Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Путешествие в страну добрых дел»
для детей старшего дошкольного возраста
Шефер Елена Владимировна,
воспитатель МБДОУ д/с «Дельфин»,
г. Муравленко, Ямало-Ненецкий АО
Задачи
Обучающие:
— формировать умение детей самостоятельно, выразительно передавать содержание литературного текста;
— формировать умение использовать в пересказе выразительные средства, характерные для произведения;
— продолжить формировать представление о том, что такое доброта, вежливость;
— расширять запас слов, обозначающих название действий, признаков;
— вводить в словарь детей антонимы (добрый — злой, веселый — грустный).
Развивающие:
— развивать внимание, способность анализировать и сравнивать.
Воспитательные:
— воспитывать вежливое поведение и доброжелательное отношение к окружающим людям;
— подвести детей к пониманию доброты как основы взаимоотношений между людьми.
Интеграция с другими областями: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие,
Предварительная работа:
-Чтение: Т. Лепихина: «Город цветов», «Искорка добра».
— Чтение русской народной сказки: «Крошечка-Хаврошечка».
— Игры-забавы: «Яблонька наклонись», «Ступеньки доброты».
Материал: демонстрационный: настенное панно: березы, дикие животные, птицы, солнышко; раздаточный: демонстрационный: для драматизации сказки: костюмы для Красной шапочки, бабушки, волка, волчонка, медведица, медвежонок, корзинка с яблоками, яблоня, логово волка, домик бабушки, клумбы с цветами.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель (в одежде феи Доброты здоровается с детьми, зайдя в группу): Здравствуйте, девочки и мальчики! Я — фея Доброты из страны добрых дел. Эта страна совсем уже близко, но чтобы попасть к ее жителям, нужно быть очень добрым, вежливым и внимательным. Вы часто слышите слово «добрый». Обычно так говорят о человеке. А какого человека вы назвали бы добрым. Добрый человек, это такой человек, который всегда помогает другим: товарищам, родным, младшим. Он делится игрушками, сладостями, выручает тех, кто попал в беду. Добрый человек любит птиц, животных, заботится о них. Давайте вспомним пословицы о доброте.
— Доброе дело два века живет.
— Доброму везде добро.
— Добро – не лихо бродит тихо.
— Добро не горит, не тонет.
— Добро творить – себя веселить.
— Добро не умрет, а зло пропадет.
— Добро того учит, кто слушает.
— Ах, мои маленькие друзья, вы меня очень порадовали, и поэтому я приглашаю вас в добрую сказку.
Сказка «Красная Шапочка и добрый волк»
Действующие лица: Красная Шапочка, бабушка, волк, волчонок.
Действие происходит в лесу.
Красная Шапочка (напевает):
— Здравствуйте, горы вот такой вышины!
— Здравствуйте, реки вот такой глубины!
Навстречу ей идет волк.
Красная Шапочка (прячась за дерево, испуганно): Волк, прошу тебя, уходи. … Ой-ой-ой!
Волк: Не бойся меня.
Красная Шапочка: Легко сказать «не бойся»! Ты ведь мою бабушку и меня чуть не съел, хорошо, что охотники подоспели, а то…
Волк: Прости меня, Красная Шапочка. Я многое понял после того случая… Я понял, что злому тяжело жить на свете. Вот я и решил, что теперь буду добрым. Не бойся меня!
Красная Шапочка: А ты меня не обманываешь?
Волк: Нет, нет! Я говорю правду, честное-пречестное слово даю.
Красная Шапочка (появляется из-за дерева, робко приближается к волку): Ну, если «честное-пречестное…» Что ж, я рада, что ты все понял. Я теперь с тобой дружить буду.
Волк (грустно вздыхая): И я рад, что ты мне поверила…
Красная Шапочка: А что случилось?
Волк:У меня есть маленький сын, добрый и послушный волчонок. Вчера он бежал по лесу и угодил в капкан. Лапку повредил, скулит… Что я только ни делал, какие только лечебные травы ни прикладывал к больному месту, ничего не помогает.
Красная Шапочка: Надо срочно показать волчонка врачу.
Волк (машет лапами): Что ты, что ты! Стоит нам появиться на людях, как они сразу же позовут охотников…
Красная Шапочка: Вот видишь, как плохо жить в постоянной вражде. Что же делать? Придумала! Я приведу сюда мою бабушку, она все знает, все умеет.
Волк: Милая Красная Шапочка, беги скорей за бабушкой, помоги бедному волчонку.
Девочка убегает. Происходит смена декорации: вместо леса – волчье логово.
Волчонок (плачет, стонет, охает): Как же мне больно!
Волк: Потерпи, сынок. Недолго осталось ждать: добрые люди помогут.
Волчонок: Люди? Какие люди? Охотники?
Волк: Нет, нет! Красная Шапочка и ее бабушка.
Волчонок: Те самые, которых ты чуть не съел?
Волк: Да, именно они. (Вздыхает.) Злым я был, глупым … Зачем хороших людей обижал? Добрым надо быть. За добро всегда добром воздается.
Появляется Красная Шапочка и бабушка.
Бабушка (щупает волчонку лоб): Миленький мой, как же это тебя угораздило в капкан попасть? (Осматривает волчонка). Ну, потерпи, потерпи немного. Я тебя вылечу.
Волк (виновато): Прости меня, бабушка, прости. Я многое понял после нашей последней встречи. Теперь я хочу быть добрым и сына тому же учу.
Бабушка (бинтует лапу волчонку): Вот и хорошо, что ты все понял. Добрым и на свете живется легче. Доброму каждый помочь старается. Ну, вот, лапка забинтована, скоро все заживет… Люди и звери должны жить в дружбе и помогать друг другу.
Волк: И я так думаю. А ты сынок слышал, что сказала бабушка? Запомни ее слова.
Волчонок: Слышал, папа! Даю тебе слово быть добрым. Спасибо тебе, Красная Шапочка, за отзывчивость. Спасибо тебе, бабушка, мне уже стало легче, лапа меньше болит.
Волк: Спасибо!
Бабушка: На здоровье! Поправляйся, волчонок, скорей, а ты Красная Шапочка, найди охотников и попроси их убрать из леса все капканы.
Красная Шапочка (убегая): Надо поторопиться, а то вдруг еще кто-нибудь пострадает.
Волк: Чем я могу вам помочь?
Бабушка. — А ты уже помог. Сам добрым стал и сына тому же учишь… Ну что ж, пора домой. До свидания.
Волк: До свидания! Приходите к нам мы всегда рады вам! Большое тебе спасибо, бабушка, за корзину с яблоками. А яблочки в корзинке не простые, наливные, с волшебной яблоньки (выставляю яблоню с яблоками). Знает она о вас ребята, о вашей доброте, давайте поиграем с ее веточкой. (Становимся в круг, у каждого картинка с героем из сказки).
Дети идут по кругу, говорят: «Яблонька, яблонька, наклонись, к доброму, хорошему потянись. А от злого, от плохого отвернись, отвернись».
Ведущий останавливается около ребенка, называет героя сказки. Если герой положительный – ребенок входит в середину, если отрицательный – остается на месте. И так образуется два круга: внутренний – положительные герои, наружный – отрицательные герои.
Ведущий: Ребята давайте наших героев (картинки с изображением героев; персонажей), распределим по ступенькам доброты. Вывешивается панно с цветными полосами.
На красную, оранжевую, желтую дети выставляют положительных героев; на голубую, синюю, фиолетовую – отрицательных героев. Как только дети закончат выставлять картинки, начинает звучать музыка.
Ведущий:Я предлагаю вам под эту веселую музыку потанцевать. Но с окончанием музыки вы должны застыть в определенной позе: кто из вас будет гладить собачку, кто то кормить птичку, кто то протирать листочки, т.е, делать доброе дело.Фея Доброты вносит шарик. К кому шарик попадает, тот стихи читать начнет (дети читают стихи).
Ведущий: Давайте поразмышляем: кому жить легче, тем, кто дарит доброту другому, или тому, кто прячет ее в сундук? А как люди дарят друг другу добро?
Давайте наши руки попробуем сделать добрыми, теплыми. Проводится упражнение «Передача добра» (дети стоят по двое гладят ладони соседа). Разворачиваются в круг. Поглаживание ладони соседа по кругу.
Ведущий: Мне очень приятно, что вы научились, дарит друг другу добро. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое, маленькое, маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазках. Я знаю, что вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.
А на прощание давайте споем песенку о доброте.
Стихи для детей «Слова вежливости»
Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья».
Другу уходить пора –
Скажем мы ему «Пока».
Чтобы что-то попросить,
Нужно вежливыми быть.
Мы «пожалуйста» добавим –
Будут все довольны нами.
«Добрый вечер», «Добрый день»
Говорить нам всем не лень!
«Утро доброе» мы скажем,
Поутру проснувшись, маме.
«Приятного аппетита!»
Блюдо первое налито.
Супчик скушали мы с вами,
Скажем все «Спасибо» маме.
Угостил вдруг кто конфетой
Или что-то подарил,
«Спасибо» говори за это,
Чтобы вежливым ты был.
«Спокойной ночи» говорим,
В кроватке глазки закрывая,
И поцелуй нам подарив,
Обнимет мама нас родная.
Просишь маму поиграть?
Вежливым ты должен стать.
Ей «пожалуйста» скажи,
Будете играть с ней вы.
Кошечка чихнула снова,
Скажем мы ей: «Будь здорова.
Выздоравливай скорей.
Больше, киска, не болей