Сохраним природу родного края

Экологический проект

«Сохраним природу родного края»

для детей подготовительной к школе группы

 

Агеева Наталья Леонидовна,

воспитатель МКДОУ № 364,

г. Новосибирск

 

 «Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы,

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

                                                                        В. А. Сухомлинский.

 

Тип, вид проекта: долгосрочный, творческий

Участники проекта: дети подготовительного дошкольного возраста, родители, воспитатели.

Актуальность проекта: У людей, живущих в современном мире общества, множество проблем, но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Общение детей с природой, организованное педагогом, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания у детей любви к природе родного края, на наш взгляд, является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников.

Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе.

Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира.

Через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.

Цель проекта: формирование у детей и их родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного города.

Задачи проекта:

  1. Формирование системы элементарных экологических знаний доступных пониманию ребенка-дошкольника о природе родного края.
  2. Развитие познавательного интереса к миру природы, умение отражать это в художественно продуктивной деятельности.
  3. Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
  4. Воспитание любви к природе, личной ответственности за ее сохранность.
  1. Привлечь родителей к участию в проекте

Программа по реализации  проекта

I этап . Подготовительный.

Постановка целей и задач. Определение направлений, объектов и методов исследования. Предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. Составление перспективно-творческого плана по ознакомлению с природой родного края.

II этап. Основной.

 Создание зон экологической среды

— Уголок познавательной литературы (энциклопедии, познавательная и художественная литература, журналы, легенды, сказки.)

— Экологическая мини – лаборатория

(стаканчики для опытов, бумага для фильтрования, лупы, природный материал: камушки, песок, разная по составу земля, листья, ветки, шишки, мох, спилы разных деревьев; журналы наблюдений).

  1. Использование словесных методов:

Беседы: знакомство с легендами нашего края, «Учитесь жалеть и беречь», «Земля – наш общий дом», «Золотая осень», «Зимушка-зима», «Весна –красна», «Лес – наше богатство»,«Деревья и кустарники»,«Как вести себя в лесу», «Спички – это не игрушки», «Пожар в лесу», «Перелетные и зимующие птицы», «Жизнь птиц зимой», «Животные нашего края», «Животные зимой»,«Где и как живут дикие животные», «Волшебница вода», «Кто живет в воде?», «Значение воды в нашей жизни», «Игры на льду», «Круговорот воды в природе»,«Откуда к нам приходит электричество»,«Как вести себя на воде»,«Путешествие в мир растений», «Растения как живое существо», «Лекарственные растения нашего края», «Осторожно! Ядовиты растения и грибы», «Растения- легкие земли», «Шестиногие малыши», «Таинственный мир насекомых», «Насекомые и цветы созданы друг для друга».

Чтение художественной литературы: А. К. Толстой «Колокольчики», В.Катаев «Цветик-семицветик», Е.Благинина «Одуванчик»,«Черемуха»,Е.Серова «Ландыш», «Гвоздика»,«Незабудки,    М. Познанская «Одуванчик», И Токмакова «Деревья», «Дуб», «Разговор старой ивы с дождем»,К.Ушинский «Спор деревьев»,«Четыре желания», «Рассказы и сказки Осень», А.Плещеев «Ель», «Осень наступила», А.Фет «Осень», Г.Скребицкий «Осень», А.Пушкин «Осень», «Уж небо осенью дышало», А.Толстой «Осень»,В.Бианки «Синичкин календарь»,Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной»,Л.Н.Толстой «Дуб и орешник», «Листопадничек», «Лес осенью», «Осень в лесу»,К. Г. Паустовский «Рассказ про осень», «Барсучий нос», «Прощание с летом», «Словарь родной природы»,Г.Снегирев «Как птицы и звери к зиме готовятся»,  Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»,В. Строков «Насекомые осенью», Р. н. с. «Пых» , А. Барто «Мы не заметили жука», Крылов «Стрекоза и муравей», М. Пришвин «Лисичкин хлеб» ,Укр. н. с. «Колосок», Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка», Ю. Тувим «Овощи», Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки», Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники», М. Соколов-Микитов «Листопадничек», «Хроменькая уточка» (украинская сказка, «Мужик и медведь» — р. н. с. ,В. Катаев «Грибы» ,А. Прокофьев «Боровик», Я. Тайц «Про ягоды», «Про грибы» В. Г. Сутеев «Под грибом», Р. н. с. «Гуси-лебеди».,В. Бианки «Лсные домишки», «Грачи», «Прощальная песенка», А. Майков «Ласточка», Л. Н. Толстой «Лебеди», Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок», К. Д. Ушинский «Ласточка»,М. Пришвин «Ребята и утята», Л. Н. Толстой «Птичка», П. Воронько «Журавли», А. К. Толстой «Белка и волк»,Р. н. с. «Заюшкина избушка», р. н. с. «Заяц-хваста» , Р. н. с. «Зимовье», Г. Скребицкий «На лесной полянке»,В. Бианки«Купание медвежат», «Готовятся к зиме», «Прячутся», Е. Чарушин «Волчонок» (Волчишко), «Морж» Р. н. с. «Хвосты», В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница», С. А. Есенин «Береза», «Поет зима – аукает», И. С. Никитин «Встреча зимы», А. Блок «Снег да снег», В. Даль «Старик – годовик», М. Горький «Воробьишко», Л. Н. Толстой «Птичка», Ненецкая народная сказка «Кукушка», И. З. Суриков «Зима», Н. А. Некрасов «мороз – воевода»,  В. В. Бианки «Сова» ,С. Маршак «Где обедал, воробей?» , М. Пришвин «Дятел»,   В. Маяковский«Что такое хорошо и что такое плохо», С. Маршак «Как печатали книгу?» , Бианки В. Береги лес! / Лесная газета.», Житков Б. «Пожар в море», Пермяк Е. «Огонь — опасная игра», Хоринская Е. «Спичка-невеличка», Успенский Э. Н. «Гололёд», Шим Э. «Дым в лесу».

*Изготовление книжек-малышек

*Загадки по лексическим темам, ОБЖ, Валеологии

*Стихи по лексическим темам

*Пословицы и поговорки.

*Ребусы, кроссворды

*Составление описательных рассказов, пересказы.

*Считалочки

*Пальчиковая гимнастика

*Динамические упражнения

*Физминутки

*Прослушивание аудиосказок

*Прослушивание музыкальных произведений: П.И.Чайковский, Антонио Вивальди «Времена года», П.И.Чайковский «Песня жаворонка» из «Детского альбома», М.Глинка «Жаворонок», Н.Римский-Корсакого «Полет шмеля», А.Лядов «Я с комариком плясала», «Голоса лесных птиц»(сборник), «Птичий двор», А.Спадавеккиа «Добрый жук» из х/ф «Золушка»

2.Наглядные методы.

*Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий, пейзажей, натюрмортов, плакатов, макетов.

*Информационные стенды «Зима», «Осень», «Весна»

*Просмотр мульфильмов

* Наблюдения за сезонными изменениями в природе, за листопадом, снегопадом, ветром, насекомыми, деревьями, овощами в огороде, птицами, животными, лягушкой, уборочной техникой.

3.Игровые методы

*Дидактические игры: «Чей плод», «Что где растёт», «Вершки –корешка», «Найди два одинаковых листа», «Чьи следы», «Чья тень», «Кто что ест», «Пищевая цепочка», «Кто где живет», «Чья мама?», «Времена года», «Чей хвост?», «Чья лапа?», «Кто лишний», «Что перепутал художник?», «Съедобное –несъедобное», «Чего не стало?», «Чудесный мешочек», «Что из чего сделано?», «Летает, плавает, прыгает», «Живое-неживое», «Изобрази животного с помощью музыкального инструмента», «Диски Луллия»,

*Упразнения на дыхания

*Квест-игра «Найди чудо дерево»

*Спортивное развлечение «В мире животных»

*Подвижные игры:

«Мышеловка», «Гуси-лебеди», «Охотники и зайцы», «Медведь и пчелы», «Волк во рву», «Совушка», «Бездомный заяц», «Солнышко и дождик», «Зайцы и волки», «Хитрая лиса», «Два Мороза», «Караси и щука», «Удочка», «Земля, воздух, вода»

*Развлечения:  «Праздник Осени», «Проводы Зимы», «Бумажная дискотека», «Шоу мыльных пузырей», просмотр театров

* Театрализованная деятельность: Инсценировка сказки собственного сочинения «Четыре дерева» , драматизация сказок о  животных (театр из бросового материала ,театр Топотушки, театр из коробок), «Приключения медвежат»(театр на ногах ), «Приключения Помидорки и Огурчика» (театр одного актера), «Путешествие муравьишки» (театр марионеток) , «Пожар в лесу»(театр тантамарески), Игры-забавы  «Агамографы»

* Сюжетно-ролевые игры:  «Магазин Цветов», Магазин «Овощи-фрукты», «Пожарные», «Зоопарк», «Отдых на пляже», «Путешествие на теплоходе», «Ветеринарная клиника», «Повар», «Строители», «Мы в театре», «Мы в картинной галерее», «Телепередача», «Рыбаки», «Зоомагазин», «Бензоправка», «Космонавты и пришельцы», «Цирк»

4.Практический метод

*Экспериментирование «Свойства воды», «Свойства снега»,«Свойства бумаги»,«Свойства дерева»,«Магнит», «Свойства песка»,«Свойства глины», «Как обнаружить воздух»,«Дождик», «Краски природы», «Природные краски»,«Приготовление винегрета»,«Стряпаем печенье», «Что нужно растениям для роста?», «Статическое электричество»,«Как передать сообщение без бумаги».

* Моделирование из конструкторов, оригами.

* Труд : Сбор семян, листьев, создание гербария,  уборка участка осенью, зимой, сбор урожая в огороде, уход за цветами, плетение, изготовление эко-сумки.

*Выставки: «Осенняя фантазия» , «Весёлый гербарий»,«Белочки», «Музей солнца», детские работы по лексическим темам.

*Участие в конкурсах: «Сибирские искры»( региональный), «Моя Вообразилия»(городской), «Мой любимый район, тебе посвящаю» (районный), «Рукотворные книги» (районный), «Новогодняя игрушка-зверюшка» (городской), «Радуга талантов» (всероссийский)

* Создание мини-музея «Дерева», «Сумок, под девизом «Скажем полиэтиленовому пакету -нет!»»

*Экскурсии : Мини-музей «Всё из бумаги»,  «В библиотеку», Экскурсия в музыкальную школу, «Парк у моря Обского», «Река Обь», «Пожарная часть», «Домашние животные», «Левобережный музей», «Центр реабилитации диких животных», «Краеведческий музей»,  «Лаборатория экологического воспитания»

* Проведение акций: «Лапа в ладошке», «Спасём Чемской Бор», «День защиты белок»,  «Час Земли»(без электричества) привлекать внимание общества к проблеме изменения климата , «Снеговики — против глобального потепления!»,  «Помоги дереву зимой»,  « День вторичной переработки»        ( изготовление из картона, пластиковых бутылок, тетрапаков атрибутов для сюжетно-ролевой игры, спортивный инвентарь, дорожки для закаливания, картонный театр- моделирование)

* Проведение Дефиле «Эко-мода»

* Создание коллекции насекомых

*Продуктивная деятельность: рисование традиционное и в нетрадиционной технике, аппликация, лепка, конструирование  по темам «Деревья», «Цветы»,«Насекомые»,«Животные», «Рыбы», «Времена года», «Грибы», «Птицы»

III этап. Заключительный

Презентация проекта

Предполагаемые результаты:

Для детей.

Знание детей приблизятся к системным. Дети проявят устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края. Смогут прогнозировать негативные воздействия человека. Проявят чувства гордости и восхищения малой Родиной. Данная программа поможет решить задачи воспитания маленького гражданина не равнодушного к проблемам региона.

Для родителей.

-Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада. У родителей сформируется желание быть активным соучастником ребенка  в его деятельности и творчестве.

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.