Настроение по заказу!

Проект «Настроение по заказу!»

для детей логопедической группы 5-6 лет

Попова Галина Игоревна,

воспитатель МКДОУ №165,

г. Новосибирск

Длительность проекта: 3 месяца.

Тип проекта: долгосрочный.

Актуальность проекта: Развитие эмоциональной сферы очень важно для полноценного развития ребенка. Если у детей наблюдается эмоциональная ограниченность, то им трудно вжиться в детский коллектив, полноценно общаться, понимать чувства других людей, понимать смысл и мораль прочитанного художественного произведения.  Развивая эмоциональную сферу у детей, мы помогаем им адаптироваться к социуму, разораться в самом себе.

Реализация проекта «Настроение по заказу!» позволит задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевает единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители.

Цель: развить у детей старшего дошкольного возраста эмоции и научить управлять ими.

Задачи:

— дать представление об основных эмоциях и чувствах;

— формировать умение распознавать основные эмоции и чувства по мимике, воспитывать эмпатию;

— осуществлять работу по снижению страхов и агрессивности у детей;

— формировать у детей положительные эмоции, благоприятный микроклимат в группе;

— обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки, способствующими эмоциональному развитию детей;

— развивать коммуникативные навыки у детей;

— способствовать сплочению семьи, активному участию родителей в проекте.

Принципы организации педагогической деятельности воспитателя: систематичность, организованность, целенаправленность, соответствие  мероприятий возрасту детей.

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – добро, справедливость, любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний об основных эмоциях с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей характера и познавательной сферы.

Принцип интегративности. Проект реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской библиотекой, логопедом и психологом МКДОУ.

Ожидаемый результат: после реализации данного проекта дети научатся распознавать основные эмоции и чувства, определять их по мимике (пиктограммам, сюжетным картинкам и т.п.), станут более общительными, коммуникабельными, научатся устанавливать межличностные отношения, проявлять эмпатию. В детском коллективе установится благоприятная эмоциональная атмосфера и хорошие межличностные взаимоотношения. У детей сформируются позитивные качества: бережное отношение к семье, интерес к чувствам другого человека, уважение к друзьям, старшим и т.п.

Ресурсное обеспечение: иллюстрации, журналы, открытки, художественные произведения, аудио- и видеоматериалы.

Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

Проект реализуется по двум направлениям: работа с детьми и взаимодействие с родителями.

Исходя из результатов первичного исследования, разработан план реализации проекта педагогической деятельности, в основу которого положены: программа С.И. Семенкова «Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5–7 лет», программа Н.И. Монакова «Путешествие с Гномом: развитие эмоциональной сферы дошкольников», а также  методика «Психогимнастика» М.И. Чистяковой, основанная на методе психодрамы.

Основная цель данных занятий – ознакомить детей с различными видами эмоций, формировать умение управлять своими эмоциями, понимать эмоции и чувства других людей, настраивать себя на положительные эмоции.

В каждое занятие мы включили игры, коллективные танцы, элементы арт-терапии, психогимнастики, сказкотерапии, метод совместного рассказывания историй, чтение художественной литературы и т.п.

План реализации проекта педагогической деятельности

Первый месяц

1-я неделя

Мероприятия с детьми: 1.Беседа «Путешествие в страну Страха». 2. Рисование «Чего я боюсь?». 3. Упражнение «Рычи, лев, рычи!». 4. Этюды «Робкий лисенок и смелый лисенок», «В темной норе».

Мероприятия с родителями: Выставка книг «Художественная литература для детей на развитие эмоций»

Совместные мероприятия: Посещение театра «Глобус» с детьми и родителями.

2-я неделя

Мероприятия с детьми: 1. Беседа о злости. 2. Упражнение «Прогоним злость!»

Мероприятия с родителями: Оформление ширмы «Преодоление агрессивности у детей»

Совместные мероприятия: Посещение спектакля в Новосибирском областном театре кукол.

3-я неделя

Мероприятия с детьми: 1. Упражнение «Отгадай настроение по картинке». 2. Игра «Филин и пташки», «Пустое место», «Зоопарк».

Мероприятия с родителями: Оформление фотовыставки: удивление.

Совместные мероприятия: Акция «Пусть поют в нашем городе птицы!» (изготовление кормушек, подкормка зимующих птиц). Развитие эмпатии по отношению к зимующим птицам.

4-я неделя

Мероприятия с детьми: Игры на сплочение «Ловишки», «Ледокол», «Броуновское движение», «Филин и пташки» и т.п.

Мероприятия с родителями: Беседа «Роль детского коллектива в жизни ребенка»

Совместные мероприятия: Театрализованный праздник «В стране эмоций!»

Второй месяц

 2-я неделя

Мероприятия с детьми: 1. Беседа «Что  такое чувство юмора?», 2. Чтение стихотворений Г. Остера «Вредные советы».

Мероприятия с родителями: Оформление фото-выставки «Мир улыбок детей».

Совместные мероприятия: Викторина для детей и родителей «Удивляюсь, злюсь, боюсь…».

 3-я неделя

Мероприятия с детьми: 1. Изготовление герба семьи. 2. Рисование на тему «Моя семья». 3. Этюд «Колдун».

Мероприятия с родителями: Оформление ширмы «Трудности в развитии эмоций у детей».

Совместные мероприятия: Совместный поход в Цирк.

 4-я неделя

Мероприятия с детьми: 1. Беседа «Путешествие в страну Удивления». 2.Чтение стихотворений о Родине, родной природе С. Есенина, М. Исаковского, В. Степанова и др. 3. Беседа о красоте русской природы. 4. Упражнение «Покажи себя»

Мероприятия с родителями: Изготовление книжек-малышек родителей с детьми «Мои увлечения».

Совместные мероприятия: Конкурс коллективных семейных рисунков «Лучшее место на  Земле».

Третий месяц

1-я неделя

Мероприятия с детьми: 1.Беседа «Наши эмоции: радость». 2.Рассматривание открыток  с лицами людей, определение эмоций радости среди них. 3. Упражнение «расскажи стихи руками».

Мероприятия с родителями: 1.Круглый стол «Актуальность развития эмоциональной сферы у дошкольников с ОНР: проблемы и пути решения». 2.Изготовление книжек-малышек родителей с детьми  «Моя семья…».

Совместные мероприятия: Музыкальное развлечение «Вот как весело играем, вот как весело живем!».

 2-я неделя

Мероприятия с детьми: 1.Рисование на тему «Веселые гномы». Оформление выставки рисунков детей в группе. 2.Чтение стихотворений о радостных событиях Е. Благинина «Папа сделал мне качели…» и др. 3. Игра «Сказки»

Мероприятия с родителями: Наглядная агитация. Оформление стенда «Развитие эмоций у старших дошкольников».

Совместные мероприятия: Презентация «Игры с детьми на развитие эмоций».

 3-я неделя

Мероприятия с детьми: 1. Упражнение «Моя улыбка похожа на …», «Разноцветные шары». 2.Чтение художественной литературы. Ненецкая н.ск. «Айога».

Мероприятия с родителями: Консультация «Значимость семейного альбома в воспитании любви к семье и семейным традициям у детей».

Совместные мероприятия: Рассматривание семейных альбомов и беседы об истории семей, об эмоциях, которые передают семейные фотографии.

4-я неделя

Мероприятия с детьми: 1. Беседа «Путешествие в страну Грусти». 2. Упражнение «Я грущу, когда…». 3. Игра «Покажи эмоцию». 4. Упражнение «Какой я есть, каким я хотел бы быть»

Мероприятия с родителями: Оформление фотовыставки: радость и грусть.

Совместные мероприятия: Презентация «Игры с детьми на развитие эмоций»

Занятия и игры для проекта

Эмоциональная гимнастика. Этюды «Робкий лисенок», «Смелый лисенок», «В темной норе», «Факиры»

1.Робкий лисенок. Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко. Выразительные движения.   Поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.

2.Смелый лисенок. Лисенок не боится войти в воду. Уверенно ступает по ручью.

3. В темной норе. Два друга, Утенок и Зайчонок, пошли гулять. По дороге им встретилась Лиса. Лиса подумала, что хорошо бы ей съесть малышей, но вслух сказала: «Здравствуйте, неразлучные друзья! А у меня для вас в моей норе приготовлено угощение: вкусные конфеты и рассыпчатое печенье. Пойдемте со мной!». Малыши поверили Лисе и пошли с нею. Пришли. Лиса открыла дверцу в свою нору: «Заходите первыми!». Только переступили порог Утенок и Зайчонок, как Лиса быстро закрыла дверцу на крючок и засмеялась: «Ха-ха-ха! Ловко я вас провела. Побегу я теперь за дровами, разведу огонь, вскипячу воду и брошу в нее вас, малышей. То-то вкусное у меня будет угощение!». Утенок и Зайчонок, оказавшись в темноте и услышав насмешку Лисы, поняли, что попались. Утенок заплакал и стал громко звать свою маму. Зайчонок не плакал, он думал… «Давай, Утенок, выроем подземный ход и убежим отсюда», — сказал наконец Зайчонок. Утенок перестал плакать и вместе с Зайчонком стал рыть землю. Вскоре в небольшую щелку проник свет, щелка становилась все больше и больше, и вот друзья уже на воле. Утенок и Зайчонок обнялись и радостные и веселые побежали домой. Пришла Лиса с дровами, положила их на землю, сняла крючок, открыла дверцу, посмотрела в нору и замерла от удивления… В норе никого не было.

Игра проводится рядом с помещением, где нет естественного освещения (коридор, кладовка и т. п.). Эта темная комната будет лисьей норой. Дети роют подземный ход, скребя пальцами по двери. Ведущий через некоторое время начинает потихоньку приоткрывать дверь.

4.Факиры. Дети садятся на пол (на маты), скрестив по-турецки ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена, подбородок касается груди, глаза закрыты. Пока звучит музыка (сирийская народная мелодия), факиры отдыхают.

 Упражнения на развитие эмоциональной сферы и у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

«Рычи, лев, рычи!». В эту игру хорошо играть с детьми, страдающими скованностью и пассивностью. Взрослый говорит: «Все мы — львы, большая дружная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание».

«Покажи себя». Болезненную замкнутость можно попытаться развязать, если дать детям возможность выразить себя, играть роль другого, говоря чужим голосом. Маски, костюмы высвобождают такие неожиданные стороны поведения, которые обычно заторможены. Раздайте детям маски или пусть они их сделают сами. Каждый ребенок возьмет себе новое имя и в игре поведет себя в соответствии со своей новой ролью. Преобразиться можно также, раскрасив лицо. Для выражения чувств могут быть задействованы куклы.

«Колдун». Колдун заколдовывает одного из участников игры так, что он теряет способность говорить. На все вопросы ребенок отведает жестами. С помощью задаваемых вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Другие дети должны пересказать то, что «заколдованный» показывает.

«Расскажи стихи руками». Ребенок старается бес слов, с помощью пантомимы, рассказать известное все стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются понять, что он рассказывает.

«Сказка». Ребенку предлагается придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как и его. Это упражнение способствует не только лучшему осознанию себя, но развитию умения говорить о себе без стеснения.

 «Какой я есть, каким я хотел бы быть». Ребенку предлагается дважды нарисовать себя. На первом рисунке таким, какой он сейчас. На втором, – каким он хотел бы быть.

Упражнения на сплочение детского коллектива

«Сосед справа». Все участники садятся в круг. Каждый называет себя именем какого-либо сказочного персонажа. Следующий участник называет имя соседа справа и имя его сказочного персонажа. Далее называет свое имя и имя своего сказочного персонажа и так далее по кругу. Ведущий  последним перечисляет все имена детей и названия всех их сказочных героев.

«Зоопарк». На ковре разложены обручи. В них стоят  дети. Они – звери в зоопарке. Остальные дети с воспитателем проходят по зоопарку. Их задача – отгадать какое животное изображает ребенок. Изображение животных происходит только с помощью мимики и жестов.

«Пустое место». Одна половина участников садится в круг на стулья. Другая – становится к ним за спину и кладет руки на спинку стула. Один стул перед ведущим остается пустым. Его задача – переманить кого-либо взглядом на пустое место. Задача стоящего – схватить убегающего за плечи  и не дать покинуть свое место.

«Болото». Ведущий говорит всем участникам о том, что они – странники и  попали в болото. Они стоят на одном краю болота, а им нужно перейти болото на противоположную сторону. На болте есть кочки (нарисованы мелом). Странники, взявшись за руки, не говоря ни слова должна перейти болото так, чтобы кочки не пустовали, чтобы никто не «упал в болото» и  действия команды были сплоченными.

«Броуновское движение». Все участники начинают двигаться произвольно в разных направлениях с закрытыми глазами. При столкновении с другим участником оба открывают глаза и приветствуют рукопожатием друг друга.

«Заросли.   Участники встают плотно друг к другу, образуя «заросли». Каждому участнику предлагается пробраться сквозь заросли. (Все стоят лицом к преодолевающему препятствие).

«Филин и пташки».  Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др. Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал. На сигнал «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен  угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.

«Испорченный телефон». Все участники выходят за дверь. Ведущий, пригласив в комнату первого участника, рассказывает ему небольшой простой текст. Его задача- пересказать его следующему участнику. И так далее, пока все участники не окажутся в комнате. Тот, кто уже высказался один раз, не должен помогать другим. В конце игры сравнивается первоначальный текст с тем, что рассказал последний участник.

«Прощание». Каждый участник прощается с группой, используя только мимику и жесты, которые не должны повторяться. Можно  вспомнить национальные способы прощания и приветствия, а также способы из кинофильмов.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.