Проект
«Лесные жители нашего края»
для детей старшего дошкольного возраста
Курдина Ольга Николаевна,
учитель-логопед МБДОУ № 25,
г. Мончегорск
В нашем дошкольном образовательном учреждении проектная деятельность нашла большой отклик среди педагогов. Сегодня я предлагаю вашему вниманию экологический проект «Лесные жители нашего края», организованный мной в старшей группе. Кроме учителя-логопеда и детей участниками проекта являлись ещё и родители.
В настоящее время наиболее актуальна проблема развития связного высказывания у детей с различными речевыми патологиями. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что у большинства из них речевая недостаточность приобрела недифференцированный вид. Она, как правило, сопряжена с обилием дополнительных дефектов со стороны двигательной, сенсорной и других сфер психической деятельности ребенка. Типичная проблема речи всех старших дошкольников – это бедность связной речи и недостаточный словарный запас.
В дошкольном возрасте ребенку необходимо овладеть таким словарем, который позволил ему свободно общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Усвоение новых слов и понятий позволят ребенку повысить уровень познавательного развития и мышления.
Имея опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста, я отметила, что дети, живущие в условиях Крайнего Севера недостаточно знакомы с животным миром своего края, их знания по этой теме достаточно ограничены. Как правило, дети оперируют знаниями, полученными из детских литературных произведений, просмотров мультфильмов и легко узнают (по картинкам) только медведя, белку, лису и зайца, а таких как куницу, росомаху, лемминга не знают, или имеют о них очень поверхностные представления. В словарном запасе детей недостаточно слов описания их внешнего вида, повадок.
Мною был проведен анализ условий, созданных в МБДОУ для работы в рамках данного направления. Выделены способствующие и препятствующие условия и определены возможные пути решения проблемы.
В рамках работы проекта «Лесные жители нашего края» мною была определена цель, которую я реализовала во всех направлениях своей коррекционной деятельности.
Цель проекта: знакомство с многообразием животного мира Кольского полуострова через дидактические игры по обогащению словарного запаса детей.
Цель и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи проекта.
Задачи проекта:
Образовательные
— расширить представления детей о животном мире Кольского полуострова;
— обогащать словарь новыми, ранее неизвестными словами;
— формировать у детей представления о различных способах словоизменения и словообразования.
Развивающие:
— развивать у детей познавательный интерес к жизни животных Кольского полуострова;
— развивать монологическую речь через дидактические игры;
— развивать коммуникативные навыки и связную речь через сюжетно-ролевые игры.
Воспитательные:
— воспитывать бережное отношение к животным;
— воспитывать любознательность, любовь к родной природе.
Эти задачи сформулированы на основе задач ФГОС ДО, таких, как:
— охрана и укрепление физического, психического и эмоционального благополучия;
— обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизических и других особенностей;
— формирование общей культуры личности детей, инициативности, ответственности, самостоятельности;
— обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования.
Механизм реализации проекта (приёмы):
— беседы
— занятия (интегрированные)
— дидактические игры
— чтение художественной литературы
— развлечения
— конкурсы
В начале учебного года мною была разработана диагностическая карта. Результаты обследования показали, что дети действительно путают оленя и лося, не знают лемминга, росомаху, как выглядит кукушка, соответственно они не знают, чем питаются эти животные и какую пользу приносят человеку, так же в их словаре мало относительных прилагательных
Подготовительный этап
Проект «Лесные жители нашего края» я разработала с учетом ближайших и доступных объектов, которые окружают ребенка. Основой проекта является интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь занятий, наблюдений в природе, чтение художественной литературы, подвижных и дидактических игр, а также организации самостоятельной деятельности.
В начале проекта мною была проведена разъяснительно-просветительская работа среди родителей, подобран речевой материал по теме, аудио и видеозаписи, составлен перспективный план работы с детьми.
При составлении перспективного планирования я постаралась охватить все образовательные области.
- Социально-коммуникативное развитие:
-проведение сюжетно-ролевых игр;
-взаимодействие детей между собой во время показа мини-спектакля.
- Познавательное развитие:
-использование видеозаписей повадок зверей и птиц;
-дидактические игры «Чей голос?», «Произнеси слова героя» и другие.
- Речевое развитие:
— беседы по содержанию каждого текста, словарная работа;
— инсценировки;
— составление рассказа-описания животного.
- Физическое развитие:
— проведение подвижных игр, пластических этюдов, направленных на развитие координации и гибкости.
- Художественно-эстетическое развитие:
— рисование животного, как средство реализации самостоятельной изобразительной деятельности детей;
— аппликация.
В течение всего проекта мы с детьми рассматривали иллюстрации животных, беседовали об их повадках и местах обитания. Составляли описательные рассказы по мнемотаблицам, читали сказки народов Севера, такие как «Почему олень быстро бегает?», «Олень и сохатый», «Кукушка», «Бобер и журавль», сказку про росомаху «Дыхание Севера», про лося «Отчего у зайца уши длинные?», «Лось и корюшка» и др.
Также проводились дидактические игры на развитие речи обогащение словаря детей: «Слова – неприятели», «Назови какой, какая?», «Чьи следы?», «Подбери словечко», «Посмотри и опиши», «Один – много», «Выбери и расскажи». Родители тоже принимали участие в работе проекта: например совместно с детьми они составляли рассказ об одном и животных, а затем ребенок в группе пересказывал его.
В заключительном этапе проекта был повторно проведен мониторинг.
Мною были разработаны презентации о животных, совместно с детьми изготовлена рукописная книга.
В рамках работы по проекту дети пополнили знания о животном мире Кольского полуострова, о таких животных как лемминг, росомаха, бобр, олень, лось и о кукушке. Совершенствовали представления о влиянии сезонных изменений на жизнь и поведение животных. У детей пополнился и активизировался словарь по теме «Животные Кольского полуострова», сформировались представления о пищевых цепочках, о внешнем виде животных, повадках и их характерных особенностях. Сформировалось доброе, бережное отношение к животным и птицам севера, развился познавательный интерес и любознательность.