Приоритет культурных ценностей в музыкальном развитии дошкольников

муз

Как известно, современное музыкальное развитие дошкольников осуществляется в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Исходя из задач этой образовательной области, можно сформулировать основные задачи музыкального развития:
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкальных произведений;
— становление эстетического отношения к окружающему миру в процессе приобщения к музыкальному искусству;
— формирование элементарных представлений о музыкальных видах искусства;
— реализация самостоятельного творчества дошкольников в музыкальной деятельности.

Напомню, что содержание музыкального образования включает в себя музыкальные знания, умения и навыки (ЗУНы), музыкально-эстетическое сознание и опыт творческой деятельности ребенка в этом направлении.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО в содержании образования должен доминировать приоритет культурных ценностей. Поэтому, уважаемые музыкальные руководители, ориентируйтесь на классические музыкальные произведения и произведения, написанные специально для детей! Не увлекайтесь модными эстрадными песнями и танцами, не заменяйте игру на фортепиано (баяне, аккордеоне) только лишь фонограммами. Дети должны слушать «живое» исполнение педагогом музыкального произведения (пьесы, танца, песни).
Дошкольное учреждение – это не художественная самодеятельность, не клуб! В детском саду по музыкальному развитию должен осуществляться полноценный образовательный процесс (обучение, воспитание, развитие), а не разучивание произведений от утренника к утреннику.

Теоретические и практические основы духовно-ценностного музыкального образования можно найти в научных трудах Б.М. Теплова («Психология музыкальных способностей»), методических рекомендациях Н.А. Ветлугиной («Музыкальное развитие ребенка», «Методика музыкального воспитания в детском саду»), программе музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста Э.П. Костиной («Камертон»), учебных пособиях Г.А. Прасловой («Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста») и А.Г. Гогоберидзе («Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»), методических рекомендациях и методике по формированию основ музыкальной культуры О.П. Радыновой («Музыкальные шедевры») и в трудах многих других ученых и педагогов. В условиях введения и реализации ФГОС ДО эти научные и методические разработки не потеряли своей актуальности.

Только при условии применения ценностного содержания в музыкальном развитии будут сформированы социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений воспитанников (целевые ориентиры).

Целевые ориентиры в музыкальном развитии ребенка:
— проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах музыкальной деятельности;
— обладает установкой положительного отношения к миру в процессе приобщения к музыкальному искусству;
— обладает развитым воображением, которое реализуется в различных видах музыкальной деятельности,
— использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
— подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими и др.

Необходимой составляющей современного музыкального образования является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия музыкального руководителя и воспитанников, который направлен на развитие и саморазвитие личности ребёнка.
При этом педагогу необходимо:
— учитывать образовательные потребности и самих детей, и их родителей;
— формировать и поддерживать положительную самооценку воспитанников;
— использовать такие формы и методы работы, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей;
— поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

2 комментариев к записи “Приоритет культурных ценностей в музыкальном развитии дошкольников”

  1. Олеся:

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста : наш музработник в саду совершенно не включает детям музыку. Только игра на фортепиано. Сценарии скучны и однообразно, те же танцы, те же конкурсы Из раза в раз. На мой вопрос, почему не добавляется детская эстрадная музыка (которой сейчас много, которая ориентирована специально для детей, где есть очень хорошие произведения), она отвечает, что это не нужно детям в таком возрасте (средняя группа), сценарии праздников не меняются годами, и, мягко говоря, не соответствуют современности. На мое предложение сделать, например, игру «ручеек» Или «бояре, а мы к вам пришли», что знакомит детей с национальной культурой, ответила, что сценарии Она менять не собирается. Музыкальные инструменты дети за 2 года посещения сада в глаза не видели, только фортепиано.
    Права ли наш педагог?

    • admin:

      Олеся, в этой проблеме две стороны. С одной стороны, музыкальный руководитель прав – в детском саду должна доминировать «живая» инструментальная музыка, т.е. игра на фортепиано (аккордеоне, баяне). Особенно для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Ведь сейчас многие муз. руководители используют только аудиозаписи муз. произведений. Даже песни дети поют по принципу караоке (под минусовки), а этого делать нельзя. Я лично была на открытом занятии у музыкального руководителя, который ни разу не прикоснулся к клавишам пианино (даже крышка пианино была закрыта), была только грамзапись!!! Кстати она давала занятие для своих коллег – музыкальных руководителей. Это недопустимо! Все забывают, что детский сад – не клуб и не музыкальный кружок в Доме культуры, а образовательное учреждение.
      С другой стороны, надо помнить, что в СОВРЕМЕННОМ д/саду невозможно обойтись без ИКТ-технологий и технических средств обучения. Некоторые общие танцы, музыкально-ритмические композиции и классические произведения по слушанию лучше звучат (смотрятся) в оркестровом изложении. Просто нужно соблюдать баланс «живой» музыки и музыки в грамзаписи. Тем более, нужно учитывать интересы современных детей, а они были бы рады музыке из мульфильмов и детским эстрадным песням.
      А может быть, Ваш музыкальный руководитель просто не умеет работать с современной техникой (как записывать музыку, откуда переписывать и т.д.)?