В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи музыкального развития детей реализуются в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Основные задачи:
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— развитие восприятия музыки;
— реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Содержание музыкального образования (воспитания и обучения) включает в себя музыкальные знания, умения и навыки (ЗУНы), музыкально-эстетическое сознание и опыт творческой деятельности ребенка в этом направлении.
Педагогу в своей работе обязательно нужно придерживаться приоритета культурных ценностей в содержании образования. И только при условии применения ценностного содержания в музыкальном образовании у воспитанников будут сформированы социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений (целевые ориентиры).В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры – это социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования.
Целевые ориентиры в музыкальном развитии ребенка:
— проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах музыкальной деятельности;
— обладает установкой положительного отношения к миру;
— обладает развитым воображением, которое реализуется в различных видах музыкальной деятельности,
— использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
— подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими и др.
Личностно-ориентированное взаимодействие педагога и воспитанников
должно быть направлено на приобретение опыта у детей в музыкальных видах деятельности.
При этом педагогу необходимо:
— учитывать образовательные потребности и самих детей, и их родителей;
— формировать и поддерживать положительную самооценку воспитанников;
— использовать такие формы и методы работы, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей;
— поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка.
В рубрике «Музыкальное развитие» Вы найдёте более подробную информацию по этому направлению.
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Спасибо, очень важная информация.
Спасибо, очень точно и кратко изложено, весь материал возьму в рабочую программу.
Спасибо огромное, Белла Геннадьевна, за представленный на сайте материал, который помог мне представить «ФГОС ДО музыкальное развитие» на МО музыкальных руководителей.
Я рада, Татьяна, что Вам пригодились статьи по музыкальному развитию. Как раз из этого теоретического материала можно составить неплохое выступление, отчет, самоанализ и презентацию.
Не подскажите ли, как возможно решить все эти задачи, работая музыкальным руководителем на ставку — 4,8 часа — 11 групп? Реально ли одному педагогу охватить всех детей в 11-ти группах численностью по 24-28 человек в каждой группе, решая все эти задачи? У нас, в городе Набережные Челны, сейчас на ставку 4,8 часа по 6 групп, потом будет на ставку 11 групп (или даже 14, что обещает заведующая). Считаю, что при таких условиях работы целесообразно уменьшать эти задачи по музыкальному воспитанию, а не расширять, иначе это просто формальный подход.
Да, Оксана, Вы правы — качественным образовательный процесс при 11-ти группах на ставку быть не может!!! Но ФГОС не отменят и задачи никто не сократит. И, сами понимаете, с Вас будут требовать реализацию всех задач, несмотря на количество групп. Единственно, что могу посоветовать — тоже «оптимизировать» свою работу. Это значит: 1. Не превращать утренники в грандиозные шоу с трудоемкой предварительной подготовкой к ним (хотя некоторые из начальников любят именно шоу и судят о музыкальном руководителе по красочности утренников, а не по образовательному процессу). 2. Разучивать только те танцевальные движения (разучивать в начале занятий — в разделе «Музыкально-ритмические движения»), которые соответствуют возрасту и указаны в Программе ДОУ. А уже на основе их разрабатывать танцы ко всем утренникам. В этом случае времени на изучение движений понадобится меньше. 3. Чтобы быстрее с детьми выучить слова песен, применять графические карточки-модели, которые отображают текст песни рисунками или символами. 4. Взять методическую тему не «покрасивее» и «поактуальнее», а традиционную, соответствующую одному из видов музыкальной деятельности. Например, развитие музыкально-ритмических движений, формирование певческих навыков.
А самое главное, Оксана, терпения Вам и сил, чтобы выдержать такую нагрузку. (Даже не знаю, что еще Вам сказать, сама расстроилась).
скажите пожалуйста расскажите как работать руководителю МО по музыкальному развитию
Эржена, прежде всего, Вам, как руководителю МО, необходимо придерживаться классических позиций по муз. развитию дошкольников, что будет соответствовать ФГОС. Это не значит, что инновационные формы и методы работы не нужны. Главное — не превращать муз. развитие в пение под «минусовки» и танцы под взрослую эстрадную музыку. А такая тенденция есть, особенно у молодых муз. руководителей. Как работать: 1. Обязательно включайте мастер-классы и тренинги (когда опытный педагог показывает, остальные повторяют) по муз-ритмическому развитию, певческим навыкам, изготовлению атрибутов и т.д. 2. В каждом МО пусть будет обмен практическими материалами (конспекты, сценарии, образцы планирования и др.). 3. Очень важны презентации по планированию, ведению документации, формулировке задач по ФГОС, т.е. методическая составляющая(это делаете или Вы, или грамотный муз. руководитель). 4. Открытые занятия с детьми. Но те занятия, из которых другие музыканты могут что-то дельное взять.
Вам нужно организовать вокруг себя грамотных профессионалов, которые будут показывать свой опыт (новые танцы, сюрпризные моменты, разработки занятий и др.) . И обязательно педагоги на МО должны не только слушать, но и двигаться (петь, танцевать, играть на детских муз. инструментах — для музыкантов это очень важно!).
Очень нуждаюсь в грамотной подсказке, заранее благодарна за консультацию.На следующий учебный год в плане доо одной из задач стоит:
— взаимодействие с родителями с целью развития творческих и музыкальных способностей дошкольников с использованием инновационных форм.Перечитала много информации- в принципе,то, что пишут-особо нового не вижу.Какими новинками удивить?
Наталия, в настоящее время удивить кого-то чем-то очень сложно. Я всегда говорю, что в дошкольной педагогике велосипед уже изобретён (в том числе и в работе с родителями). Да и тема сложная — «способности». Тем не менее, предлагаю очень интересную и актуальную форму работы с родителями – мастер-классы. Назовите всё это «Музыкальная лаборатория» и показывайте родителям, как развивать музыкальные способности в пении, танце, игре на инструментах. (Показываете на детях, тут же привлекаете и родителей, т.е. работаете и с теми, и с другими одновременно – на этом же мастер-классе).