Образовательные ситуации в музыкальном развитии дошкольников

музыка

В соответствии с ФГОС ДО образовательная деятельность в ДОУ должна базироваться на личностно-развивающем взаимодействии педагога и детей. В связи с данным принципом, основной формой организации педагогического процесса может быть образовательная ситуация, то есть такая форма личностно-развивающего взаимодействия, благодаря которой обеспечивается развитие и саморазвитие личности ребёнка.

В музыкальном развитии дошкольников образовательные ситуации могут быть включены в различные виды музыкальной деятельности (восприятие, пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, творческую деятельность), а также в самостоятельную музыкальную деятельность детей.
Образовательные ситуации могут быть направлены на решение задач как одного из видов музыкальной деятельности (например, музыкально-ритмической), так и на интеграцию этих видов, но на одном тематическом содержании (например, тема «Осень» или «Путешествие»).

Основой для образовательных ситуаций могут быть:
— проблемные ситуации (например, в процессе восприятия музыки, в творческой деятельности);
— музыкальные упражнения и дидактические игры;
— задания практического содержания (например, музыкально-ритмические, певческие, обучение игре на музыкальных инструментах).

В начале образовательной ситуации музыкальный руководитель вызывает у детей интерес к ее содержанию, ставит перед детьми проблемную задачу, затем совместно с детьми (или только детьми) проблема решается. Обязательным для образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта). Таким результатом может быть исполнение песни, разученные танцевальные движения, игра на музыкальном инструменте, творческие «находки» в различных видах музыкальной деятельности и др.

В младшем дошкольном возрасте ситуации решаются посредством использования игровых и проблемно-игровых ситуаций, сюрпризных моментов, яркого и красочного материала, игрушек. Результат всегда будет сопровождаться эмоциональным откликом детей.
В старшем дошкольном возрасте перед детьми ставятся проблемные ситуации, практические и познавательные задачи, требующие решения, создаются сюжетные ситуации, обеспечивающие принятие учебной задачи. Результаты образовательной ситуации музыкальный руководитель будет не только оценивать сам, но и стимулировать взаимную оценку и самооценку деятельности детьми.

В музыкальном развитии дошкольников наиболее актуальными являются 2 вида образовательных ситуаций:
1. Предметно-игровая образовательная ситуация.
Доминирующей является развивающая предметная среда. Именно она определяет активность ребенка, его предметно-игровые действия. Действия дошкольников направлены на освоение разнообразной предметно-развивающей среды.
Необходимым средством для создания предметно-игровой образовательной ситуации являются музыкальные дидактические игры и пособия, которые можно классифицировать на:
— способствующие воспринимать произведения для слушания;
— используемые в певческой, танцевальной, музыкально-игровой деятельности;
— созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей;
— побуждающие к певческой, музыкально-ритмической деятельности, игре на детских музыкальных инструментах;
— побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах.

2. Сюжетно-игровая образовательная ситуация.
В данной образовательной ситуации развиваются творческие способности, формируются основы музыкальной культуры, ценностно-этические представления.
В основе – сюжетно-ролевое моделирование проблемных ситуаций, совместные сюжетно-ролевые музыкальные игры, коллективная и индивидуальная музыкальная деятельность, драматизации, проведение музыкальной или театральной гостиной, творческой мастерской.

Образовательные ситуации могут быть применены в досугах и развлечениях различной направленности. Целью будет закрепление у детей имеющихся знаний и умений и применение их в новых условиях. Образовательные ситуации можно включать и в самостоятельную деятельность детей — через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, а также посредством привлечения внимания к материалам для исследовательской деятельности и продуктивного творчества.

Таким образом, в процессе личностно-развивающего взаимодействия посредством образовательных ситуаций у дошкольников происходит:
— формирование новых представлений и умений в разных видах музыкальной деятельности;
— систематизация и обобщение личного музыкального опыта детей;
— развитие творческих способностей.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

7 комментариев к записи “Образовательные ситуации в музыкальном развитии дошкольников”

  1. Татьяна.:

    Большое спасибо за материал!

  2. Любовь:

    Уважаемая Белла Геннадьевна.Помогите пожалуйста. Мне в этом году предстоит аттестация на высшую категорию, а я никак не могу определиться с темой. Хочется что-нибудь новое,не заезженное, интересное.Можно ли взять как тему «Образовательные ситуации в музыкальном развитии воспитанников» и как правильно ее сформулировать. Заранее огромное спасибо.

    • admin:

      Любовь, надо бы конкретизировать тему. Можно так:
      1. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством проблемно-игровых образовательных ситуаций.
      2. Формирование музыкально-ритмического опыта воспитанников в процессе игровых обучающих ситуаций.
      3. Развитие творческой самостоятельности воспитанников в музыкально-игровых образовательных ситуациях.
      Вы можете изменить мои формулировки, взяв начало от одного предложения, а окончание — от другого.

  3. Любовь:

    Большое спасибо за подсказку. Темы интересные. Если можно попросить Вас проверить цель и задачи , после того как я их для себя сформулирую. Заранее спасибо.

  4. Любовь:

    Уважаемая Белла Геннадьевна. Нужен Ваш совет. Ситуация такая: мы в ДОУ разработали Основную образовательную программу, на ее основе сделали свои рабочие, учебный план и т.д. В этом году оплатили комплект методической литературы к ФГОС, получили его. И теперь руководство утверждает, что мы должны переделать всю документацию в соответствии с календарно -тематическим планированием какое дано в литературе, что нужно все программы менять в соответствии с полученной литературой, начиная с тематического планирования. А я считаю, что в книгах просто предлагается возможное планирование, что например, у меня есть своя рабочая программа и я могу работать по ней ( она составлена в соответствии требований ФГОС).Объясните, пожалуйста.

    • admin:

      Любовь, Вы и правы, и не правы одновременно. Вы, конечно же, знаете, что каждый д/сад должен работать по РАЗРАБОТКАМ той программы, на основе которой написана детсадовская программа. Да, в документации педагога могут быть отступления от оригинала и творческие вариации. Но, с методической точки зрения и в случае проверок (что немаловажно) должны быть единые требования и единая структура написания документации. У Вас может быть своя структура плана, но сможете ли Вы доказать, что она также методически грамотна и не противоречит основной программе? А возьмут ли на себя ответственность за Вас старший воспитатель и заведующая при проверке, будут ли они защищать Вашу индивидуальность и творчество при написании плана?