Сюжетные картинки в речевом развитии дошкольников

В соответствии с ФГОС дошкольного образования наиболее актуальным является такое взаимодействие педагога с детьми, которое проходит в формах, специфических для дошкольников: в игре, в познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности. Использование сюжетных картинок как раз отвечает этому требованию.

Работа с сюжетными картинками знакома педагогам в рамках речевого развития дошкольников. Традиционно это происходило так: предлагалась серия картинок, связанных единым содержанием. Затем задавались вопросы по сюжету, героям, месту действия и т.д. После этого составлялся рассказ по картинкам.

Предлагаемая методика позволяет сделать взаимодействие по развитию речи мотивированным и познавательным, что соответствует принципам развивающего обучения.
Предлагаемые картинки должны быть связаны единым содержанием, на них изображены действия героев в определенной последовательности.
Задачи данной системы занятий — развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи, развивать речь и речевое творчество.
Кстати, похожие  развивающие игры для детей можно посоветовать и родителям.

Задания:
1. Предлагается набор картинок, в которых заведомо нарушена последовательность. Дети должны отыскать ошибку и исправить ее. Далее дается задание рассказать сюжет по картинкам придумать название рассказа. Задача — выявить умение детей выстроить содержание картинок в логической последовательности.

2. Выставляется вся серия картинок. Первая открыта, остальные закрыты. Предлагается по такому расположению составить небольшой рассказ (по одной картинке). После составления рассказа открывается вторая картинка, дети снова придумывают рассказ по данному расположению. Далее открывается третья картинка (действия те же), затем четвертая картинка (действия те же). Дети придумывают название, выбирается самое удачное. Задача – развивать воображение, умение предвидеть развитие сюжета, действия персонажей, изображенных на первой картинке, формировать умение придумывать наиболее точное название рассказа.

3. Предлагается серия картинок, которую надо разложить в правильной последовательности и составить коллективный рассказ. Педагог спрашивает, кто начнет рассказ, кто расскажет середину, кто будет заканчивать. Задачазакреплять представление о композиции, формировать умение действовать сообща, помогать товарищу случае затруднения.

4. Предлагается серия из четырех картинок: три первые закрыты, последняя открыта. Вопрос: «Как вы думаете, что здесь могло произойти? Попробуйте составить рассказ, когда вы знаете, чем закончились события». Один ребенок рассказывает по такому расположению. Затем открывается первая картинка. Снова придумывается рассказ. После этого открываются средние картинки. Коллективно или один ребенок составляет рассказ по открытым картинкам. Дается название, выбирается лучшее. Задача – закреплять представление о композиции, развивать воображение, логику выстраивания сюжета.

5. Педагог показывает одну картинку, дети рассматривают. Затем ребенок придумывает рассказ по одной картинке. Вопрос: «Может ли быть продолжение у этого рассказа? Каким оно может быть?» Затем выставляется вся серия картинок из 5 штук. Открываются первая, третья и пятая.  Вторая и четвертая – закрыты. дети составляют рассказ по такому расположению. Затем открывается вторая картинка, снова составляется рассказ. Те же действия с четвертой картинкой. Группа из 5 человек составляет новый рассказ. Задача – формировать умение чувствовать логику изложения, развивать воображение.

6. Педагог выставляет серию из 4 картинок, открываются первая и четвертая, вторая и третья – закрыты. Дети придумывают рассказ по этому расположению (по 2 картинкам), дают название. Затем открываются все картинки, составляется рассказ. Задача – закреплять представление о композиции (известно начало и конец, дети предполагают, что может быть изображено в середине).

Варианты заданий:
1. Поиграть в игру «Какой картинки не стало?» (дети закрывают глаза, а воспитатель прячет одну из иллюстраций) или «Какой не хватает?»
2. Поиграть в игру «Какие картинки поменялись местами?»
3. Раздать картинки детям и предложить выставить их на демонстрационном полотне в нужный момент коллективного рассказа.
4. Перемешать сюжетные картинки к 2-3 знакомым сказкам, раздать и предложить разложить по сказкам в правильной последовательности и рассказать.
5. Раздать по одной иллюстрации и определить по ней название сказки.
6. Раздать каждому ребенку по картинке к 2-3 сказкам и прочитать фрагменты из этих сказок (дети угадывают по отрывку и поднимают соответствующие иллюстрации).

Таким образом, в рамках развивающего обучения дети выполняют различные лексические и грамматические упражнения, направленные на формирование умений составлять простые и сложные предложения, подбирать синонимы и антонимы к заданным словам, связывать между собой части высказывания.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

10 комментариев к записи “Сюжетные картинки в речевом развитии дошкольников”

  1. Аноним:

    мне нужно показать презентацию по теме самообразования: «Составление рассказа по сюжетным картинкам». Я должна научить педагогов как это делать по разным возрастам, какие требования к сюжетным картинкам применить, предоставить какие-то методики и т.д. Я не пойму с чего начинать и как это делать.Работаю всего лишь 2 месяца,методист не помогает. Помогите, пожалуйста!

    • admin:

      Напишите мне на электронную почту сайта detstvogid@yandex.ru
      Ваша электронная почта у меня не определилась.

  2. Татьяна:

    Здравствуйте Бэла Геннадьевна! Как Вы считаете, в чём «плюсы», а в чём «минусы» в методике Т.А. Фотековой,Т.В.Ахутиной «Диагностика речевых нарушений…школьников».Если Вам нетрудно,подскажите!Заранее благодарна.

    • admin:

      Татьяна, я была не знакома с этой диагностикой. Посмотрела сейчас в интернете. Первое впечатление такое: задания грамотные, доступны и понятны детям, соответствуют их возрасту. Заданий очень много, что будет соответствовать точности результата. Но такое количество и испугало, так как диагностика требует много времени. Сложная система подсчета баллов, есть еще система дополнительных оценок, какие-то штрафы. Считаю, что в практической деятельности такая диагностика очень трудоемка.

  3. Татьяна:

    Бэла Геннадьевна! Спасибо Вам за ответ и за помощь!

  4. Ирина:

    Здравствуйте. скажите может ли тема Использование мультимедийных дидактических игр в речевом развитии дошкольников быть методической, а тема Речевое развитие дошкольников посредством ИКТ как тема по самообразованию?. Заренее большое спасибо.

    • admin:

      Ирина, вообще-то формулировка темы чаще всего бывает одна (и методическая, и по самообразованию). Во всяком случае, во многих регионах. Поэтому не смогу Вам ответить однозначно. У Вас грамотная формулировка во втором случае (Речевое развитие….), а первую надо исправить. Вот так: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования мультимедийных дидактических игр». Но тогда они получатся практически одинаковые.

  5. Ирина:

    Здравсивуйте, Белла Генадьевна. Моя тема по самообразованию «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством Икт» рассчитана на 2 года-средняя и старшая группа.
    План у меня такой:
    1. Анализ методической и научной литературы по теме.
    1.1 Понятие ИКТ в системе образования дошкольников.
    1.2. Значимость, формы и методы работы при использовании ИКТ в работе по развитию речи.
    1.3. Анализ имеющихся интерактивных программ и мультимедийных игр по развитию речи.
    Правильно ли я сформулировала цель и задачи?
    Цель: развитие речи детей посредством ИКТ.
    Задачи:
    — изучить нормативные законодательные документы, педагогическую и методическую литературу по вопросу использования ИКТ в работе с дошкольниками;

    -обосновать значение, формы и методы работы при использовании ИКТ в работе с детьми по развитию речи;

    — Проанализировать существующие наборы интерактивных игр, компьютерных дидактических и методических материалов по использованию ИКТ для
    работы воспитателя по развитию речи.

  6. Ирина:

    это план на первый год работы.

    • admin:

      Ирина, в принципе всё так. Может немного подкорректировать задачу №2: «Применять эффективные формы и методы взаимодействия по речевому развитию воспитанников посредством информационно-коммуникационных технологий (расшифровать аббревиатуру)». Потому что Вы должны сначала всё изучить и проанализировать (Вы об этом написали правильно), а затем — применить. Даже, если это план на первый год работы.