Новосибирская ГЭС

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Новосибирская ГЭС»

для детей старшего дошкольного возраста

Койнова Наталья Михайловна,

воспитатель МКДОУ № 16,

г. Новосибирск

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу предложить вам отправиться на экскурсию по нашему родному городу. А в каком городе мы живём?

Дети: В Новосибирске

Воспитатель: Я сегодня — ваш экскурсовод. Но экскурсия эта будет необычная, а воображаемая. Хотите отправиться?

Дети: Да!

Воспитатель: Предлагаю занять места в автобусе.

(Дети рассаживаются в импровизированном из стульчиков автобусе; ребёнку, занявшему первое место, даётся руль – он «шофёр»).

Воспитатель: Ну что ж, отправляемся. Вот мы отъехали от детского сада, едем по улице Приморская, подъезжая к остановке «ГЭС». А вот мы видим гидроэлектростанцию. Что вы знаете о ГЭС?

 Дети читают стихотворения:

Новосибирская ЭлектроГЭС

Бережёт наш с тобой лес

По проводочкам ток идёт

Тепло и свет в дома несёт.

Ток всем несёт тепло и свет,

Щедрей его на свете нет.

К посёлкам, сёлам, городам

Приходит он по проводам.

Воспитатель:  Да, ребята электричество – это великое открытие. Электричество – это электрический ток, который учёные научились получать 160 лет назад. Мы можем найти его в розетке, но он не видимый, он бежит по проводам и заставляет работать электрические приборы. Электрический ток похож на реку, но только в реке течёт вода, а по проводам бегут маленькие, невидимые глазу частицы. Сейчас  с помощью электричества работают заводы и фабрики в городах, сельскохозяйственные предприятия. Без электричества мы не можем, например, полечить зуб, посмотреть мультик по телевизору или поиграть в компьютерные игры. Человеку в работе  помогают автоматические станки, бытовая техника, компьютеры.

Воспитатель:  Электрический ток вырабатывают большие мощные электростанции. Чтобы получить электричество, на таких станциях используется сила воды. Силу воды используют гидроэлектростанции. Слово «гидро» по-гречески означает «вода». Гидроэлектростанции строят рядом с могучими полноводными реками. Сначала реку «запирают» прочной плотиной, а затем освобождают воду. Вырвавшись на свободу, вода с ревом устремляется вниз и крутит турбины, которые и вырабатывают электричество. А мы сейчас поиграем с вами в игру.

Игра «Ток бежит по проводам»

Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на верёвке, говорят слова:

Ток бежит по проводам,

Свет несёт в квартиру нам.

Чтоб работали приборы,

Холодильник, мониторы.

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принёс.

Воспитатель:  И поэтому давным-давно люди решили построить в нашем городе такую станцию. Весной 1950 года начались работы по возведению Новосибирской ГЭС. 12 августа 1961года она была введена в эксплуатацию Благодаря работе ГЭС вырабатывается электроэнергия, а в наших домах тепло и светло. Это сейчас, кажется, что построить ГЭС не так уж и сложно, но в те времена это был настоящий подвиг. Например, чтобы построить гидромост, делали отсыпку с двух сторон с помощью специальной техники.
Генераторы — сердце станции, именно они преобразовывают энергию воды в электрическую. Оттуда она подаётся на трансформаторы и уходит по проводам. А теперь давайте поиграем.

  Дидактическая игра «Собери картинку»

Дети собирают  фотографии плотины, водохранилища из разрезных картинок.

Воспитатель:  Все собрали, молодцы, а сейчас я предлагаю загадать загадки про электроприборы. (Вывешиваются картинки с электроприборами после каждой отгадки на  доску).        

  Загадки
1. Если кнопочку нажать                             4. Гладит платья и рубашки,

Будет музыка звучать.                                      Отутюжит нам кармашки.

(Магнитофон)                                                     Он в хозяйстве верный друг —

2. Чудо-ящик – в нём кино.                              Имя у него……….

В том окошечке – кино!                                                                   (Утюг)

(Телевизор)                                                           5. Полюбуйся, посмотри —

3. Пыль найдёт и вмиг проглотит                      Полюс северный внутри!

Чистоту для нас наводит.                                      Там сверкает снег и лёд,

Длинный шланг, как хобот-нос,                          Там сама зима живёт.

Коврик чистит……….                                                               (Холодильник)

(Пылесос)

6.Только я, только я                                        8. На столе в колпаке

Я на кухне главная.                                        Да в стеклянном пузырьке,

Без меня как не трудитесь                           Поселился дружок —

Без обеда насидитесь.                                     Развесёлый огонёк.

(Электроплита)                                              (Настольная лампа)

  1. Посмотри на бочок

Во мне вертится волчок.

Ни кого он не бьёт,

Зато всё собьёт.

(Миксер)

Воспитатель:  Каждый генератор — это сложная система, со своим электроснабжением, датчиками, управлением и т.д. Сейчас на станции потихонечку производят замену генераторов на более новые и современные. Они позволят электростанции выйти на новую мощность, хотя она зависит ещё и от самой реки, на которой стоит ГЭС. Наша станция стоит на Новосибирском водохранилище или Обское море. Это искусственный водоем на реке Обь. Водохранилище используется в интересах гидроэнергетики, водоснабжения и рыболовства.

 Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру с мячом «Для чего это нужно?». Сейчас мы вместе вспомним, какие действия совершают разными электроприборами.

Утюгом – гладят бельё.

Миксером – взбивают крем.

Феном – сушат волосы.

Лампой – освещают книгу.

Пылесосом – пылесосят ковры.

Вентилятором – охлаждают воздух.

В холодильнике – хранят продукты.

В микроволновке – разогревают еду.

В чайнике – кипятят воду.

На электроплите – готовят еду.

По телефону – звонят.

На магнитофоне – слушают музыку.

Воспитатель: Видите, как много электроприборов нас окружает. Они наши лучшие помощники. Все они делают нашу жизнь удобной и разнообразной. Без них человеку было бы трудно. И все они работают от электрического тока. А ток вырабатывается на гидроэлектростанции, для которой нужна вода. На этом наша экскурсия закончилась, дети. Вам понравилась наше путешествие? (Ответы детей).

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.