Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОНР

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОНР

 

Круглая Елена Валерьевна,

учитель-логопед МКДОУ № 16,

г. Новосибирск

 

В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей.

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, развития его творческих способностей. Применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным.

Целью использования компьютерных технологий в работе с детьми с ОНР  является оптимизация процесса коррекции речевого развития.

Задачи:

  • Формировать и развивать языковые и речевые средства, высшие психические функции, коммуникативные навыки.
  • Способствовать повышению мотивационной  готовности ребенка к совместной деятельности с учителем-логопедом.
  • Учитывая образовательные потребности каждого ребенка, осуществлять индивидуализацию коррекционного процесса.
  • Способствовать сокращению сроков овладения детьми полноценной речевой деятельностью.

Использование ИКТ в работе с детьми

ИКТ активно использую в индивидуальной и фронтальных занятиях.

На логоритмических занятиях использование мультимедийных технологий дает ряд преимуществ: дети лучше воспринимают материал, у них возрастает заинтересованность, осуществляется индивидуализация обучения, происходит развитие творческих способностей. Использование различных аудиовизуальных средств (музыка, анимация, графика) обогащает учебный материал. Мультимедийные технологии характеризуются соединением различных видов представленной информации (музыка, речь, рисунок) следовательно, оказывают наибольшее влияние на формирование личности ребёнка.

На сегодняшний день среди современных технических новинок особое место занимает интерактивная доска. Возможности интерактивной доски позволяют включать все органы восприятия: слуховые, зрительные и тактильные. Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил». Учеными установлено, что около 80 % информации человек воспринимает через органы зрения. И когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти. Кроме того, развитие моторики способствует еще и активизации речевых центров, что необходимо для успешного обучения детей.

Использование на логопедических занятиях интерактивной доски позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми рушениями, способствует положительному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы учителя-логопеда.

Нами созданы презентации, дидактические и интерактивные игры, пособия. Подобраны видеофильмы, видеоуроки, песни и музыка по лексическим темам.

Презентационные материалы применяются для:

  1. проведения артикуляционной гимнастики;
  2. развития речевого дыхания;
  3. гимнастики для глаз;
  4. автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;
  5. дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;
  6. развития фонематического восприятия,
  7. развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;
  8. усвоения лексических тем;
  9. развития навыков словообразования и словоизменения;
  10. развития связной речи и познавательных способностей и т. д.
  11. проведения физминуток.

ИКТ в работе с педагогами

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда дает возможность расширить творческие способности самого педагога, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие детей с ОНР.

ИКТ  применяем в оформлении перспективных планов работы, конспектов НОД, аттестационных материалов, портфолио и т. д.

Сеть интернет  позволяет быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах. Можно быть в курсе всех событий в мире, читая электронные СМИ – журналы, газеты, статьи официальных сайтов.

Активно принимаем участие в видеоконференциях и вебинарах с коллегами.

ИКТ в работе с родителями

Так же ИКТ применяется  в работе с родителями. Позволяет продемонстрировать любые документы и фотоматериалы; обеспечить индивидуальный подход; оперативно представить и получить информацию; использовать ИКТ при проведении родительских собраний, оформлении информационных стендов, родительских уголков, домашних заданий.

Для родителей были подготовлены в виде мультимедийной презентации материалы по проведению артикуляционной гимнастики или автоматизации звуков вместо традиционных рекомендаций. Такой способ выполнения рекомендаций логопеда вызывал интерес не только детей, но и родителей, которые более усердно стали стимулировать детей к выполнению домашнего задания .

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.