Путешествие с пальчиками

«Путешествие с пальчиками»

Методическое пособие,

направленное на развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ

 

Гусева Марина Васильевна,

музыкальный руководитель  МБДОУ «Умка»,

г.п. Федоровский Сургутского района ХМАО-Югры

 

У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. У младших школьников несовершенство мелкой моторики затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.  Всё это обуславливает необходимость целенаправленной специальной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.

Работа по развитию мелкой моторики руки 

Важной и неотъемлемой частью развития речи ребенка является работа по развитию мелкой моторики руки, которая учитывает такие компоненты готовности руки ребенка к обучению письму как: кинестетический праксис, кинетический праксис, тактильные ощущения, силу тонуса мышечного напряжения руки, координацию движений, сформированность щепоти руки. Совершенствование кинестетического праксиса осуществляется в процессе разнообразных пальчиковых игр. Так развитие тактильных ощущений осуществляется посредством определения предметов на ощупь с предварительным визуальным и тактильным контролем.

В процессе визуального и тактильного контроля ребенок:

— знакомится с различными качествами предметов, связанными с материалом, из которых они сделаны (резиновый, стеклянный, деревянный, бумажный, кожаный и т.д.);

 — учится различать предметы по форме (круглый, овальный, квадратный, прямоугольный);

 — определяет величину предмета (тонкий, толстый, узкий, широкий, короткий, длинный) в сравнении с другими предметами.

 Рекомендации по проведению пальчиковых игр

 Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой. Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша. Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Требования к проведению пальчиковых игр

  1. Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки.
  2. Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.
  3. Подбор упражнений с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Основные правила пальчиковых игр

Нужно подбирать игры, которые окажутся по силам ребенка. Сначала покажите все действия с пальчиками, потом попросите повторить. Помогайте ребенку делать все правильно. Если игра пока слишком сложна для малыша – упростите ее. Сопровождать игры стихами и потешками. Их легко сочинить на ходу, сопровождая действия, или придумать движения на подходящие стихи. Нужно побуждайте ребенка повторять за взрослым отдельные слова, а затем и весь текст. В игре обязательно должен поучаствовать каждый пальчик ребенка. Каждый пальчик ребенка должен уметь двигаться не только вместе с другими, но и изолированно сам по себе. Подбирать игры, нужно чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти. Чередовать симметричные и несимметричные движения рук. Игры, где правая рука делает одно действие, а левая – другое, вводите к 5 годам. Обязательно нужно играть в пальчиковые игры часто, но понемногу.

Полностью методическое пособие можно посмотреть или скачать здесь:

Гусева М.В. Путешествие с пальчиками

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.