7 пуговиц. Дети выбирают игровое поле, например, стол. На одной стороне делают ворота (ставят пуговицы на расстоянии примерно 10 см друг от друга). Также делают ворота и на другой стороне стола. Оставшиеся три пуговицы — это мячи. Чтобы сделать удар, нужно щелкнуть пальцем пуговицу. Причем бить можно только по той пуговице, которая находится между двух других. По воротам игроки бьют по очереди.
  • «Пуговичная» рыбалка. Взрослый обращается к детям: «Мы рыбаки. Отправляемся на рыбалку в пуговичное море. Наши руки помогут нам поймать рыбку-пуговку». Ребенок берет любую пуговицу. Далее мы обсуждаем: какую «рыбку» выловил: большую или маленькую, гладкую или шершавую, круглую или квадратную. Какого цвета рыбка? Она легкая или тяжелая? Теплая или холодная? Далее складываем улов в ведро, закрываем глаза и предлагаем ребенку опустить руку в ведерко и найти свою рыбку.

Предложенные игры каждый педагог может совершенствовать, дополнять, находить новые варианты проведения, опираясь на свой творческий потенциал. Мои ребята очень любят игры, как я их называю, «из ничего» — то есть с теми предметами, которые всегда есть под рукой. В моем кармане всегда лежит несколько пуговиц. Поэтому для меня и моих воспитанников «пуговичная» тема продолжается!

Внимание: взрослый должен обязательно следить за тем, чтобы ни одна пуговица не попала в рот ребенка!

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.