Программа краткосрочных образовательных практик
«Школа волшебников»
Нурдинова Юлия Сергеевна,
воспитатель МАДОУ № 203,
г. Пермь
Данная программа предназначена для проведения развивающих занятий по ознакомлению с окружающим миром в средней группе средствами детской опытно-экспериментальной деятельности.
Дети сами по себе уже исследователи. Их любопытство не знает пределов. Они все хотят потрогать, сделать самостоятельно. И в этом им нужно помогать. Именно в опытной форме проще, доступнее, нагляднее можно ответить на множество детских «как?», «почему?», «откуда?» и т.д. Тем более что когда ребенок слышит, видит, делает сам своими руками, то все усваивается просто, прочно и надолго.
Цель: развитие способностей ребенка работать с исследуемыми объектами в «лабораторных условиях» как средством познания окружающего мира.
Задачи:
1) Дать детям представление о магните , особенностях воды и воздуха, поведении бумаги при различных операциях с ними.
2) Формировать у детей познавательный интерес к объектам природы (вода, воздух), а также к знакомым предметам через открытие их новых сторон (магнит, бумага).
3) Создать «лабораторную» среду и развивать интерес к познанию мира исследовательским путем, закрепляя в то же время умение соблюдать правила безопасности во время опытно-исследовательской деятельности.
4) Способствовать развитию грамотной речи и расширению словарного запаса, активизировать в речи детей слова и словосочетания:
— притягивает, намагничивает, отталкивает, магнитные силы, магнитное поле;
— прозрачная, мутная, разноцветная, талая;
— прозрачный, бесцветный, форма, бесформенный;
— мнущаяся, рвущаяся, легкая.
Возраст: Данная программа рассчитана на 4 занятия на детей среднего дошкольного возраста (4-5лет) по 10 человек в подгруппе. Длительность занятия — 20 минут.
Форма проведения: игровые и опытно-экспериментальные моменты.
В начале занятия воспитатель «уводит» детей в мир магов и предлагает самим им стать колдунами-чародеями. Воспитатель в это время загадывает загадки, читает стишки, достает интересные предметы-сюрпризы из волшебного сундучка, мотивируя таким образом их на дальнейшую работу.
Каждое занятие условно разделено на 3 части, где в 1-й дети знакомятся с новым, наблюдают, во 2-й — пробуют свои волшебные силы на практике, а в 3-й — зарисовывают, что было сделано и формулируют выводы.
В итоге каждый овладевает необходимыми в жизни знаниями о знакомых вещах, которые далее он сможет использовать дома (или в любом удобном для этого месте).
Оборудование для мини—лаборатории:
1) Приборы: магниты, скрепки, гайки, гвоздики, чайные ложки
2) Емкости: контейнеры, тарелки, пластиковые и стеклянные стаканы
3) Материалы: бумага, газета, вода, снег, соль, сахар, земля, крупы, мыло жидкое, акварельные краски, коктейльные соломинки.
Работа вся направлена на создание условий для сенсорного развития (развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.) через знакомство с реальными предметами и явлениями окружающего мира. А значит, предположительно конечным продуктом должны стать новые умения, которые могут быть применены ребенком в повседневной жизни.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
1) о природе: снег, вода, ветер (движение), притяжение
2) о материалах: земля, бумага, дерево, резина, пластмасса
3) о предметах: магниты, железные предметы.
Посмотреть или скачать программу