Коллекционирование как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

Одним из интересных и развивающих видов детской деятельности является коллекционирование, то есть собирание предметов по определенной тематике. В детском саду это могут быть картинки, фотографии, открытки, игрушки, ключи, ракушки, пуговицы и многие другие предметы.

Посредством коллекционирования можно решать задачи развития, обучения и воспитания дошкольников по всем образовательным областям ФГОС ДО. Например:
1. Социально-коммуникативное развитие:
— развитие инициативности, самостоятельности, любознательности, ответственности, доброжелательности;
— формирование представлений о предметах окружающего мира.
2. Речевое развитие:
— развитие общения;
— обогащение и активизация словарного запаса на основе углубления представлений об окружающей действительности;
— создание в окружении ребенка культурной речевой среды и способствование активизации детской речи.
3. Художественно-эстетическое развитие:
— формирование ручной умелости;
— развитие художественного творчества.
4. Физическое развитие:
— развитие мелкой моторики рук.

Но основные задачи решаются в образовательной области «Познавательное развитие»:
— формирование умения наблюдать, сравнивать, систематизировать, классифицировать;
— активизация познавательных процессов — восприятия, мышления, воображения, памяти;
— обогащение знаний и представлений об окружающем мире;
— развитие поисковой и исследовательской деятельности;
— развитие познавательного интереса и познавательных действий.

Коллекции бывают нескольких видов:
1. Коллективные — участвуют педагог и дети или педагог, дети и родители.
2. Индивидуальные — ребенок собирает коллекцию самостоятельно и, чаще всего, в коллекции имеются разнородные по назначению и применению предметы.
3. Домашние — это коллекции, которые ребенок собирает дома при помощи родителей.

Процесс коллекционирования происходит поэтапно:

I этап – это накопление знаний у дошкольников о предмете коллекционирования. На этом этапе можно провести беседы, наблюдения, рассматривание самих предметов и иллюстраций в книгах, альбомах или энциклопедиях.

II этап — получаемая информация систематизируется, активизируются имеющиеся представления о предмете, формируются знания. Собирается материал к коллекции. Предметы включаются в проведение непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельную деятельность дошкольников, в различные проблемные, игровые и обучающие ситуации.

III этап – организуются выставки, презентации, творческие работы. Разрабатываются коллекционные альбомы и книги.

В качестве практического примера я советую ознакомиться с опытом работы воспитателя Кирса Лидии Павловны в её статье.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

17 комментариев к записи “Коллекционирование как средство познавательного развития детей дошкольного возраста”

  1. Татьяна:

    Уважаемая Бэла Геннадьевна, помогите пожалуйста разработать или подобрать конструкты по теме «Коллекционирование»

    • admin:

      Татьяна, я Вам ответила в комментариях к статье воспитателя Л.П. Кирса о коллекционировании. Посмотрите там, пожалуйста.

  2. Галина:

    Здравствуйте,Бэла Геннадьевна! Я второй год работаю над темой » Театр и речевое развитие» и «Театрализованная деятельность в детском саду», можно ли ещё развить и поработать над темой? Помогите, пожалуйста с формулировкой темы. Спасибо. С уважением Галина.

    • admin:

      Галина, предлагаю такие темы : 1. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. 2. Развитие самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.( Очень актуальная тема). 3. Развитие речевой активности воспитанников в процессе театрализованной деятельности. 4. Позитивная социализация детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

  3. олеся:

    Здравствуйте! У меня методическая тема «Детская субкультура как средство социализации дошкольников».Как будет звучать тема по самообразованию связанная с коллекционированием?.

    • admin:

      Олеся, можно написать примерно так (начальные фразы взяла из ФГОС):
      1.Формирование позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам творческой деятельности посредством коллекционирования.
      2. Формирование у детей дошкольного возраста готовности к совместной деятельности со сверстниками в процессе коллекционирования.
      3. Развитие у детей дошкольного возраста инициативы и творческой самостоятельности в процессе коллекционирования.

  4. олеся:

    Здравствуйте Бэла Геннадьевна! Спасибо за помощь в выборе формулировке темы по самообразования. Хотела бы воспользоваться вашей услугой по составлению плана по самообразованию. С условиями оплаты ознакомлена, напишите как оплатить.
    Тема «Развитие у детей дошкольного возраста инициативы и творческой самостоятельности в процессе коллекционирования «.

    • admin:

      Олеся, я Вам ответила на Вашу электронную почту. Посмотрите там, пожалуйста.

  5. Наталья:

    Здравствуйте Бэла Геннадьевна! Прошу Вашей помощи в формулировке актуальности для программы по коллекционированию. Дело в том, что я расписала ее, почти на 1,5 странице, а мне в презентацию надо коротко и ясно 3-5 предложений) у меня не хватает способности это сделать((( Так же не грамотно?! «Одним из интересных и развивающих видов детской деятельности является коллекционирование, то есть собирание предметов по определенной тематике.
    Особенность коллекционирования:
    соответствует основным требованиям ФГОС;
    возможностью реализовать индивидуально-личностный подход в обучении детей;
    направленно на новые образовательные результаты (инициативность, любознательность и самостоятельность детей, способность к принятию и реализации собственных решений).»
    А может и совсем не правильно???

    • admin:

      Наталья, напишите на слайде примерно так:
      Актуальность коллекционирования:
      — соответствие положениям и требованиям ФГОС ДО;
      — организация взаимодействия на основе деятельностного подхода, при котором воспитанники сами активно участвуют в процессе;
      — развиваются личностные качества ребенка: инициативность, самостоятельность, любознательность;
      — развивается способность к поисковой и исследовательской деятельности.

  6. Наталья:

    Спасибо Бэла Геннадьвна! Очень помогли и выручили)))

  7. Олеся:

    Бела Геннадьевна,добрый день. Будьте добры, помогите пожалуйста с целью и задачами по теме «Коллекционирование как средство познавательного развития детей дошкольного возраста».

    • admin:

      Олеся, цель будет такая: познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе коллекционирования. А задачи выберите, пожалуйста, в этой же статье. Их же здесь много. Только лучше писать не «формирование», а «формировать»; не «развитие», а «развивать», т.е. писать глаголы в неопределённой форме.

  8. олеся:

    Здравствуйте Белла Геннадьевна. Составление конспекта занятия входит в перечень ваших услуг. Если да, то мне нужен конспект занятия по коллекционированию в средней группе, познавательное, речевое развитие.С условиями оплаты ознакомлена.

    • admin:

      Олеся, нет, я не разрабатываю занятия. Я больше по методической части (планы, программы) и по аттестации (задания, заявления, самоанализ, планы, программы самоообразования и т.д.)

  9. наталья:

    Белла Геннадьевна. Подскажите когда лучше начинать с детьми коллекционирование и когда оно заканчивается и начинаются по нем занятия. У меня вторая группа раннего возраста. Как вообще это начать и распределить между родителями?

    • admin:

      Наталья, детки, конечно, у Вас маленькие. С ними сложно будет раскрыть всю прелесть коллекционирования. Нужно коллекционировать какие-то относительно крупные предметы: открытки, модельки машин и т.п. А занятия можно начинать сразу – познакомить с предметом, описать свойства и качества, придумать какой-нибудь сказочный рассказ о нём, поиграть с ним. А родителей для начала можно пригласить на открытое занятие или каждого известить о Ваших планах (инд. беседа, информация в род уголке).