Сказочная гжель

Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Сказочная гжель»

для детей старшего дошкольного возраста

Брылёва Анастасия Александровна,
воспитатель МКДОУ № 16,
г. Новосибирск

О значении декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые: А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, А.П. Усова, Р.Н. Смирнов и др. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент. В процессе изобразительной деятельности, развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму.

Гжельская роспись очень красивая, но очень сложная, поэтому мы на занятиях учимся рисовать самые элементарные полоски и линии, для того чтобы в дальнейшем научиться рисовать более сложные элементы. Занятия наши строятся по принципу: от более простого к более сложному. От занятия к занятию у нас появляется желание работать творчески и самостоятельно. В этом нам помогают образцы работ выдающихся гжельских мастеров.

Задачи:
1. Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством «Гжель».
2. Формировать практические умения и навыки рисования с образца.
3. Развивать интерес к искусству гжельских мастеров.
4. Способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. Рано утром почтальон принес посылку. Здесь написан адрес: Россия, город Новосибирск, детский сад «Незабудка», группа № 14. Давайте, мы с вами вместе откроем её и посмотрим, что же нам прислали. Откроем её?

Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим.
Вот игрушки. Какие они веселые, яркие, нарядные.
Как хороша – эта девица-душа:
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво.
Барышня так красива!

А вот индюк нарядный.
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.

Воспитатель: Откуда нам их прислали? (Ответы детей). Из чего делают дымковские мастера свои игрушки? (Ответы детей).

Отгадайте загадку:
Снежно белая посуда
Расскажи-ка: ты откуда?
Видно с Севера пришла
И цветами расцвела
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.

Воспитатель: Дети, мы отправляемся в путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы поймете сами.
Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его. Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Стали дальше думу думать. Как бы украсить такую затейливую посуду? Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо — сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

Воспитатель: Понравилась вам сине-голубая сказка? (Ответы детей).
Беседа по сказке.
— О каком промысле эта сказка?
— Из чего гжельские мастера делают свои изделия? (Из глины).
— Какую краску используют мастера в гжельской росписи? (Синюю).
— Каким узором украшают мастера свои изделия?
Показ демонстрационных изображений элементов Гжели: широкая и узкая полоса, точка, волна, кустик, лепесток, сетка, листок, капелька.

Практическая часть:
Воспитатель: А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. Но сначала мы немножко отдохнём.

Физминутка
Наши синие цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают.

Воспитатель: Есть у меня набор гжельской посуды, но только они белые, не раскрашенные. Поможете мне расписать их? А чтобы работа у вас ладилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.
Включается аудиозапись песни «Незабудковая гжель», муз. Ю. Чичкова, сл. П.Синявского.
Воспитатель: С чего вы начнёте работу? (Ответы детей). Приступаем к работе. (Оказание индивидуальной помощи детям).

Источники:
Книга «Эта звонкая сказка-Гжель», 1992.
http://www.bestreferat.ru/referat-305222.html
http://moikompas.ru/compas/gzhel

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.