Проект
«Наш друг – Снеговик»
для детей первой младшей группы
Бреева Светлана Алексеевна,
воспитатель МБДОУ № 1,
г. Апатиты Мурманской обл.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели — декабрь).
Участники проекта: дети первой младшей группы, родители; воспитатель: Бреева С.А.
Актуальность проекта
Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях образовательного процесса расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о снеговике. Познакомить с элементарными опытами со снегом и водой с целью развития интереса к экспериментированию из природного материала. В 2–3 года ребёнок лучше воспринимает полученную информацию, если задействованы все органы чувств, если он сможет не только увидеть, но и потрогать, понюхать, попробовать на вкус, поиграть, сделать что-то своими руками.
Наблюдая из окна за снегом, дети начали задавать вопросы: «Что такое снег?» «Почему снег бывает зимой?». Увидев на картинке снеговика, дети спросили: «Кто это?». Так возникла идея данного проекта.Мне захотелось познакомить детей со снегом и снеговиком.
Объект исследования: снег.
Предмет исследования: физические свойства снега.
Цель проекта: Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления и экспериментальной деятельности со снегом.
Задачи:
- Дать детям элементарные представления о природном объекте — снеге, его превращениях в воду, в лёд.
- Обогатить словарный запас детей по данной теме.
- Формировать познавательную активность детей при проведении опытов, экспериментов и наблюдений.
- Закрепить понятия «белый», «круглый», «холодный», «шар».
- Познакомить с лепкой снеговика.
- Воспитывать умение работать в коллективе.
Гипотеза: снеговик — это снежная постройка, которая состоит из снега, а снег в свою очередь это одно из состояний воды, а вода может превращаться также в лёд.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап
- Беседы с детьми для выявления знаний детей о снеге.
- Подготовка атрибутов для игр, занятий.
- Подбор стихотворений, художественной литературы, загадок о зиме, снеге, снеговике.
- Рассматривание сюжетных картинок по теме «Зима».
- Слушание песен о зиме, снеговике, снежинках.
Основной этап
Содержание работы
Опыт № 1 «Снег и его свойства»
Подвижная игра «Выпал беленький снежок»
Опыт № 2 «Что такое снег?»
Аппликация « Друзья для снеговика»
Просмотр мультфильма «Снеговик-почтовик»
Дидактическая игра «Сложи снеговика»
Опыт №3 «Что такое лёд?»
Дидактическая игра «Снежинки»
Просмотр презентации «Зима»
Лепка «Друзья для снеговика»
Подвижная игра «Снег кружится»
Дидактическая игра «Собери снеговика»
Прослушивание песенок о зиме, снеге.
Чтение и заучивание стихотворения «Снег идёт»
Выставка творческих работ родителей «Парад Снеговиков»
Заключительный этап
- Оформление выставки поделок родителей «Парад снеговиков».
- Коллективная аппликация «Друзья для снеговика».
Ресурсное обеспечение:
Рассматривание альбомов и иллюстраций, пейзажей сюжетных картинок с изображением зимних явлений природы, снеговика. Чтение художественных произведений: сказок, рассказов, стихов, потешек. Беседы на темы проекта. Прослушивание и исполнение детских песенок о зиме, снеговике.
Материальные:
- сюжетные картинки, альбомы на тему проекта;
- художественная литература — С. Маршак «Снег», А. Барто «Снег», Я. Аким «Первый снег», З. Александрова «Снежок», О. Жук «Снежный дом», Приходько «Снежинка»; З.Рождественская «Звёздочка-малютка».
- изобразительный материал для творчества детей, строительный материал;
- аудиозапись детских песенок о зиме: «Песня Снеговика»;
- атрибуты для игр;
Трудовые:
- подбор информации и оформление материала по теме проекта;
- Аппликация, лепка;
Игровые:
- Д/и: «Снежинки», «Собери снеговика», «Сложи снеговика»;
- П/и: ««Снег кружится», «Выпал беленький снежок»,
- Дыхательная гимнастика «Снежинки и ветер», «Подуй на снежинку»
Ожидаемые результаты:
- Дети: знают, что такое снег, какой снег (белый, холодный, в тепле тает, снег – это замёрзшая вода). Знают, что снеговик — это снежная постройка, которая состоит из снега. Умеют лепить снеговика из пластилина. Составлять снеговика из кругов, знать части снеговика. Делать аппликацию снеговика.
- Родители: принимают активное участие в выполнении поделок на тему «Парад снеговиков».
- Воспитатели:создают условия для реализации проекта и активного включения всех участников в работу по реализации проекта.
Мероприятия с родителями:
- Оформление выставки «Парад снеговиков».
- Индивидуальные беседы об одежде детей в зимний период.
Итог проекта:
Проект «Наш друг — Снеговик» длился 2 недели. Во время проведения проекта дети всесторонне исследовали снег в группе в экспериментальной зоне, рассмотрели его, потрогали, понюхали. Все дети с большим интересом проявляли активность при проведении опытов, делали выводы.
Лепили снеговика, упражнялись в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями, в соединении комочков вместе.
В ходе проекта «Наш друг — Снеговик» у детей возник устойчивый интерес к творческой, познавательной деятельности; сформирован ряд навыков, дети приобрели и закрепили элементарные знания о снеге, они хорошо знают, что снег белого цвета, холодный, тает в тёплом помещении. Снег – это вода, которая замёрзла.
Во время проекта малыши заметно сблизились друг с другом, активизировалась речь, у детей развились наблюдательность, внимание, научились элементарному сравнению холодный – тёплый. Итоговым продуктом проекта мы представили выставку работ родителей «Парад Снеговиков».
В течение всего проекта дети с удовольствием и желанием играли в подвижные и дидактические игры, познакомились с новыми художественными произведениями о зиме, были проведены беседы: «Зима и её приметы», «Зимние забавы», рассматривали иллюстративно-наглядный материал с изображением зимних пейзажей и зимних забав. Выучили наизусть стихотворение Г. Познанского «Снег идёт».
Во время экспериментальной деятельности были проведены опыты со снегом: «Снег и его свойства», «Что такое снег?», «Лёд и его свойства», в процессе чего дети узнали, что снег холодный, пушистый, белый, рассыпчатый, в тепле снег превращается в воду. Ещё узнали, что вода имеет свойство замерзать и превращаться в лёд (твёрдый, хрупкий, холодный, прозрачный).
Таким образом, у детей повысился познавательный интерес к экспериментам, пополнился словарный запас.
Используемая литература:
- С.Н.Теплюк «Ребёнок третьего года жизни»;
- «Развивающие игры с малышами до трёх лет» (Составитель Т.В.Галанова);
- С.Н. Теплюк «Занятия на прогулке с малышами»;
- Т.Г.Казакова «Развивайте у дошкольников творчество»;
- Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада»;
- «Опыты, эксперименты, игры» Н.В.Нищева, С-Пб. Детство-Пресс, 2013г.;
- Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство», С-Пб. «Детство-Пресс», 2000г.;
- Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. Н.В. Карпухина;
- Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. Под редакцией Л.А.Парамоновой;
- Материалы из интернета.