Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
Цель позитивной социализации — освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.
Элементы позитивной социализации:
— эмоциональное благополучие ребенка;
— положительное отношение к окружающим людям;
— коммуникативная компетентность дошкольника;
— развитие социальных навыков детей.
Можно выделить основные направления в работе по позитивной социализации детей дошкольного возраста:
1. Актуализация приоритетных задач воспитания личности.
Особое внимание следует обратить на формирование гуманистической направленности личности ребенка, которая предполагает установление баланса личных и общественных потребностей, моральную регуляцию своего поведения с учетом интересов и прав другого человека.
Гуманистическая функция дошкольного образования ориентирована на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.
Ключевыми понятиями гуманистической педагогики являются «самоактуализация», «саморазвитие», «личностный рост», то есть развитие личностных качеств человека, которые формируются под влиянием общечеловеческих нравственных и гражданско-правовых норм.
В связи с этим, следует выделить такие направления позитивной социализации личности дошкольника как нравственное, гражданское, патриотическое, правовое. По каждому из этих направлений есть огромное количество педагогической литературы с конкретными задачами, содержанием и методами. Поэтому в данной статье нет смысла их перечислять.
Самое главное, что должен знать педагог, — в дошкольном возрасте нормы этики, морали и нравственности легко воспринимаются как безусловная составляющая окружающего мира. И очень важно сформировать именно гуманные представления у детей о дружбе, доброте, честности, справедливости. Решать эту задачу следует с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.
2. Соответствие принципам развивающего образования.
Сегодня на первое место выдвигается задача развития ребенка, это современная стратегия российской педагогики. Воспитатель должен так организовать совместную деятельность с дошкольниками, чтобы она была направлена на формирование их познавательной активности и самостоятельности, развитие способностей.
Процесс позитивной социализации личности ребенка органично сочетается с такими видами детской деятельности как двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, художественно-эстетическая.
Формы работы в рамках развивающего обучения достаточно разнообразны: это игра, наблюдение, беседы-обсуждения из личного опыта, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность, моделирование, речевые ситуации, сценарии активизирующего общения и многие другие.
Важно, чтобы в процессе совместной с педагогом деятельности ребенок усваивал не только нравственные, этические представления, но и овладевал способами действий, учился управлять своей деятельностью.
3. Педагогическая деятельность по взаимодополнению образовательных областей.
В соответствии с ФГОС ДО, образовательная программа ДОУ строится с учетом принципа взаимодополнения образовательных областей.
Поскольку социальное развитие личности ребенка является неотъемлемым компонентом коммуникативного общения, познавательной активности, нравственного воспитания, то и решение основных педагогических задач по этому направлению осуществляется во всех пяти областях образовательной деятельности. Такой подход обеспечивает разностороннее развитие детей.
Например, взаимодополнение образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» направлено как на социализацию дошкольника, так и на развитие психических процессов (мышление, воображение, память) и познавательных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация).
В рамках этих же образовательных областей реализуются задачи нравственного и трудового воспитания дошкольников. Цель данной интеграции — воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам в процессе включения детей в систему социальных отношений.
Другой пример — взаимодополнение образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». В процессе восприятия произведений художественной литературы формируются оценочные представления о правилах поведения и базовых культурных ценностях общества, развиваются эмоциональность, восприимчивость, сопереживание.
Таким образом, современные подходы к проблеме позитивной социализации дошкольников направлены не только на формирование определенной суммы знаний, умений и навыков, но и предполагают развитие базовых качеств личности ребенка, формирование его общей культуры и социальную адаптацию в обществе.
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Добрый день! А вы не могли бы рассказать об формах и методах позитивной социализации. Спасибо
Хорошо, Кристина. Дня через 2 ждите статейку.
Бэла Геннадьевна, здравствуйте!У мпеня тема по самообразованию — формирование социальных умений детей ….. средствами этикета. Затрудняюсь с методиками и критериями оценивания эффективности выбранного направления. Может, подскажите что-либо? Спасибо
Людмила, посмотрите программу Курцевой З.И. «Ты – словечко, я – словечко». – М.: «Баласс», 2002. Это программа по риторике для дошкольников. Там есть хорошие рекомендации по речевому этикету.
Отдельно по этикету я диагностики не видела. Это направление есть частично по нравственному воспитанию и социальному развитию. Посмотрите в этих книгах.
1. Калинина P.P. Тренинг развития личности дошкольника. Занятия, игры, упражнения.. — СПб.: Речь, 2005. Там есть диагностика нравственного развития.
2. Комплект диагностических материалов по оценке и учету индивидуальных особенностей развития детей 5-7 лет / Под ред. М. М. Безруких. – М., 2007. Есть диагностика социального развития.
Спасибо,Бэла Геннадьевна, за подсказку, обязательно посмотрю,
Бэла Геннадьевна, здравствуйте! Подскажите, пожалуйста как можно сформулировать тему по социализации воспитанников с опорой на нетрадиционные техники изодеятельности?
Людмила, можно сформулировать так:
1. Социализация детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.
2. Социальное развитие воспитанников дошкольной образовательной организации в процессе изобразительной деятельности.
3. Нетрадиционные техники рисования как средство социального развития детей дошкольного возраста.
Спасибо!
Бэла Геннадьевна, здравствуйте! Я понимаю, что совсем обнаглела, но не могли бы Вы помочь мне вычленить объект и предмет по третьей теме?
Людмила, кто же это просит у Вас научный разбор темы? Зачем? Это же не диссертация или дипломная работа в ВУЗЕ, а просто методическая тема педагога ДОУ. Это перебор и перегиб))) Ну да ладно.
Объект — педагогический процесс социального развития детей дошкольного возраста. Предмет — нетрадиционные техники рисования, направленные на социальное развитие детей дошкольного возраста.
Бэла Геннадьевна, это для аттестации, для аналитического отчета.Я сначала брала тему по социализации посредством изучения основ этикета, тема интересная, но … По нетрадиционке у меня есть много работ детей, комиссия требует большой объем практических материалов, вот пришлось круто поменять направление, перелопатила массу материала, чтобы обосновать выбор темы и доказать, как нетрадиционка влияет на формирование социальных компетенций, хотя не совсем уверена, что правильно. Спасибо Вам, Бэла Геннадьевна, нам бы такого методиста грамотного!
Спасибо, Людмила за добрые слова. Удачи Вам!
Бэла Геннадьевна,Здравствуйте!подскажите пожалуйста,как РППС влияет на позитивную социализацию старших дошкольников.С.ув.Э.Б.
Эльвира, РППС будет влиять на позитивную социализацию если: 1. Обеспечена возможность для различных видов активности (игровая, познават., исследоват., творческая) детей, их самовыражения и эмоционального благополучия. 2. Обеспечена возможность свободного выбора игрушек и материалов. 3. Учтены возрастные и инд особенности.
Обязательно должны быть зоны: для сюжетно-ролевых и режиссерских игр; для познавательной активности; самостоятельной деят-ти и двигательной активности; для отдыха.
Здравствуйте! Подскажите, нерадивому заочнику, где лучше взять материал для проекта по теме: «Творческое применение этнокультурных традиций в школьной работе социального педагога»?
Ольга, хороший теоретический материал в учебнике Г.Н. Волкова «Этнопедагогика» (он — основоположник этого направления) и в учебнике Л.Н. Бережновой, название такое же — «Этнопедагогика» (у неё с таблицами и схемами, более современное изложение). Может быть, найдёте в Интернете. А проект сделайте по традиционным народным праздникам и обрядам (календарные и семейные). Это будут не только песни-пляски, но и выставки изделий народного творчества (поделки, рисунки), организация мини-музея, различные конкурсы и викторины «Знаешь ли ты свой край?», оформление рукописной книги, фоторепортажи и т.д. Вообщем, материал собрать можно.
Бела Геннадьевна, соответствует ли ФГОС методическая тема «Использование регионального компонента как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» или «Реализация регионального содержания дошкольного образования в различных видах детской деятельности» или «Формирование социокультурных ценностей воспитанников посредством регионального содержания дошкольного образования»
Татьяна, самая грамотная тема (и, конечно же, соответствует ФГОС) – это тема № 3, «Формирование социокультурных ценностей…). Берите её.
Доброго времени суток, Белла Геннадьевна!В ближайшее время предполагаю участвовать в конкурсе с темой «Предметно-пространственная развивающая среда – как условие реализации самостоятельной игровой деятельности, способов позитивной социализации». Подскажите, пожалуйста, на что сделать основной упор?
Елена, тему бы надо подкорректировать. Дело в том, что Вы затронули два больших направления: 1) самостоятельную игровую деятельность и 2) позитивную социализацию. Надо взять какое-то одно направление. Я бы порекомендовала оставить самостоятельную игровую деятельность. В этом случае, сделайте упор на многофункциональность и полифункциональность предметов и оборудования, которые Вы разрабатываете и создаёте. Они как раз очень хорошо развивают самостоятельную игровую деятельность детей.
Здравствуйте. Помогите мне, пожалуйста, правильно сформулировать тему проекта. Я участвую в конкурсе на тему «Позитивная социализация детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности», там множество номинаций, а я выбрала «Использование Веб-технологий в организации игровой деятельности дошкольников». Хочу создать веб-квесты, а тему сформулировать грамотно и правильно не могу. Если Вам несложно, то помогите, пожалуйста.
Виктория, может быть, так:
1. Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим социальным миром посредством веб-технологий.
2. Формирование у детей дошкольного возраста готовности к совместной деятельности со сверстниками (это фраза из ФГОС) в процессе интерактивных компьютерных игр.
Спасибо большое, Бэла Геннадьевна!
Доброго времени суток! Я социальный педагог,у меня разработана программа в области «Социально-коммуникативное развитие» по правовому воспитанию старших дошкольников. В этом году пришлось адаптировать программу для детей группы компенсирующей направленности, а именно с для детей с общим недоразвитием речи. И никак не могу написать пояснительную записку к этой программе. Подскажите пожалуйста, какую литературу мне почитать, чтобы собрать мысли в правильном направлении: охватить развитие речи детей и социально-коммуникативное развитие не упустить. Заранее спасибо. Буду благодарна.
Люция, соединить вместе социально-коммуникативное и речевое развитие будет достаточно сложно. Единственно, что могу посоветовать: посмотрите на сайте Фиро (федеральный институт развития образования) Программу Нищевой как раз для детей с ОНР. Думаю, Вы там что-нибудь для себя найдёте. Вот ссылка на эту Программу
http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Nisheva.pdf
Здравствуйте,подскажите пожалуйста по этой теме: Педагогическая поддержка детей дошкольного возраста в процессе позитивной социализации . как сделать (Диагностика процесса педагогической поддержки дошкольников в процессе позитивной социализации)
Лена, Вы диагностировать будете не процесс педагогической поддержки, а личностные качества детей (социализацию) в процессе этой поддержки. Возьмите диагностику из той программы, на основе которой работает Ваш д/сад. Возьмите хотя-бы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Здравствуйте, затрудняюсь в формулировке темы дипломной работы капризы старших дошкольников и социализация.
Елена, может быть так:
1.Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в процессе социального развития.
2. Обеспечение эмоционального благополучия воспитанников дошкольной образовательной организации посредством позитивной социализации.
3. Формирование эмоционально-ценностного опыта воспитанников по отношению к окружающей действительности посредством позитивной социализации
А про капризы Вы уже упомянете в самой работе. Их не нужно писать в формулировке.
Здравствуйте, подскажите пожалуйста как расписать
ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПЕД ПОДДЕРЖКИ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ АДАПТАЦИИ В ДОО
НУЖНО РАСПИСАТЬ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ МЕТОД РАБОТЫ С КАДРАМИ
ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – ОБОГАЩЕНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕД ПОДДЕРЖКЕ
индивидуально-консультирующее,
просветительское,
обучающее
ПОКАЖИТЕ ВАШУ ТЬЮТОРСКУЮ РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ДАННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГАМИ ДОО
ТРЕТЬЕ НАПРАВЛЕНИЕ – СОГЛАСОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ПОДХОДОВ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОО НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ
Это у меня по теме дипломной работы «психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации детей раннего возраста в условиях адаптации к ДОО»
Спасибо, скажите а как можно из всего этого сделать формирующий эксперимент по данной теме цель эксперимента создать условия для реализации психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей раннего возраста в доо. С Вами можно пообщаться по электронной почте?
Светлана, на основе этих статей полностью разработать формирующий эксперимент не получится, но можно многое взять в качестве задач и текста. Напишите на почту сайта. Адрес почты detstvogid@yandex.ru