Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Новосибирская ГЭС»
для детей старшего дошкольного возраста
Койнова Наталья Михайловна,
воспитатель МКДОУ № 16,
г. Новосибирск
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу предложить вам отправиться на экскурсию по нашему родному городу. А в каком городе мы живём?
Дети: В Новосибирске
Воспитатель: Я сегодня — ваш экскурсовод. Но экскурсия эта будет необычная, а воображаемая. Хотите отправиться?
Дети: Да!
Воспитатель: Предлагаю занять места в автобусе.
(Дети рассаживаются в импровизированном из стульчиков автобусе; ребёнку, занявшему первое место, даётся руль – он «шофёр»).
Воспитатель: Ну что ж, отправляемся. Вот мы отъехали от детского сада, едем по улице Приморская, подъезжая к остановке «ГЭС». А вот мы видим гидроэлектростанцию. Что вы знаете о ГЭС?
Дети читают стихотворения:
Новосибирская ЭлектроГЭС
Бережёт наш с тобой лес
По проводочкам ток идёт
Тепло и свет в дома несёт.
Ток всем несёт тепло и свет,
Щедрей его на свете нет.
К посёлкам, сёлам, городам
Приходит он по проводам.
Воспитатель: Да, ребята электричество – это великое открытие. Электричество – это электрический ток, который учёные научились получать 160 лет назад. Мы можем найти его в розетке, но он не видимый, он бежит по проводам и заставляет работать электрические приборы. Электрический ток похож на реку, но только в реке течёт вода, а по проводам бегут маленькие, невидимые глазу частицы. Сейчас с помощью электричества работают заводы и фабрики в городах, сельскохозяйственные предприятия. Без электричества мы не можем, например, полечить зуб, посмотреть мультик по телевизору или поиграть в компьютерные игры. Человеку в работе помогают автоматические станки, бытовая техника, компьютеры.
Воспитатель: Электрический ток вырабатывают большие мощные электростанции. Чтобы получить электричество, на таких станциях используется сила воды. Силу воды используют гидроэлектростанции. Слово «гидро» по-гречески означает «вода». Гидроэлектростанции строят рядом с могучими полноводными реками. Сначала реку «запирают» прочной плотиной, а затем освобождают воду. Вырвавшись на свободу, вода с ревом устремляется вниз и крутит турбины, которые и вырабатывают электричество. А мы сейчас поиграем с вами в игру.
Игра «Ток бежит по проводам»
Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на верёвке, говорят слова:
Ток бежит по проводам,
Свет несёт в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принёс.
Воспитатель: И поэтому давным-давно люди решили построить в нашем городе такую станцию. Весной 1950 года начались работы по возведению Новосибирской ГЭС. 12 августа 1961года она была введена в эксплуатацию Благодаря работе ГЭС вырабатывается электроэнергия, а в наших домах тепло и светло. Это сейчас, кажется, что построить ГЭС не так уж и сложно, но в те времена это был настоящий подвиг. Например, чтобы построить гидромост, делали отсыпку с двух сторон с помощью специальной техники.
Генераторы — сердце станции, именно они преобразовывают энергию воды в электрическую. Оттуда она подаётся на трансформаторы и уходит по проводам. А теперь давайте поиграем.
Дидактическая игра «Собери картинку»
Дети собирают фотографии плотины, водохранилища из разрезных картинок.
Воспитатель: Все собрали, молодцы, а сейчас я предлагаю загадать загадки про электроприборы. (Вывешиваются картинки с электроприборами после каждой отгадки на доску).
Загадки
1. Если кнопочку нажать 4. Гладит платья и рубашки,
Будет музыка звучать. Отутюжит нам кармашки.
(Магнитофон) Он в хозяйстве верный друг —
2. Чудо-ящик – в нём кино. Имя у него……….
В том окошечке – кино! (Утюг)
(Телевизор) 5. Полюбуйся, посмотри —
3. Пыль найдёт и вмиг проглотит Полюс северный внутри!
Чистоту для нас наводит. Там сверкает снег и лёд,
Длинный шланг, как хобот-нос, Там сама зима живёт.
Коврик чистит………. (Холодильник)
(Пылесос)
6.Только я, только я 8. На столе в колпаке
Я на кухне главная. Да в стеклянном пузырьке,
Без меня как не трудитесь Поселился дружок —
Без обеда насидитесь. Развесёлый огонёк.
(Электроплита) (Настольная лампа)
- Посмотри на бочок
Во мне вертится волчок.
Ни кого он не бьёт,
Зато всё собьёт.
(Миксер)
Воспитатель: Каждый генератор — это сложная система, со своим электроснабжением, датчиками, управлением и т.д. Сейчас на станции потихонечку производят замену генераторов на более новые и современные. Они позволят электростанции выйти на новую мощность, хотя она зависит ещё и от самой реки, на которой стоит ГЭС. Наша станция стоит на Новосибирском водохранилище или Обское море. Это искусственный водоем на реке Обь. Водохранилище используется в интересах гидроэнергетики, водоснабжения и рыболовства.
Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру с мячом «Для чего это нужно?». Сейчас мы вместе вспомним, какие действия совершают разными электроприборами.
Утюгом – гладят бельё.
Миксером – взбивают крем.
Феном – сушат волосы.
Лампой – освещают книгу.
Пылесосом – пылесосят ковры.
Вентилятором – охлаждают воздух.
В холодильнике – хранят продукты.
В микроволновке – разогревают еду.
В чайнике – кипятят воду.
На электроплите – готовят еду.
По телефону – звонят.
На магнитофоне – слушают музыку.
Воспитатель: Видите, как много электроприборов нас окружает. Они наши лучшие помощники. Все они делают нашу жизнь удобной и разнообразной. Без них человеку было бы трудно. И все они работают от электрического тока. А ток вырабатывается на гидроэлектростанции, для которой нужна вода. На этом наша экскурсия закончилась, дети. Вам понравилась наше путешествие? (Ответы детей).