Социализация детей дошкольного возраста

Социализация детей дошкольного возраста

Чичерина Ирина Дмитриевна,

воспитатель.МБДОУ № 35,

г. Балашиха Московской обл.

Дошкольное детство — яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. В это время начинается процесс социализации, становление связи ребенка с окружающим миром: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общим людским ценностям. Для воспитания полноценной личности необходимо содействовать социализации ребенка в его первых социумах — семье и группе детского сада, которые могут быть залогом благоприятного хода социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешного взаимодействия с окружающим его миром. Результатом ранней социализации является готовность в дальнейшем детей в школу и свободное общение со сверстниками и взрослыми.

В отечественной педагогике и психологии стало общепризнанным, что именно игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка и его социализации. Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой, по определению Д.Б. Эльконина, происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка-дошкольника; игра определяет его отношение с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.

Л. Френк предположил, что игра для детей – это способ научиться тому, чему их никто не может научить, способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в современном мире. Игра помогает ребенку раскрепостить свое воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки.

В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Социализация — это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности.

Степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе. Лев Семенович Выготский в теории культурно-исторического развития психики обращал внимание на то, что «социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение определенного периода. Она определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное развитие становится индивидуальным».

Таким образом, понятие «социализация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом. Это позволяет функционировать индивиду как активному субъекту общественных отношений.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка. М.,1928.
  2. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

1 комментарий к записи “Социализация детей дошкольного возраста”

  1. Екатерина Михайловна:

    Данная тема весьма актуальна в настоящее время.