Кругосветное путешествие

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Кругосветное путешествие»

для детей подготовительной к школе группы

(логопедической)

 

Тягнирядно Наталья Олеговна,

учитель-логопед МБДОУ № 14,

г. Ярцево Смоленской обл.

 

Тема: Развитие словаря, формирование грамматического строя речи на материале темы «Транспорт»- «Кругосветное путешествие»

Задачи:

  1. Уточнение и закрепление обобщающих понятий : «транспорт», «водный (воздушный, космический, подземный, наземный, ) транспорт»
  2. Закрепление правильного употребления предлогов: ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.
  3. Согласование и правильное употребление существительных и числительных.
  4. Образование относительных прилагательных и сложных слов .

Оборудование: предметные картинки с изображением разных видов транспорта, цифры ,загадки, символы предлогов из, из- за, из- под, символы: земля, вода, воздух, железная дорога, космос, глобус.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Орг. момент: имитация движений различных видов транспорта (самолёт, поезд, автомобиль …), дети повторяют движения и отгадывают, что это.

Затем дети отгадывают загадки о транспорте:

Плывёт в просторе,

Но не в море,

Кораблём зовётся,

Вокруг звёзд вьётся.

(ракета, космический корабль)

Братцы в гости снарядились

Друг за друга зацепились,

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок.

(поезд)

Чтобы я тебя повёз

Мне не нужен овёс,

Накорми меня бензином

Дай колёса из резины

И поднявши вихрем пыль,

Побежит….(автомобиль)

Трещит, а не кузнечик,

Летит, а не птица,

Везёт, а не лошадь.  (самолёт)

После отгадывания каждой загадки на доску выставляется картинка- отгадка. Все картинки дети называют одним словом — транспорт. Выясняется его назначение (перевозить грузы, людей — пассажиров).

2. Введение в тему: Сегодня транспорт поможет нам совершить кругосветное путешествие(выясняется, понимают ли дети смысл слова «кругосветное путешествие» — что это значит? Перед детьми выставляется глобус — Земля, планета, «весь свет» — путешествие вокруг земли, планеты, вокруг света — кругосветное (дети кладут слова кругом (вокруг), свет на две ладошки и соединяют в одно сложное новое слово — кругосветное.

3. Изучение нового (закрепление) материала, образование относительных прилагательных, сложных слов — разрабатывается маршрут путешествия: откуда начинается наше путешествие? (от детского сада). На чём мы сначала поедем? Каждый ребёнок выбирает себе понравившийся вид транспорта, на котором можно ехать по городу: Я поеду на автобусе, мотоцикле, автомобиле… Выясняется, на чём ещё можно  передвигаться в большом городе (Смоленск, Москва) — троллейбус, автобус, трамвай, метро… Весь этот транспорт везёт нас по земле — как его назвать одном словом? (наземный). Тут выясняется, что вся эта техника неисправна — нужен ремонт, чтобы устранить неисправность, необходимо залезть под автобус, автомобиль…, зайти за троллейбус, мотоцикл, чтобы… (поправить токоприёмник, прикрепить педаль… Случаи затруднения неисправности называются, ребёнок лишь составляет предложение: Я залезу под автомобиль, чтобы починить выхлопную трубу). После устранения неисправностей дети отвечают на следующие вопросы:

Откуда ты вылез (вышел)? (Я вышел из мотоцикла). Обращается внимание на правильное употребление предлогов (за, из- за, из-под), на доске выставлены символы употребления предлогов, чтобы ребёнку было легче подобрать нужный.

Затем путешествие продолжается — автомобильных дорог нет, только железнодорожные пути (железная дорога) — на чём поедим дальше? (Дети называют разные виды железнодорожного транспорта, затем подбирают к нему определение — железнодорожный транспорт. Слово «железнодорожный» раскладывается на два слова: железная дорога.

Для упражнения в согласовании существительных с числительными дети подсчитывают вагоны в поезде (по картинкам): В скором поезде 9 вагонов. В электропоезде (электричке) 7 вагонов …

Дети называют то, что тянет вагончики поезда, упражняются в построении сложных слов: при помощи ПАРА ВОЗИТ — паровоз

ТЕПЛА ВОЗИТ —

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО ВОЗИТ —

4. Дети едут дальше на поезде — физминутка: (с движениями):

Вот поезд наш едет,

Колёса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят.

Чу- чу- чу,  чу- чу- чу-

Далеко укачу.

По глобусу дети определяют, что доехали до моря (океана), затем — до гор. Они самостоятельно должны определить, что им делать дальше (подбирают соответствующий вид транспорта) несколько видов водного и воздушного транспорта, подбираются определения: водный (океанский, морской), воздушный транспорт. Во время путешествия по воде и воздуху дети подсчитывают количество самолётов, вертолётов, кораблей, парусников (по картинкам), обращается внимание на правильное согласование существительных с числительными (1- 10).

Во время длительного морского путешествия дети упражняются в составлении сложных слов (сложим два слова и получим новое сложное слово):

Сам катит —

Везде ходит —

При помощи пара/тепла, атома/ходит

Сам летит-

По Луне ходит-

Сама ходит-

По снегу ходит-

5. Закрепление изученного: мы объехали (облетели, плыли) вокруг земли, прибыли домой, совершив кругосветное путешествие. По символам (земля, вода, воздух …)

Дети ещё раз называют виды транспорта: железнодорожный…..

Кем мы были, когда ехали (плыли, летели)? (пассажирами).

Как ещё можно назвать весь транспорт, которым мы пользовались? (пассажирский). Наши вещи (багаж, груз) перевозил какой транспорт? (грузовой).

Выяснить каким транспортом мы не пользовались? (космическим)

6. Итог занятия.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.