Итоговая игра-путешествие
«В поисках сокровищ»
для детей старшей группы
(В рамках тематической недели «Морские тайны»)
Маслова Лариса Леонидовна,
Бутыльченко Лада Юрьевна,
воспитатели МБОУ СОШ № 165
г. Новосибирск
Цель: Создание условий для развития познавательных способностей у детей в процессе игры и формирование самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности.
Задачи:
— Систематизировать знания детей о море и морском мире.
— Закрепить умение детей оформлять речевое высказывание.
— Развивать ловкость, сообразительность.
— Формировать социально коммуникативные навыки, сотрудничество и доброжелательности.
Участники: дети группы, воспитатель, пират (взрослый).
Оборудование: бутылка с картой, банданы на всех детей, макет корабля, картинки «Дикие животные и морские млекопитающие», карточки с изображением рыб, сундук, монеты, книги и энциклопедии, аудиозапись «Шум моря», 2 емкости с водой (соленая и пресная), яйцо, геометрические фигуры.
Ход познавательной игры:
Дети входят в зал, украшенный на морскую тему.
Воспитатель: Ребята, я сегодня нашла какую-то странную бутылку. Давайте ее рассмотрим. (Дети разглядывают бутылку и достают из нее карту с нарисованным планом)
— Так это же карта, где зарыт клад. Вы хотите отправиться на поиски клада? (Ответы детей)
-Как называют людей, которые ищут клад? (кладоискатели)
— На карте нарисован остров, а вокруг море. Значит мы поплывем на корабле. Давайте повяжем банданы на голову и превратимся в настоящих моряков.
— Приглашаю всех детей
В путь отправиться скорей.
Ждут вас испытания,
Сложные задания.
Если клад найти хотите,
В путь скорее поспешите!
Звучит музыка, в зал забегает пират
Пират: Я слышал, что вы нашли карту. Но этот клад мой. Я его так просто вам не отдам. Где моя карта?
Воспитатель: Уважаемый пират! Мы предлагаем поискать клад вместе, будем друг другу помогать. Правильно, ребята? (ответы детей)
Пират: Хорошо. Где ваш корабль? Мой разбился о скалы.
Воспитатель: Сейчас ребята построят корабль из геометрических фигур и на нем отправимся в путь. (Дети подходят к столу и строят корабли из геометрических фигур).
— Молодцы. Все справились с заданием.
Пират: Корабль вы построили, но забыли запастись самым необходимым, что может пригодиться в пути.
Проводится дидактическая игра «Что нужно мореплавателю?» (Дети из коробки достают необходимые предметы: фонарь, компас, линейка, продукты, чистая питьевая вода)
Воспитатель: Ребята, зачем вы с собой берете воду? В море и так много воды. (ответы детей – морская вода соленая, ее пить нельзя)
Пират: А если я сломаю компас, как вы будете ориентироваться, куда надо плыть? (днем по солнцу, ночью по звездам). Все вы знаете. С вами не страшно отправляться в путешествие. Тогда в путь!
Воспитатель: Ребята, у нас новое задание. Впереди два водоема. А какой попадает в море неизвестно. Надо определить, где вода соленая, значит он приведет нас к морю.
Опыт «Соленая и пресная вода» (На столе две одинаковые емкости с водой и яйцо. Дети опускают яйцо в воду, где всплывет яйцо выше – там соленая вода)
— Молодцы! Вы справились и с этим заданием.
Пират: Море зовет! Вперед друзья, вперед! Поднять якорь! Дети садятся на большой макет корабля и отправляются в путешествие.
Воспитатель: Предлагаю поиграть.
Проводится игра «Море волнуется раз…»
Пират: Посмотрите, сколько различных животных на берегу. Дидактическая игра «Морские млекопитающие и дикие животные» (дети раскладывают картинки на две группы)
Воспитатель: Ребята, чем питаются морские млекопитающие? (Рыбой). Посмотрите в море большие косяки рыб. Давайте сравним, где рыбы больше (дети берут парные картинки с рыбой, считают и сравнивают, где больше, где меньше).
Пират: Ура! Вот и остров. На карте нарисован, что клад спрятан в пещере. Вперед! За мной! (Ребята находят сундук, он закрыт на большой замок).
-Еще одна задачка, которую мы должны решить. Нужно подобрать верный ключ. (подбирают ключ)
Воспитатель: Все молодцы! Замок открыт. Что находится внутри сундука? (монеты и книги о природе). Ребята, что мы отдадим пирату, а что оставим себе? (пирату – монеты, книги в групповую библиотеку, они помогут приобрести новые знания).
Пират прощается и уходит, дети с воспитателем берут книги и тоже отправляются в группу.