Конспект непосредственно образовательной деятельности
«В поисках потерянного ключа»
детей старшего дошкольного возраста
Леонтьева Елена Викторовна,
воспитатель МБДОУ д/с «Рябинушка»
п. Игрим, ХМАО-Югра
Задачи:
— познакомить детей с понятием «магнит»;
— сформировать представления о свойствах магнита;
— актуализировать знания детей об использовании магнита человеком;
— формировать умение делать выводы, работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёров;
— развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов;
— развивать коммуникативные навыки.
Ход совместной деятельности:
Организационный момент:
Воспитатель: «Ребята, к нам в группу пришла посылка. Интересно, от кого? Давайте откроем и всё узнаем. (Воспитатель открывает посылку, а там сундучок и диск, на диске изображены герои «Винтик» и «Шпунтик» из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей»).
— Вы узнали, кто это? (Ответы детей).
— Как вы думаете, зачем они прислали нам посылку? (Ответы детей).
— Может ответ на диске? Я поставлю диск, и мы посмотрим, что же нам хотят сказать наши друзья»
Включаем диск: «Здравствуйте ребята! В этом сундучке для вас сюрприз, но что бы его получить найдите ключ и откройте замок. А поможет вам в этом карта и волшебный предмет — магнит. Удачи вам, ребята!».
Воспитатель: Да, задачку загадали нам «Винтик» и «Шпунтик».
— А вы знаете, что такое магнит? (Ответы детей).
— Какой магнит? (Дети рассматриваю магниты в руках).
Воспитатель: Магнит — это кусок металла, который притягивает железные предметы. Теперь мы точно знаем, что такое магнит и готовы отравиться на поиски ключа. Посмотрите, на карту, что бы мы ни чего не перепутали, нам надо идти по стрелкам. Отправляемся на поиски? (Ответы детей).
Основная часть:
Идут к столу с первым заданием.
И вот мы с вами на месте, давайте прочитаем первое задание: «НАЙДИТЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ КЛЮЧ».
Опыт 1: на подносах лежак ключи из различных материалов (бумага, резина, пластмасса, картон, пенопласт, дерево, металл и т. д. ).
Воспитатель: Ребята посмотрите как же много ключей, как среди них найти нужный нам ключ? (Ответы детей).
Давайте возьмём каждый по ключу и проверим, а вдруг ещё какой-нибудь притянется к магниту.
Дети: «Нет». А почему? А из каких материалов были ваши ключи?
Вывод делают дети: Только железный ключ притянулся к магниту, а предметы из дерева, бумаги и не притягиваются.
Воспитатель: Молодцы! Берём ключ и двигаемся дальше. А вот и второе задание.
Опыт 2: на столе 2 стакана с водой, в них лежит по ключу.
— Ребята очень интересно, а как же нам достать ключ и не замочить руки. (Предположения детей).
Воспитатель: А я вспомнила один интересный способ: если вести магнитом по стенке стакана, то ключ будет двигаться за магнитом вверх, потому что магнитные силы проникают через пластмассу и воду. Давайте проверим, что у нас получится. Хотите попробовать, достать железный предмет из воды? Дети: «Да».
Посмотрите, у нас на столе два стакана. Они одинаковые? (Стеклянный и пластмассовый). В каждом стакане вода и ключ, при помощи магнита постарайтесь их достать. (Дети достают ключи).
Воспитатель: Какой можно сделать Вывод: магнит очень сильный, его сила проходит через пластмассу и воду. Молодцы у нас всё получилось, и мы выполнили ещё одно задание. Вперед.
Опыт 3:
Воспитатель: Посмотрите, что вы видите на столе? (Ответы детей).
— Кроме песка на столе лежат схемы. Давайте вместе посмотрим и подумаем, что нам нужно сделать? (Читаем схемы: 1. нужно взять коробку с песком, 2 взять магнит, 3 провести магнитом над песком, 4 зарисовать, что нашли в песке). Молодцы, а теперь можно приступить к работе. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: У всех получилось, найти спрятанный предмет? (Дети перечисляют все предметы, которые они нашли с помощью магнита).
Какой можно сделать вывод? Все предметы в песке отыскали, а это значит, что магнитные силы свободно походят через песок. Но нам нужен ключ, берём его и отправляемся дальше. (Звучит музыка и воспитатель предлагает отдохнуть).
Музыкальная физминутка «Фиксики»
Опыт 4:
Воспитатель: Ребята, 3 ключа у нас есть, а здесь лежит ещё один. Чтобы выполнить данное задание нам нужно разделиться на пары, и выполнить задание, которое называется «Проведи ключ по лабиринту».
— Посмотрите, что мы будем делать (на листе картона нарисован лабиринт, один из вас будет держать лабиринт, а второй вести ключ по его коридорам, но магнит должен быть под листом).
(Дети проводят ключ по лабиринту). У вас получилось пройти сложный лабиринт?
Вывод: магнитные силы свободно проходят через лист картона и магнит передвигает ключ силой притяжения. Продолжаем движение по карте, по стрелкам. (Возвращаемся к сундучку).
Воспитатель: Ну, вот все задания выполнены, у нас все получилось.
— А знаете почему? (Ответы детей). Да потому что мы все делали вместе, дружно и помогали друг другу.
Воспитатель: Ребята посмотрите мы с вами нашли 4 ключа, а замок один. Как же нам выбрать ключ, который откроет замок? (Ответы детей).
(На столе схемы ключей).
Воспитатель: Схема, что с ней нужно сделать? (Ответы детей). Правильно давайте попробуем приложить ключи и найти ключ, который откроет сундучок. (Дети выполняют задание) Ура! У нас получилось, давайте же поскорей откроем замок и посмотрим, что для нас приготовили «Винтик» и «Шпунтик». (Достают магнитный конструктор).
Да, действительно конструктор — то не простой, а магнитный. Вот оказывается из магнита ещё и конструкторы делают. Ребята, может вы знаете, где ещё используют магнит. (Ответы детей). Ребята, посмотрите, «Винтик» и «Шпунтик» нам ещё что- то хотят сказать: «Молодцы ребята вам удалось открыть сундук. И вы узнали очень много нового о магните, а сейчас, посмотрите, где ещё люди используют магнит».
Заключительный этап:
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Вам понравилось? Что вам понравилось? А что вы узнали сегодня нового о магните? А что вы сегодня расскажите родителям и друзьям о магните?
Молодцы! Вот теперь вы о магните знаете очень много, но это ещё не все, а что ещё может магнит, мы узнаем в следующий раз.
Список использованных источников:
Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»;
Л.А.Королева «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ».