Из опыта работы
«Пальчиками играем — речь развиваем»
для детей второй младшей группы
Котова Светлана Витальевна,
воспитатель МКДОУ № 16,
г. Новосибирск
В пальчиковых играх развитие речи происходит сразу в двух направлениях:
Во-первых, импульсы от рецепторов, которые находятся на ладошках идут к головному мозгу и раздражают ту его часть, которая отвечает за развитие речи. Это можно назвать пассивным развитием речи.
Во-вторых, ребенок слышит стихи, песенки, запоминает их и через время сам повторяет отдельные слова, а потом и стих целиком. Если ребенок совсем маленький — он учится распознавать звукосочетания, отдельные слова, а также ритм речи и мелодику языка.
Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму.
Вот несколько видов занятий для развития моторики:
Фасолевые ванны — в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.
Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.
Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках.
Мозаика — игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.
Игры с пуговицами и бусинами- нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую — разные петли. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой – маленький.
Пазлы — красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.
Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие — дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.
А так же я провожу пальчиковые игры в стихотворном виде. Вот несколько интересных игр, в которые с большим желанием и интересом играют детки моей группы.
«Мои пальчики»
Мои пальчики расскажут,
(хлопаем в ладоши с растопыренными пальчиками)
Что умеют – нам покажут.
(пальцы рук прикасаются к друг с другу 4 раза)
Их 5 на каждой руке.
(показываем растопыренные пальцы)
Сделать все смогут, всегда помогут.
(хлопаем в ладоши)
Они на дудке играют,
(далее все движения соответствуют тексту)
Вещи стирают, Везде подметают, Щиплют, ласкают, Мячик кидают Пять и пять моих быстрых пальчиков.
(показываем пальцы обеих рук)
«Оладушки»
Когда мама месит тесто, Всем так интересно
(одна рука сжата в кулачок, как будто держит кастрюльку, другой делаем движения, словно месим)
Ладушки, ладушки!
(дружно хлопаем в ладоши)
Что пекли? Оладушки.
(одной рукой как-будто держим сковородку, другой словно льем на нее тесто)
Раз – оладушек для папы.
(как бы раскладываем оладушки по воображаемым тарелкам)
Два – оладушек для мамы.
Три — ….
Четыре — ….
(называем разные имена людей, которые знает ребенок)
А Миша-дружок Получает пирожок!
(сцепляем кисти рук)
Очень вкусно!
«Пирог»
Тесто ручками помнем,
(сжимаем и разжимаем пальчики)
Пирог сладкий испечем.
(слаживаем ладони обоих рук в виде пирога)
Серединку смажем джемом,
( гладим пальчиками ладонь одной руки)
А верхушку вкусным кремом.
(приподнимаем ладошки выше и выполняем круговые движения)
И кокосовой крошкой Присыпаем пирог немножко,
(имитируем посыпание крошки пальчиками обеих рук)
А потом и чай заварим,
(как-будто помешиваем чай)
Пирогами вас одарим.
( слаживаем пальцы в кулачки)
«Апельсин»
Мы делили апельсин!
(руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас,
(пальцы растопыриваем)
А он один.
(показываем только один палец)
Эта долька для ежа,
(пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа,
(отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят,
(отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят,
(отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра,
(отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура!
(ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда!
(погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда!
(сымитировать бег пальцами по столу)