Взаимодействие с родителями по социальному развитию дошкольников

roditeli

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социальное развитие ребенка включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Задачи именно этой области невозможно реализовать без взаимодействия с родителями. (О разработке модели взаимодействия ДОУ и родителей в соответствии с ФГОС ДО можно прочитать в этой статье).
Цель взаимодействия – объединение усилий ДОУ и семьи для социального развития личности ребенка.
Задачи:
— приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
— повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах формирования у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к окружающему социуму;
— оказание помощи семьям дошкольников в воспитании у детей норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
Взаимодействие педагогов детского сада с родителями осуществляется по нескольким направлениям:
— Изучение условий жизни и психологического климата в семье
— Педагогическое просвещение родителей;
— Организация совместной деятельности семьи и детского сада

Первое направление – изучение педагогами условий жизни и психологического климата в семьях дошкольников, а также особенностей поведения детей в домашних условиях.
При посещении на дому обращается внимание на состав семьи (полная, неполная, многодетная, малообеспеченная), ее культурный уровень, экономическое положение, санитарно-гигиенические условия проживания.
Кроме посещений на дому используется анкетирование, беседы специалистов ДОУ, воспитателей, заведующей, методиста с родителями на разные темы семейного воспитания.

Анкетирование
В некоторых детских садах появилась тенденция к неоправданно частому анкетированию, которое заменяет живое слово, беседу. К тому же, Вы должны знать, что неграмотно составленная анкета, не продуманные детально вопросы дают неверный результат, на основе которого делаются неправильные выводы.
I. Вопросы должны быть четкими, грамотными, корректными.
II. Обязателен анализ анкет. Может быть такая схема:
Анализ ответов на вопросы анкеты показал следующее (итоги можно показывать или в процентном соотношении, или в количестве человек):
1. На вопрос «…?» 40% родителей ответили… Это говорит о том, что.. (например, «родители плохо осведомлены в вопросах социального воспитания дошкольников»).
2. Подавляющее большинство родителей (70%) занимают пассивную позицию в вопросе взаимодействия с ДОУ. Родители объясняют это нехваткой свободного времени и тем, что данным вопросом должны заниматься только педагоги ДОУ.
3. 65% родителей хотели бы получать информацию о социальном развитии своих детей на родительском собрании, посредством индивидуальных бесед.
4. По результатам анкетирования нами были поставлены следующие задачи взаимодействия с родителями: … Решение этих задач связано с осознанием родителями своей воспитательной роли в семье в вопросах социализации детей.

Проведя анализ ответов анкетирования, бесед, посещений на дому, необходимо классифицировать семьи по нескольким категориям, например:
— семьи, которые нуждаются в педагогической помощи;
— семьи, способные поделиться опытом социального воспитания ребенка;
— семьи, которые могут оказать помощь детскому саду в организации различных видов деятельности (музыкальной, оформительской, творческой, трудовой).
Таким образом, создается банк данных о семьях воспитанников, где включена вся информация об их социальном и экономическом положении.

Далее составляется социальный паспорт группы.
Структура социального паспорта группы:
1. Социальная среда района: общая характеристика района и характеристика окружения ДОУ.
2. Социальная характеристика группы: Общие данные о родителях воспитанников и информация по социальным категориям.
3. Влияние педагогов на окружающий социум: просветительская работа и взаимодействие с другими организациями.
4. Методическая база: используемые методики и материалы, методические рекомендации, пособия; профессиональная подготовка педагогов в вопросах социального развития личности дошкольника.

В структуру социального паспорта входят:
Описание и анализ того социального окружения, в котором находится ДОУ и которое может быть педагогически целесообразным или негативным. Указываются адрес детского сада, информация о районе, названия близлежащих улиц, наличие магазинов, школы, социальных и культурных учреждений, имеющиеся достопримечательности. Необходимо дать небольшой социальный срез жителей района и отметить криминогенную обстановку в районе.
Социальная характеристика группы, где должно быть отражено количество детей, их дифференциация по возрасту, количество полных, неполных, неблагополучных детей, дети-сироты, опекаемые несовершеннолетние.
Взаимодействие с другими организациями и просветительская работа. В данном разделе указывается взаимосвязь со школой, библиотекой, музеем, инспекцией по делам несовершеннолетних, специалистом по охране прав детства, а также активная работа с родителями и жителями района через консультационно-информационную работу.
Профессиональная и методическая подготовка педагогов группы. В разделе указываются программы и методики, которые используют педагоги. Дается информация о кадровом составе учреждения (социальный педагог, психолог и др.), о повышении профессиональной квалификации на курсах, семинарах. В качестве приложения к паспорту составляются список литературы по теме.

Второе направление связано с педагогическим просвещением родителей.
В семейной сфере, в отличие от профессиональной, где существует система повышения квалификации, нет специально организованной службы психолого-педагогического сопровождения родительства как социально-образовательного института. Функция педагогического просвещения родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста, на современном этапе возложена на дошкольные образовательные учреждения.
Педагогическое просвещение включает практическое применение и теоретическую грамотность человека в вопросах образования, умение передать подрастающему поколению знания, умения и навыки, накопленные предыдущими поколениями.

Кстати, кроме просвещения родителей по социализации дошкольника, нужно уделять внимание речевому и познавательному развитию ребенка, так как эти три направления взаимосвязаны.

Для повышения педагогической культуры родителей в вопросах социализации дошкольников могут использоваться разные формы работы: лекции, групповые и индивидуальные консультации для родителей, семинары-практикумы, мастер-классы, родительские конференции, создание папок-передвижек, буклетов, информационных листов, газет, памяток, видеотеки, аудиотеки и др. Желательно создать библиотечку педагогической литературы для родителей из цикла «Социальное развитие ребенка».

Одна из сложных форм работы – родительские собрания. Не секрет, что многие педагоги испытывают затруднения как при подготовке, так и при выступлении перед родительской аудиторией. Как правило, сначала идет доклад воспитателя на определенную тему, который он читает по бумажке. Это не только снижает восприятие, но и не добавляет уважения к педагогу. Текст лучше выучить наизусть, если есть проблемы с его пересказом. Или попробуйте этот текст перевести на доступный Вам и родителям язык. Найдите примеры из жизни группы, они очень помогут установить контакт. Подберите педагогическую литературу, статьи из журналов, которые Вы им дадите на дом.

Сейчас рекомендуют проводить родительские собрания в виде таких активных форм сотрудничества как деловые игры, круглые столы, тематические дискуссии, педагогические гостиные, КВН и др..
Очень хороши семинары-практикумы и мастер-классы, где Вы говорите о важности социальной стороны развития ребенка и что-то разучиваете, показываете, как надо заниматься с ребенком. Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей.

Регулярно должны проводиться «Дни открытых дверей». День открытых дверей дает возможность познакомить родителей с ДОУ, его традициями, правилами, особенностями образовательной деятельности. Можно показать фрагмент занятия по социальному развитию или режимный момент (например, коллективный труд детей).

Хороша и такая форма как «Родительская почта» или «Телефон доверия», это разновидность консультаций для родителей. К примеру, в раздевалке 2 ящика – один для вопросов, другой для ответов. У родителей не всегда есть время с вами поговорить или они стесняются о чем-то спросить. А Вы, может быть, не всегда готовы сразу ответить. Такая форма даст Вам возможность посмотреть специальную литературу, обратиться к психологу, логопеду, методисту. Вопросы могут быть анонимны, тогда Вы, отвечая, пишите: «Ответ на вопрос такой-то».

Консультации для родителей. Обычно они планируются и проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. Цель консультации — усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Можете раздавать консультации в письменном виде. Например, в виде буклетов и листовок.

Родительские конференции. Основная цель конференции — обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может вы-ступить специалист. Важно определить актуальную тему конференции («Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в социальном развитии ребенка»). К конференции готовятся выставки детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

Значительным подспорьем в Вашей работе является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей, библиотека игр. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг и игр составляют аннотации новинок.

Следующим направлением в работе с родителями является организация совместной деятельности семьи и детского сада.
Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании взаимной поддержки.

Используются такие формы взаимодействия как подготовка и проведение совместных праздников, развлечений, встреч с интересными людьми, походы, организация клуба «Выходного дня», издание семейных газет, журналов, тематических альбомов, защита семейных проектов, коллективный труд по уборке и озеленению участков детского сада, ремонт игрушек и мебели, выставки поделок, изготовленных родителями и детьми.

Остановимся на некоторых из них.
Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.

Желательно планировать целую систему семейных праздников, которые составят годовой праздничный круг. Пусть родители участвуют в общих играх, танцах, вместе с детьми отгадывают тематические загадки, ребусы.

Таким образом, взаимодействие детского сада и семьи можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.
В результате такой целенаправленной работы педагогов происходит осознанное включение родителей в единый совместный с педагогами процесс социального развития личности ребенка.

К тому же, данный алгоритм взаимодействия с родителями можно применить ко всем образовательным областям ФГОС дошкольного образования.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

12 комментариев к записи “Взаимодействие с родителями по социальному развитию дошкольников”

  1. Светлана:

    Добрый вечер Белла Геннадьена! Посоветуйте пожалуйста хорошую тему для выступления на ГМО психологов. Хочу представить такую форму работы, как семейные праздники, которые у нас стали традиционными, а еще как -то связать с ФГОС ДО.Спасибо

    • admin:

      Светлана, если семейные праздники и ФГОС, то примерно так:
      1. Семейные праздники как активная форма недирективного взаимодействия родителей, педагогов и воспитанников дошкольной образовательной организации.
      2. Семейные праздники как эффективная практика психолого-педагогической поддержки образовательных инициатив родителей воспитанников дошкольной образовательной организации.
      3. Индивидуальный и дифференцированный подход к взаимодействию педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. (Про праздники и не обязательно в названии выступления писать).

      • Светлана:

        Белла Геннадьевна! Спасибо большое!Все Ваши рекомендации, советы и подсказки использую в работе. Просто большое подспорье в работе!

        • admin:

          Светлана, спасибо за добрые слова!

          • Наталья:

            Добрый день, Бэла Геннадьевна! У меня затруднения в формулировке темы по самообразованию.Мне нравиться, есть желание организовать семейный клуб. У нас в саду вошло в традицию участие родителей в утренниках в роли героев сказок, в сюрпризных моментах ( игра на нетрадиционных инструментах), в коммуникативных танцах и т.д. Помогите, пожалуйста сформулировать тему и связать с ФГОС.

          • admin:

            Наталья, можно так (все темы соответствуют ФГОС, поэтому само слово «ФГОС» можно и не писать):
            1. Психолого-педагогическая поддержка семьи по позитивной социализации детей дошкольного возраста.
            2. Сотрудничество педагогов и родителей по художественно-эстетическому (или речевому) развитию воспитанников дошкольной образовательной организации (или детей дошкольного возраста).
            4. Педагогическое сопровождение образовательных инициатив семьи в условиях дошкольного учреждения.

  2. Елена:

    Добрый вечер, Бэла Геннадьевна! У меня возникла проблема в названии проекта о взаимодействии ДОУ и семьи через приобщение дошкольников к традициям семьи. Как это связать с ФГОС ДО? Помогите, пожалуйста. Спасибо.

    • admin:

      Елена, в самом названии проекта ФГОС упоминать не нужно. Назовите проект просто. Например, «Наши традиции», «Моя семья», «Семейные посиделки» и т.д. А вот задачи проекта нужно написать в соответствии с требованиями ФГОС (или фразами из ФГОС). Предлагаю такие: 1. Формирование социокультурной среды дошкольника при взаимодействии ДОУ и семьи. 2. Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития образования детей дошкольного возраста. 3. Создание детско-родительского сообщества группы.

  3. Наталья:

    Спасибо огромное за совет, Бэла Геннадьевна!

  4. Людмила:

    Добрый вечер, Бэла Генадьевна! Не так давно работаю старшим воспитателем, и затрудняюсь в проведении общего родительского собрания. Темой для собрания, хотела бы взять «Сотрудничество ДОУ и родителей в воспитания личности ребенка»,подскажите, пожалуйста, где взять материал? В интернете, одно и тоже.

    • admin:

      Людмила, советую тему немного «сузить», сделать более конкретной, а то сложно будет говорить обо всем понемногу.
      Насчет материала. Я даже не знаю, какие книжки Вам посоветовать.
      Насчет проведения собрания. Лучше ориентироваться на практическое взаимодействие: мастер-класс, совместные решения проблемных педагогических ситуаций и др. Теоретическую часть лучше сделать в форме презентации, а не нудного доклада. Потом включить анонимную аудиозапись детей д/сада, в которой они отвечают, например, на вопрос: что вы делаете в выходные дни? После аудиозаписи и иногда нелицеприятных детских рассказов Вы расскажете и покажете, чем можно заняться с детьми. Вот кусочек рекомендаций http://detstvogid.ru/igryi-na-kuhne/.html
      Также есть хороший прием для общего родительского собрания – родители делятся опытом воспитания детей. Пусть кто-нибудь из них выступит. Но перед этим Вы их подготовьте, может даже сделайте презентацию с фото. Обязательно раздайте какие-нибудь буклеты, памятки по теме. Хотя бы вот такую http://detstvogid.ru/desyat-zapovedey-dlya-roditeley/.html
      Вообщем, стройте родительское собрание, как развивающее занятие для детей: мотивация, проблема, поиск путей решения, рефлексия.
      Здесь на сайте есть алгоритм родительского собрания, посмотрите, может, что-нибудь возьмёте
      http://detstvogid.ru/algoritm-provedeniya-roditelskogo-sobraniya-po-ozdorovleniyu-doshkolnikov/.html