Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Путешествие в страну Фантазии»
для детей старшей группы
Смяткина Светлана Михайловна,
воспитатель МБДОУ № 73,
г. Мурманск
Задачи:
1. Расширять представления детей о различных природных объектах (воздух, вода), определять их свойства.
2. Вызвать интерес к экспериментированию с природными, пластическими, художественными материалами.
3. Способствовать самостоятельному созданию фантазийных образов, использованию декоративных элементов в создании красивых и ярких композиций.
4. Формировать навыки ассоциативного мышления.
5. Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, поддерживать интерес к сотворчеству.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в страну фантазии и загадок. Вы хотите там побывать? Тогда скажите: Вы дети маленькие? (Большие). А может вы злые? (Добрые). Вы баловники или послушные? (Послушные). А может ленивые? (Трудолюбивые). А может драчуны? (Дружные). А может незнайки? (нет, знайки). Вот хорошо. Вы готовы отправиться в страну Фантазию. Послушайте Сашу:
Я валяюсь на траве,
Сто фантазий в голове.
Помечтай со мною вместе –
Будет их не сто, а двести!
Воспитатель: Вот мы уже в этой стране. Наша первая фантазия — невидимка. И мы сейчас ее будем ловить. Возьмите пакеты. Раз, два, три, поймали! (Ловят) У всех получилось. Много наловили? А что же в пакетах? Догадались? Это воздух. Мы его видим? (Нет). Почему? (Потому что он прозрачный). Молодцы. Еще раз поймаем. А человеку нужен воздух? (Да). Для чего? (Дышать). А какой должен быть воздух, чтобы дышать? (Чистый и прозрачный). Да, без воздуха человек жить не может. Но это еще не все, положите пакеты. В этой стране много чудес. Я сейчас вам кое — что покажу. Садитесь за столы.
Воспитатель: А теперь мы рассмотрим воду. Посмотрите, вода имеет цвет? (Нет). Она какая? (Прозрачная). Вода такая же, как воздух? (Она жидкая, ее можно пролить).
Вот вам еще одна загадка-невидимка. (Показ двух стаканов с водой). У меня на столе два стакана с водой. В них вода одинаковая? Прозрачная? Видно что-то в воде? Посмотрите. Да, на вид она прозрачная и отличить два стакана с водой почти невозможно. Но на самом деле вода разная. В одном стакане чистая вода, а в другом стакане соленая вода, т.е. вода с солью. А где соль? В каком стакане? В этом, а может в этом? Вы ее видите? Почему соль не видно? (Соль растворилась в воде и стала бесцветной). Значит, вода может растворять? Да!
Воспитатель: Как определить какой стакан с водой, а какой с солью? (Попробовать на вкус). Нет пить мы ее не будем. Мы проведем эксперимент. У вас на столах стаканы с водой. Возьмем яйцо и опускаем в этот стакан (Воспитатель выполняет вместе с детьми). Что с ним случилось? (Утонуло). Все видели, что яйцо утонуло? Почему? (Оно тяжелое). Теперь в другом стакане делаем соленую воду: берем соль, насыпаем в стакан с водой, размешайте хорошенько (дети выполняют). Что получилось? (соль растворилась) А теперь достаем яйцо ложкой, можно рукой помогать и опускаем яйцо в соленую воду. Что случилось с яйцом? Яйцо не тонет. Почему? Потому что соленая вода тяжелее и яйцо в ней плавает и не тонет (можно два раза повторить: достать яйцо из соленой воде и опустить в обычную). Яйцо утонуло, почему?
Как же мы узнали, в каком стакане чистая вода, а в каком соленая? (Пустили яйцо) В соленой воде оно будет плавать, а в обычной утонет.
Выходите из-за столов.
Воспитатель: У меня есть знакомый великан, а зовут его Крошка. Я у него спрашиваю, ты ростом со шкаф? Великан говорит: «Нет, еще выше». Ребята, что выше? (Светофор, дом, подъемный кран, самолет, помочь, если дети не скажут: до космоса). Воспитатель говорит: нет еще выше.
Воспитатель: Крошка говорит, что может быть и маленьким. Я говорю: Наверное, ты ростом с собаку? Нет, еще меньше. А что меньше? Может ростом с зайца? (Пока не назовут: с муравья, еще меньше можем кого-то найти?).
Воспитатель: А теперь нас ждет следующая фантазия. Выходите и посмотрите. Это что? (Показываю картинку.) Клякса. Клякса не имеет точной формы, ее можно превратить во что угодно и в кого угодно. Послушайте Ксюшу:
В каждой кляксе кто-то есть,
Если в кляксу нам залезть.
Может кот, а может птица
Нарисуй, все пригодится.
Воспитатель: Давайте «оживим» кляксы, превратим их в живые существа, например в забавных животных. А что есть у животного? (Хвост, уши, пасть, лапы, а еще… клюв, крылья). Дорисуйте кляксу.
Покажите гостям, что получилось. Давайте его назовем. Ты кого нарисовал? (Дети называют) А здесь есть Красотки? А может есть Ушастики (Зверюшкины, злючки, симпатяги? Помогаю детям придумать названия).
Воспитатель: А теперь еще одна фантазия. Посмотрите, на столе какие предметы? (Губки, вилки, прищепки, ватные диски). Потрогайте губку, ее можно смять, согнуть, а она опять выпрямляется. Это мягкий материал? Ее можно проткнуть и прикрепить к другому предмету. Давайте придумаем, как из губки и дополнительных предметов смастерить игрушки, например театральных кукол. Я покажу, как сделать туловище: надеваю ватный диск, затем губку. А как сделать руки и ноги, придумайте сами. (Прикрепить прищепки). У вас какая фантазия, сейчас посмотрим? (Дети изготовляют кукол).
Вот и получилась игрушка. Покажите своих самодельных кукол. Вам нравятся? Послушайте, что про них скажет Катя:
У моих игрушек славных
Платьица нарядные,
Платьица красивые
Желто-красно-синие.
Поносить бы мне самой
Платье красное с каймой.
Воспитатель: Мы поиграем с этими игрушками в группе. А сейчас…
Воспитатель: Следующая фантазия — сказочная. Вы помните сказку Колобок. Из чего слепили Колобка? (Из муки, из теста). А вы хотите слепить колобка? Садитесь за столы. Возьмем кусок теста, скатываем колобок. Какое тесто? (Мягкое) Что с ним можно делать руками? (Раскатывать, мять, тесто хорошо лепится). Скатали колобок, а теперь положите его на тарелку и прижмите (Дети выполняют за воспитателем). А чтобы Колобок получился веселый и нарядный что надо сделать? (Украсить). А чем будем украшать, что у вас на тарелках (Горох, макароны, фасоль). Сделайте ему рот, глаза, волосы и еще что-нибудь интересное из украшений. (Дети украшают). Покажите гостям своих нарядных колобков и послушайте Игоря:
Колобок я, непоседа,
Испекли меня для деда,
На сметане я мешен,
На окошке я стужен,
Я ушел от стариков,
Прыг с окна — и был таков!
Воспитатель:
Простодушный колобок
Прыг лисе на язычок…
Глупый! Разве это дело?!
Ведь лисица его съела…
Чтобы лисам хитрым, злым
Не попасться в сети,
В лес ходить нельзя одним,
Дорогие дети!
Положите тарелки на стол.
Воспитатель: Я хочу вам раздать карточки с настроением. Если вам понравилось в стране Фантазии и загадок, покажите улыбку (показ карточки с улыбкой) А если нет, то карточку переверните, вот так.
Покажите свое настроение. Посмотрите на себя в зеркало, а потом гостям.
А что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).