Из опыта работы
«Использование художественной литературы в коррекционной работе учителя-логопеда»
«Чтение книг – тропинка,
по которой умелый, умный,
думающий педагог находит
путь к сердцу ребёнка»
В.А. Сухомлинский
Гриценко Светлана Эдуардовна,
учитель-логопед МБДОУ № 34,
г.Мурманск
Детская книга в педагогике рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Средствами художественного слова маленький ребёнок практически осваивает грамматические нормы языка. В рассказах дети понимают лаконизм и точность языка, в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи, в сказках – меткость, выразительность.
Художественная литература:
— способствует развитию речи;
— помогает осваивать грамматические нормы родного языка;
— речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.
Знакомство с художественной литературой помогает дошкольнику узнать много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать своё отношение к услышанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. При ознакомлении с книгой язык усваивается в его эстетической функции.
Огромное значение художественная литература имеет и в логопедической практике.
В первую очередь это коррекция звукопроизношения, пополнение словарного запаса, преодоление грамматических нарушений и развитие связной речи.
В своей практике при коррекции речевых нарушений я использую чтение и пересказ художественных произведений, заучивание стихов, скороговорок, уточняю и объясняю смысл пословиц и поговорок. Также использую различные виды пересказа, в зависимости от сложности речевого дефекта у ребёнка.
Применяя в коррекционной работе пересказы текстов отмечаю, что у детей развивается память, умение интонационно передавать диалог героев, логику, последовательность сюжета, пополняют и расширяют словарь, побуждают выразительно и фонетически правильно пересказывать содержание текста.
Подбирая произведения для пересказа, я стараюсь, чтобы они были доступны детям по содержанию и объему. Если тексты используются для коррекции звукопроизношения, то они должны быть насыщены необходимым звуком. В произведении все слова должны быть знакомы ребёнку. Всем этим требованиям отвечают произведения Л.Н. Толстого и русские народные сказки.
Для работы над пересказом используем красочные книжки-малышки, также дети создают свои книжки-малышки в рамках лексических тем. Дети являются как авторами, так и иллюстраторами своих работ.
Например: «Как ёлочка из леса к детям на праздник пришла», «Зимующие птицы», «Моя дружная семья», «Полёт на звездолёте», «Весёлая буква», «Путешествие блюдечка», «Как щенок спортсменом стал».
Самые любимые прочитанные книги дети стараются оживить, обыграть. Они участвуют в драматизации небольших русских народных сказок, при помощи игрушек, коврографа, разыгрывают сценки с использованием пальчикового театра, а это незаменимый вид развития монологической и диалогической речи.
Знакомлю детей со стихами, потешками, прибаутками, скороговорками, обращаю внимание на ритмическую сторону речи, провожу коррекционную работу по автоматизации и дифференциации звуков, развивая слоговую структуру слова, просодику речи (темп, ритм, интонацию, дыхание).
В своей работе использую подборку книг «Уроки логопеда в детском саду», поддерживая читательский интерес детей. Работая над стихами большое внимание уделяю развитию фонематического слуха, развитию у детей общей и мелкой моторики, сопровождая речь жестами и движениями.
Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием и с неподдельным интересом слушают чтение нелепиц, дразнилок, скороговорок, что расширяет их кругозор, воспитывает чувства языка, расширяет лексическую сторону речи. Знакомство с этими формами художественной литературы помогает закрепить чёткую дикцию, отработать различные высотные, силовые, тембральное звучание голоса.
Как правило, скороговорка имеет сложную ритмику. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Сначала мы скороговорки проговариваем в медленном темпе с хлопками, а затем, по мере заучивания, темп немного ускоряется. Для запоминания текстов я использую карточки-картинки, которые очень любят дети.
В последнее время стараюсь увлечь детей чтением фольклорной литературы, а именно, ее малых форм пословиц и поговорок, что считаю, полезно и целесообразно. Значение иносказательных, метких и образных поучений, в которых раскрывается смысл, в краткой форме — точно, метко и сильно.
Произнесённое кстати краткое изречение запомнится детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любое нравоучение и уговоры. Детям сложно понять смысл пословицы и поговорки, поэтому я всегда уточняю, как дети понимают выражение и предлагаю нарисовать картинку о пословице или поговорке.
Со своими воспитанниками мы часто посещаем библиотеку, которая находится не далеко от образовательного учреждения. Здесь нам всегда рады. Наши дети участвуют в викторинах, литературных вечерах и являются активными читателями, посещая вашу библиотеку с родителями.
Результаты работы:
— отмечается коррекция звукопроизношения;
— пополнился словарный запас;
— положительная динамика в коррекции ЛГК, в развитии связной речи.
Литературные произведения, как правило, лишены прямого нравоучения. Через чтение художественной литературы постепенно, не навязчиво мы, педагоги, вырабатываем и формируем художественный вкус у ребёнка, улучшаем его речь, прививаем любовь к художественному слову, уважение к книге, воспитываем чувство языка.