Играем — речь развиваем!

Из опыта работы

«Играем — речь развиваем!»

 

Рязанова Юлия Вячеславовна,

воспитатель МКДОУ № 16,

г. Новосибирск

 

На 4-м году жизни у детей еще недостаточно хорошо развита способность регулирования речевого дыхания — они часто пропускают паузы между словами и фразами, иногда неправильно ставят ударение и не проговаривают окончания слов. В таком возрасте детям непросто овладеть сразу и умением связно выражать свои мысли, и грамматически правильным построением предложений, и четким произношением звуков. В связи с этим я часто провожу с детьми своей группы игры, направлены на развитие речи ребёнка,  на развитие речевого дыхания, они помогают развивать правильную речь  ребёнка.

«Шаловливый ветерок»

Игра помогает развивать речевое дыхание, учит регулировать его силу.

Необходимый инвентарь: снежинки, ватка, перышко, шарик, листочки бумаги, картинки и пр.

1 вариант

Как играем: возьмите простые сюжетные картинки, например: грибочек, цветок, еж, и нарисуйте бабочку, яблоко и листочек. Затем скрепите ниточками попарно картинки и ваши рисунки. Предложите ребенку «посадить» листочек на грибок; бабочку на цветок; яблоко на ежа. Дуть надо так, чтобы листочек попал на гриб, а не мимо, т. е. ребенок должен научиться контролировать силу и направление своего дыхания. Не торопите ребенка, возможно, у него все получится только с третьей-четвертой попытки.

2 вариант

На простые картинки наклейте листы тонкой бумаги такого же формата, разрезанные на узкие полоски, только разрезать до конца не нужно. Предложите ребенку подуть на полоски и угадать, что же нарисовано на картинке. Отметьте при этом, что дуть надо сильно, полоски должны, колеблясь, открыть картинку.

«Колокольчик и листочек»

Учимся произносить слова тихо и громко

Необходимый инвентарь: картинки с изображением колокольчика и листочка.

Как играем: объясните ребенку, что колокольчик звенит громко, а листочек падает очень тихо. Покажите малышу колокольчик — он должен говорить громко, затем покажите листочек — он говорит тихо. Затем поменяйтесь ролями.

Закрепляем: в любое время можно играть с несколькими детьми, можно вечером в кругу семьи, чтобы ребенку было интереснее. Тому, кто не ошибется, увидев картинку, и будет говорить с правильной громкостью — дайте маленький приз.

 «Наши уточки с утра…»

Игра помогает развивать речевое дыхание, учит регулировать его силу

Необходимый инвентарь: уточки, вырезанные из легкой бумаги, синий бумажный круг диаметром 30 см.

Как играем: в центре стола лежит синий круг — это озеро. Надо пустить уточек в озеро. Дуйте на уточек, лежащих или произвольно, или по углам стола. Кто больше пустит уточек в озеро, тот и победил.

Закрепляем: можно играть на полу — лежать друг против друга и дуть на воздушный шарик так, чтобы он докатился до лежащего напротив. Можно посадить бабочку на цветок. Бабочку прикрепить ниточкой к листку бумаги, на котором нарисован цветок, и стараться дуть так, чтобы не посадить ее мимо.

«Волшебная дудочка»

Игра помогает развивать речевое дыхание, учит регулировать его силу.

Необходимый инвентарь: свистульки, дудочки, гармошка.

Как играем: дайте ребенку трубочку, свистульку, губную гармошку, предложите ему устроить маленький концерт. Желательно, чтобы не просто получалась какая-нибудь мелодия, но соблюдался любой, пусть очень несложный ритм. Следите за тем, чтобы ребенок вдыхал воздух носом. А если вся семья примет участие в концерте? Ребенок тогда будет стараться не отставать от взрослых!

Закрепляем: в магазине продаются трубочки, которые разворачиваются, если в них начинаешь дуть. Пусть ребенок дует на здоровье! А если он поможет вам надуть шары к празднику? Такое занятие развивает объем легких.

«Оратор»

Учимся произносить на выдохе как можно больше слов

Как играем: ребенок должен на одном выдохе сказать как можно больше слов, строчек из стихотворений, сказок. А вы следите за его дыханием, — если он покраснел или задыхается, прекратите игру.

Хорошо, когда в игре участвуют несколько детей — кто больше сказал слов, тот и победил.

Закрепляем: вы считаете до 10, ребенок должен продлить выдох до окончания счета.

«Три медведя»

Игра учит регулировать силу голоса, его тембр (говорить грубым голосом и тоненьким голоском)

Необходимый инвентарь: сказка «Три медведя».

Как играем: прочтите сказку вслух с выражением. Побеседуйте об ее содержании.

— Почему медведи рассердились на Машеньку?

— Как это можно передать голосом? (Сказать грозно, сердито.)

— У кого грубый голос? Тоненький голосок? Ты можешь сказать, как Михайло Потапыч: «Кто ел из моей чашки?».

— А каким голосом говорила Настасья Петровна? А Мишутка?

Предложите сыграть в игру. Вы говорите: «Кто сидел на моем стуле?», — а малыш должен угадать, кто же именно из медведей это произнес. Не забывайте про мимику, так как это очень важная сопутствующая тембру деталь.

Поменяйтесь с ребенком ролями.

Закрепляем: при совместном чтении сказок просите малыша по тембру голоса узнавать героя. Например, сказка «Теремок»: мышка говорит тоненьким голосом, лягушка — квакающим и дребезжащим, зайка — бодрым, лисичка — хитрым и т. д.

«Скороговорки»

Учимся произносить правильно и внятно

Как играем: вы произносите скороговорку — даете речевой образец, ребенок повторяет за вами.

  1. Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечек.

Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.

2. Иней лег на ветки ели.

Иглы за ночь побелели.

3. Юла возле Юли

Крутится, поет.

Юле и Юре

Спать не дает.

4. Топали да топали,

Дотопали до тополя.

До тополя дотопали,

Да ноги-то оттопали.

5. Пенка печет,

А речка течет.

Печка молчит,

А речка журчит.

Юные поэты

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.