Позитивная социализация дошкольников

Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Цель позитивной социализации — освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.

Элементы позитивной социализации:
— эмоциональное благополучие ребенка;
— положительное отношение к окружающим людям;
— коммуникативная компетентность дошкольника;
— развитие социальных навыков детей.

Можно выделить основные направления в работе по позитивной социализации детей дошкольного возраста:

1. Актуализация приоритетных задач воспитания личности.
Особое внимание следует обратить на формирование гуманистической направленности личности ребенка, которая предполагает установление баланса личных и общественных потребностей, моральную регуляцию своего поведения с учетом интересов и прав другого человека.
Гуманистическая функция дошкольного образования ориентирована на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.
Ключевыми понятиями гуманистической педагогики являются «самоактуализация», «саморазвитие», «личностный рост», то есть развитие личностных качеств человека, которые формируются под влиянием общечеловеческих нравственных и гражданско-правовых норм.
В связи с этим, следует выделить такие направления позитивной социализации личности дошкольника как нравственное, гражданское, патриотическое, правовое. По каждому из этих направлений есть огромное количество педагогической литературы с конкретными задачами, содержанием и методами. Поэтому в данной статье нет смысла их перечислять.
Самое главное, что должен знать педагог, — в дошкольном возрасте нормы этики, морали и нравственности легко воспринимаются как безусловная составляющая окружающего мира. И очень важно сформировать именно гуманные представления у детей о дружбе, доброте, честности, справедливости. Решать эту задачу следует с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

2. Соответствие принципам развивающего образования.
Сегодня на первое место выдвигается задача развития ребенка, это современная стратегия российской педагогики. Воспитатель должен так организовать совместную деятельность с дошкольниками, чтобы она была направлена на формирование их познавательной активности и самостоятельности, развитие способностей.
Процесс позитивной социализации личности ребенка органично сочетается с такими видами детской деятельности как двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, художественно-эстетическая.
Формы работы в рамках развивающего обучения достаточно разнообразны: это игра, наблюдение, беседы-обсуждения из личного опыта, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность, моделирование, речевые ситуации, сценарии активизирующего общения и многие другие.
Важно, чтобы в процессе совместной с педагогом деятельности ребенок усваивал не только нравственные, этические представления, но и овладевал способами действий, учился управлять своей деятельностью.

3. Педагогическая деятельность по взаимодополнению образовательных областей.
В соответствии с ФГОС ДО, образовательная программа ДОУ строится с учетом принципа взаимодополнения образовательных областей.
Поскольку социальное развитие личности ребенка является неотъемлемым компонентом коммуникативного общения, познавательной активности, нравственного воспитания, то и решение основных педагогических задач по этому направлению осуществляется во всех пяти областях образовательной деятельности. Такой подход обеспечивает разностороннее развитие детей.
Например, взаимодополнение образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» направлено как на социализацию дошкольника, так и на развитие психических процессов (мышление, воображение, память) и познавательных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация).
В рамках этих же образовательных областей реализуются задачи нравственного и трудового воспитания дошкольников. Цель данной интеграции — воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам в процессе включения детей в систему социальных отношений.

Другой пример — взаимодополнение образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». В процессе восприятия произведений художественной литературы формируются оценочные представления о правилах поведения и базовых культурных ценностях общества, развиваются эмоциональность, восприимчивость, сопереживание.

Таким образом, современные подходы к проблеме позитивной социализации дошкольников направлены не только на формирование определенной суммы знаний, умений и навыков, но и предполагают развитие базовых качеств личности ребенка, формирование его общей культуры и социальную адаптацию в обществе.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

33 комментария к записи “Позитивная социализация дошкольников”

  1. Кристина:

    Добрый день! А вы не могли бы рассказать об формах и методах позитивной социализации. Спасибо

    • admin:

      Хорошо, Кристина. Дня через 2 ждите статейку.

  2. Людмила:

    Бэла Геннадьевна, здравствуйте!У мпеня тема по самообразованию — формирование социальных умений детей ….. средствами этикета. Затрудняюсь с методиками и критериями оценивания эффективности выбранного направления. Может, подскажите что-либо? Спасибо

    • admin:

      Людмила, посмотрите программу Курцевой З.И. «Ты – словечко, я – словечко». – М.: «Баласс», 2002. Это программа по риторике для дошкольников. Там есть хорошие рекомендации по речевому этикету.
      Отдельно по этикету я диагностики не видела. Это направление есть частично по нравственному воспитанию и социальному развитию. Посмотрите в этих книгах.
      1. Калинина P.P. Тренинг развития личности дошкольника. Занятия, игры, упражнения.. — СПб.: Речь, 2005. Там есть диагностика нравственного развития.
      2. Комплект диагностических материалов по оценке и учету индивидуальных особенностей развития детей 5-7 лет / Под ред. М. М. Безруких. – М., 2007. Есть диагностика социального развития.

      • Людмила:

        Спасибо,Бэла Геннадьевна, за подсказку, обязательно посмотрю,

  3. Людмила:

    Бэла Геннадьевна, здравствуйте! Подскажите, пожалуйста как можно сформулировать тему по социализации воспитанников с опорой на нетрадиционные техники изодеятельности?

    • admin:

      Людмила, можно сформулировать так:
      1. Социализация детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.
      2. Социальное развитие воспитанников дошкольной образовательной организации в процессе изобразительной деятельности.
      3. Нетрадиционные техники рисования как средство социального развития детей дошкольного возраста.

  4. Людмила:

    Бэла Геннадьевна, здравствуйте! Я понимаю, что совсем обнаглела, но не могли бы Вы помочь мне вычленить объект и предмет по третьей теме?

    • admin:

      Людмила, кто же это просит у Вас научный разбор темы? Зачем? Это же не диссертация или дипломная работа в ВУЗЕ, а просто методическая тема педагога ДОУ. Это перебор и перегиб))) Ну да ладно.
      Объект — педагогический процесс социального развития детей дошкольного возраста. Предмет — нетрадиционные техники рисования, направленные на социальное развитие детей дошкольного возраста.

  5. Людмила:

    Бэла Геннадьевна, это для аттестации, для аналитического отчета.Я сначала брала тему по социализации посредством изучения основ этикета, тема интересная, но … По нетрадиционке у меня есть много работ детей, комиссия требует большой объем практических материалов, вот пришлось круто поменять направление, перелопатила массу материала, чтобы обосновать выбор темы и доказать, как нетрадиционка влияет на формирование социальных компетенций, хотя не совсем уверена, что правильно. Спасибо Вам, Бэла Геннадьевна, нам бы такого методиста грамотного!

  6. admin:

    Спасибо, Людмила за добрые слова. Удачи Вам!

  7. эльвира:

    Бэла Геннадьевна,Здравствуйте!подскажите пожалуйста,как РППС влияет на позитивную социализацию старших дошкольников.С.ув.Э.Б.

    • admin:

      Эльвира, РППС будет влиять на позитивную социализацию если: 1. Обеспечена возможность для различных видов активности (игровая, познават., исследоват., творческая) детей, их самовыражения и эмоционального благополучия. 2. Обеспечена возможность свободного выбора игрушек и материалов. 3. Учтены возрастные и инд особенности.
      Обязательно должны быть зоны: для сюжетно-ролевых и режиссерских игр; для познавательной активности; самостоятельной деят-ти и двигательной активности; для отдыха.

  8. Оля:

    Здравствуйте! Подскажите, нерадивому заочнику, где лучше взять материал для проекта по теме: «Творческое применение этнокультурных традиций в школьной работе социального педагога»?

    • admin:

      Ольга, хороший теоретический материал в учебнике Г.Н. Волкова «Этнопедагогика» (он — основоположник этого направления) и в учебнике Л.Н. Бережновой, название такое же — «Этнопедагогика» (у неё с таблицами и схемами, более современное изложение). Может быть, найдёте в Интернете. А проект сделайте по традиционным народным праздникам и обрядам (календарные и семейные). Это будут не только песни-пляски, но и выставки изделий народного творчества (поделки, рисунки), организация мини-музея, различные конкурсы и викторины «Знаешь ли ты свой край?», оформление рукописной книги, фоторепортажи и т.д. Вообщем, материал собрать можно.

  9. Татьяна:

    Бела Геннадьевна, соответствует ли ФГОС методическая тема «Использование регионального компонента как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» или «Реализация регионального содержания дошкольного образования в различных видах детской деятельности» или «Формирование социокультурных ценностей воспитанников посредством регионального содержания дошкольного образования»

    • admin:

      Татьяна, самая грамотная тема (и, конечно же, соответствует ФГОС) – это тема № 3, «Формирование социокультурных ценностей…). Берите её.

  10. Елена:

    Доброго времени суток, Белла Геннадьевна!В ближайшее время предполагаю участвовать в конкурсе с темой «Предметно-пространственная развивающая среда – как условие реализации самостоятельной игровой деятельности, способов позитивной социализации». Подскажите, пожалуйста, на что сделать основной упор?

    • admin:

      Елена, тему бы надо подкорректировать. Дело в том, что Вы затронули два больших направления: 1) самостоятельную игровую деятельность и 2) позитивную социализацию. Надо взять какое-то одно направление. Я бы порекомендовала оставить самостоятельную игровую деятельность. В этом случае, сделайте упор на многофункциональность и полифункциональность предметов и оборудования, которые Вы разрабатываете и создаёте. Они как раз очень хорошо развивают самостоятельную игровую деятельность детей.

  11. Виктория:

    Здравствуйте. Помогите мне, пожалуйста, правильно сформулировать тему проекта. Я участвую в конкурсе на тему «Позитивная социализация детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности», там множество номинаций, а я выбрала «Использование Веб-технологий в организации игровой деятельности дошкольников». Хочу создать веб-квесты, а тему сформулировать грамотно и правильно не могу. Если Вам несложно, то помогите, пожалуйста.

    • admin:

      Виктория, может быть, так:
      1. Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим социальным миром посредством веб-технологий.
      2. Формирование у детей дошкольного возраста готовности к совместной деятельности со сверстниками (это фраза из ФГОС) в процессе интерактивных компьютерных игр.

      • Виктория:

        Спасибо большое, Бэла Геннадьевна!

  12. Люция:

    Доброго времени суток! Я социальный педагог,у меня разработана программа в области «Социально-коммуникативное развитие» по правовому воспитанию старших дошкольников. В этом году пришлось адаптировать программу для детей группы компенсирующей направленности, а именно с для детей с общим недоразвитием речи. И никак не могу написать пояснительную записку к этой программе. Подскажите пожалуйста, какую литературу мне почитать, чтобы собрать мысли в правильном направлении: охватить развитие речи детей и социально-коммуникативное развитие не упустить. Заранее спасибо. Буду благодарна.

    • admin:

      Люция, соединить вместе социально-коммуникативное и речевое развитие будет достаточно сложно. Единственно, что могу посоветовать: посмотрите на сайте Фиро (федеральный институт развития образования) Программу Нищевой как раз для детей с ОНР. Думаю, Вы там что-нибудь для себя найдёте. Вот ссылка на эту Программу
      http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Nisheva.pdf

  13. Лена:

    Здравствуйте,подскажите пожалуйста по этой теме: Педагогическая поддержка детей дошкольного возраста в процессе позитивной социализации . как сделать (Диагностика процесса педагогической поддержки дошкольников в процессе позитивной социализации)

    • admin:

      Лена, Вы диагностировать будете не процесс педагогической поддержки, а личностные качества детей (социализацию) в процессе этой поддержки. Возьмите диагностику из той программы, на основе которой работает Ваш д/сад. Возьмите хотя-бы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

  14. елена:

    Здравствуйте, затрудняюсь в формулировке темы дипломной работы капризы старших дошкольников и социализация.

    • admin:

      Елена, может быть так:
      1.Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в процессе социального развития.
      2. Обеспечение эмоционального благополучия воспитанников дошкольной образовательной организации посредством позитивной социализации.
      3. Формирование эмоционально-ценностного опыта воспитанников по отношению к окружающей действительности посредством позитивной социализации
      А про капризы Вы уже упомянете в самой работе. Их не нужно писать в формулировке.

  15. Светлана:

    Здравствуйте, подскажите пожалуйста как расписать

    ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПЕД ПОДДЕРЖКИ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ АДАПТАЦИИ В ДОО

    НУЖНО РАСПИСАТЬ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ МЕТОД РАБОТЫ С КАДРАМИ

    ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – ОБОГАЩЕНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕД ПОДДЕРЖКЕ
    индивидуально-консультирующее,
    просветительское,
    обучающее
    ПОКАЖИТЕ ВАШУ ТЬЮТОРСКУЮ РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ДАННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГАМИ ДОО

    ТРЕТЬЕ НАПРАВЛЕНИЕ – СОГЛАСОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ПОДХОДОВ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОО НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ

    • Светлана:

      Это у меня по теме дипломной работы «психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации детей раннего возраста в условиях адаптации к ДОО»

      • Светлана:

        Спасибо, скажите а как можно из всего этого сделать формирующий эксперимент по данной теме цель эксперимента создать условия для реализации психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей раннего возраста в доо. С Вами можно пообщаться по электронной почте?

        • admin:

          Светлана, на основе этих статей полностью разработать формирующий эксперимент не получится, но можно многое взять в качестве задач и текста. Напишите на почту сайта. Адрес почты detstvogid@yandex.ru