Конспект образовательной деятельности
«В гости к солнышку»
для детей подготовительной к школе группы
Гилизяева Людмила Михайловна,
воспитатель МБДОУ № 7,
г. Мурманск
Цель: учить понимать значение Солнца для жизни нашей планеты.
Задачи:
- показать зависимость всех живых организмов на земле от солнечного тепла и энергии;
- развивать ассоциативное и образное мышление; устойчивое внимание, слуховую, зрительную, тактильную память;
- формировать представления детей о таких понятиях как: слова-предметы, слова-действия, родственные слова; умение использовать в речи согласование прилагательных с существительными; подбирать однородные прилагательные к существительному; практически употреблять притяжательные прилагательные;
- воспитывать в детях доброту, отзывчивость, учить их беречь все живое, что есть на Земле.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята! Отгадайте загадку:
В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдет – и всех разбудит.
Дети: Это Солнце!
Воспитатель: Ребята, а Солнышка-то сегодня и нет! И настроение у меня от этого что-то не очень веселое. А у вас? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте подойдем к окошку и позовем Солнышко, споем ему песенку.
Дети:
Солнышко, покажись,
Красное, нарядись,
Поскорей, не робей,
Нас, ребят, обогрей!
Воспитатель: Нет, не показывается. Ребята, как вы думаете, почему: Солнышка сегодня нет? (ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, где живет Солнышко? (ответы детей)
Воспитатель: Предлагаю вам, друзья мои, отправиться в путь на поиски домика Солнышка. Надо его на небо вернуть. Согласны?
Дети: (шагают)
Солнышко, Солнышко,
Красное ведрышко,
Высоко взойди,
Далеко посвяти:
На темные лесочки,
На серые борочки,
На речки, на поля,
На синие моря,
На зеленый огород,
И на весь народ!
(Появляется подсолнух, у которого головка опущена вниз.)
Воспитатель: Ой, что это? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята! Вы ничего не хотите у него спросить?
Дети: Подсолнушек, почему ты такой грустный?
Подсолнух: Вы не знаете, куда это Солнышко подевалось? Я весь день за ним поворачиваю свою головку, греюсь. А сейчас моя головка опустилась.
Дети: Не знаем. Мы идем Солнышко искать.
Подсолнух: Как жаль, что я не могу свами пойти. И я, и мои друзья: кустики, травка, деревья грустят без Солнышка. От него мы получаем, свет, тепло и силу. Солнечное утро, солнечный день, солнечная погода … как все это приятно! А что еще солнечным бывает?
Воспитатель: Вот ребята тебе сейчас и ответят.
Дидактическая игра «Какой, какая, какое»
Воспитатель: Ребята, я буду называть слова, а вы назовете слова, которые к нему подходят.
Солнечный … (зайчик, загар, день, свет, удар, ожог …)
Солнечное … (лето, утро, затмение …)
Солнечная … (погода, поляна, весна …)
Солнечные … (денечки, лучики, веснушки, пятна …)
Воспитатель: Молодцы! Вы назвали много предметов и явлений природы.
Подсолнух: Надо поскорее Солнышко на небо вернуть.
Воспитатель: Подсолнушек, ты не знаешь, где оно живет?
Подсолнух: Я-то не знаю. Может, Кротик знает?
Воспитатель: Ой, ребятки, посмотрите! Под ногами у нас земля поднимается. Кто это?
Кротик: Это я, Кротик!
Воспитатель: Что вы, ребята, у Кротика спросите?
Дети: Кротик, не знаешь ли ты где Солнышко живет?
Кротик: А какое оно, Солнышко?
Дидактическая игра «Подбери слова»
Воспитатель: Сейчас, Кротик, дети тебе в ходе игры расскажут. Ребята, я буду называть слова, которые подходят к слову «Солнце», и те, которые к нему не подходят. Если вы услышите подходящее слово – хлопните в ладоши, а если услышите неподходящее слово – топните ножкой
(красное, яркое, зеленое, золотое, щедрое, красивое, летнее, чудесное, овальное, ясное …).
Воспитатель: Молодцы! Вы назвали слова-признаки. Кто из вас может эти слова-признаки повторить? (один – два ребенка выполняют задание)
Крот: Какое хорошее оно, оказывается, Солнышко!
Воспитатель: Солнышко бывает и не очень добрым. Если оно сердится, появляются пересохшие реки, выжженная земля, лесные пожары, солнечные ожоги у людей. Как вы думаете, ребята, какое оно бывает в это время? (горячее, жгучее, палящее, жаркое, обжигающее)
Крот: Ой, боюсь я такое Солнышко! (прячется)
Воспитатель: Ну вот, пропал! Где же мы будем Солнышко искать? Смотрите, на опушке из-за дерева торчит чей- рыжий, пушистый, длинный хвостик. Кто это? (ответы детей)
Лиса: Здравствуйте, ребятки! Что вы тут делаете? (ответы детей)
Лиса: Я очень люблю Солнышко. Оно даже на меня немного похоже. Угадайте, чем? (яркое, оранжевое …)
Воспитатель: Какая ты умная, лисичка. А наши ребята тоже умные. Солнышко не только на тебя похоже, но и на другие предметы. Вот ребята сейчас найдут предметы и скажут, на какие и почему. (дети выбирают раздаточные карточки:
— на арбуз, тыкву, яблоко, мяч, Землю, потому что они круглые;
— на костер, огонь, чай, блины, утюг, потому что они горячие;
— на апельсин, золото – по цвету)
Лиса: Ищите вы Солнышко, ищите. Авы знаете, что оно умеет делать? Почему его все любят и боятся?
Воспитатель: Конечно, знаем. Ребята, расскажите, пожалуйста, что солнышко делает? Пусть каждый назовет по одному слову (встает, плывет по небу, садится, светит, греет, ласкает, припекает, блестит, радует, улыбается, а еще печет, обжигает, ударяет, жжет, выжигает).
Воспитатель: Вы назвали слова-действия. Дорогая лисичка, нам пора опять в дорогу. Не подскажешь ли, где Солнышко живет?
Лиса: Знаю, что Солнышко поднимается на востоке, а садится на западе. Наверное, там его дом.
Воспитатель: Ребята! Хорошо, что у меня оказался компас. Посмотрим, в какой стороне запад, а какой восток. (воспитатель и дети ищут и находят правильное направление с помощью компаса, встают и шагают в сторону запада).
Дети: (шагают)
Солнышко, Солнышко,
Красное ведрышко,
Высоко взойди,
Далеко посвяти:
На темные лесочки,
На серые борочки,
На речки, на поля,
На синие моря,
На зеленый огород,
И на весь народ!
Воспитатель: Ребята, стойте! Солнышко-то на небе живет. Надо птичек спросить, где его дом. А вот и птичка. Да это жаворонок! (воспитатель берет в руки птицу)
Дети: Жаворонок, Жаворонок, не знаешь ли, где Солнышко живет?
Жаворонок: Здесь оно, совсем близко, в своем домике спит. Я очень люблю это слово – «солнце». Есть еще слова, которые на него похожи. А вы, ребята, из знаете?
Дидактическая игра «Семья слов»
Воспитатель: Ребята, назовите для жаворонка такие слова. Это слова-родственники. Все они должны быть похожими на слово «солнце».
(солнышко, солнечный, подсолнух, подсолнушек, подсолнечник, солнцепёк …)
Жаворонок: Все птицы очень любят солнышко, они повещают ему самые лучшие песни. (грамзапись).
Воспитатель: Вот и выглянуло Солнышко. Здравствуй, Солнышко! Мы очень рады тебя видеть. Приходи к нам в гости.
Хороводная народная игра «Солнышко»:
По считалке выбирают водящего – солнышко. Остальные дети встают в круг:
«Гори, солнце, ярче!
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее!»
На первые две строчки дети водят хоровод, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к солнышку. Оно говорит: «Горячо!» — и догоняет детей.