Чтение художественной литературы в средней группе

Из опыта работы

«Чтение художественной литературы в средней группе»

 

Котова Светлана Витальевна,

воспитатель МКДОУ № 16,

г. Новосибирск

 

 Значение чтения уже в этом возрасте трудно переоценить. В основном жизнь детей довольно однообразна и бедна впечатлениями, замкнута в определенном круге. У ребенка мало возможностей вырваться из ограниченного набора источников знаний о жизни, и художественные тексты во многом это компенсируют.

Чтение художественной литературы становится особенно необходимым при переходе ребенка в среднюю группу. Как правило, если этот период беден чтением, это довольно трудно восполняется в дальнейшем.

В этот период одна из важнейших целей чтения — ориентирующая. Из произведений дети черпают недостающие элементарные знания о бытовой стороне жизни, об отношениях и этапах жизни людей, об их обязанностях по отношению друг к другу.

Дети, слушая художественное произведение, верят всему, что в нём происходит, волнуются за героев, радуются их успехам, печалятся неудачам. У них вырабатывается свой взгляд на взаимоотношения людей, на явления окружающей действительности. Развивается познавательный интерес, формируются нравственные качества, дружеские взаимоотношения.

На воспитание детей оказывают влияние самые разнообразные жанры художественного слова — сказки и рассказы, стихи и потешки, пословицы и поговорки.

В средней группе детского сада, я, прежде всего, продолжаю учить детей:

  1. Слушать чтение воспитателя художественной литературы;
  2. Оценивать поступки главного персонажа;
  3. Пересказывать близко к тексту сказки, короткие рассказы;
  4. Рассматривать иллюстрации в книге, рассказывать об их содержании;
  5. Связывать события, происходящие в произведении;
  6. Соотносить жизненный опыт с событиями художественного произведения;
  7. Выражать свои впечатления о прочитанном;
  8. Заучивать стихи, потешки;
  9. Бережно относиться к книгам.

Но для детей дошкольного возраста очень сложно воспринимать литературу на слух. Они ещё не всегда могут ясно и чётко изложить свои мысли относительно прочитанного произведения. Чтобы удержать внимание, сохранить эмоциональный настрой к художественному произведению я использую различные приёмы:

— выразительное чтение,

— пояснения,

— вопросы,

— дидактические игры,

— обыгрывание сюжетов,

— рассматривание иллюстраций,

— заучивание стихов или отрывков и т.д.

Время от времени применяю такой приём: даю задание по прочитанному произведению чуть выше уровня развития ребёнка и побуждаю обязательно выполнить его, при этом прихожу ему на помощь. В таком случае, выполнив задание, ребёнок испытывает удовлетворение и радость от своего успеха.

Так как интерес у детей к книге разный, привить любовь к художественному слову помогает индивидуальная работа. В таком случае применяю различные игровые приёмы. Например: предлагаю ребёнку рассмотреть игрушку. Спрашиваю, в какой книжке, которую мы недавно читали, живёт такая-то, прошу принести её из книжного уголка, рассматриваем в ней иллюстрации, вспоминаем события или заново читаем.

Программные произведения имеют большое воспитательное значение для детей. Они способствуют развитию у них мышления, фантазии, вызывают стремление быть добрыми, справедливыми, честными и храбрыми, учат дружить и любить Родину. И здесь многое зависит от нас, воспитателей, от нашего умения преподнести содержание текста детям ярко и образно, чтобы дети прочувствовали смысл произведения, сопереживали, восхищались или осуждали поступки персонажей.

Положительный герой требует тёплого, доброжелательного отношения читающего, ласковых, одобрительных интонаций. Отрицательному герою сопутствуют сухие, неприязненные интонации, передающие осуждение и возмущение. А, умело переданный при чтении юмор, радует детей, вызывает смех.

Большое внимание уделяю литературным развлечениям. Это и показы кукольных и настольных театров, и чтение стихов, и викторины, и обыгрывание каких-либо сюжетов.

Привить любовь к книге — это значит, не только с интересом слушать её содержание, но и бережно обращаться с ней. Положительное влияние на детей в этом оказывает так называемый «Книжный день». В книжном уголке вместе с детьми мы «лечим» пострадавших, то есть подклеиваем надорванные страницы и корешки книг, стираем загрязнения. Время от времени меняю и пополняю книжный репертуар.

Родители тоже не остаются без внимания. Регулярно помещаю в папку «Советы родителям» список детской литературы и рекомендации по их подбору и чтению. Советую выбирать книжки с яркой обложкой и интересными иллюстрациями.

Подобную работу с учётом возрастных особенностей буду продолжать и дальше.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.