В соответствии с ФГОС дошкольного образования одним из основных принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей.
В основе этого принципа лежат идеи народной педагогики и этнопедагогики, которые являются составной частью общей духовной культуры народа.
Этнокультурная и социокультурная ситуации неразрывно связаны между собой и обязательно учитываются при проектировании образовательной деятельности. Задачи приобщения к культуре, традициям, фольклору, языку своего народа должны быть включены во все образовательные области развития ребенка.
Нельзя забывать и о традиционных направлениях деятельности педагога — нравственном, гражданском, патриотическом воспитании дошкольников. Все это будет способствовать позитивной социализации ребёнка, творческому освоению этнокультурных ценностей.
В результате происходит формирование важных личностных характеристик дошкольника — этнокультурного самосознания и самоидентичности.
Реализация этнокультурного компонента играет немаловажную роль и при разработке регионального содержания в образовательной деятельности ДОУ. В этом случае создаются условия для реального приобщения дошкольников к народной культуре своего родного края.
Не случайно, в требованиях ФГОС дошкольного образования указывается, что часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Здравствуйте, Бэла Геннадьевна! Меня очень заинтересовала Ваша позиция. Я бы хотел с Вами сотрудничать. С уважением Сономбал Цыденович
Сономбал Цыденович, я готова к сотрудничеству. Напишите, пожалуйста, подробнее на электронную почту detstvogid@yandex.ru
Здравствуйте, Бэла Геннадьевна! Сейчас мы все переходим на ФГОС. В связи с этим много вопросов. Как Вы считаете, что изменилось в самой сути изучения региональных особенностей и этнокультурной ситуации развития? Спасибо!
Елена, если раньше мы давали детям только знания о родном крае, своей культуре (это осталось и в настоящее время), то сейчас акцент делается ещё и на формирование национального характера и национального самосознания, т.е. на личностные качества ребенка. Через возрождение народных традиций и обычаев необходимо формировать общечеловеческие ценности: отношение к природе, гуманность, уважение к другим и т.д. Глубинный смысл этнопедагогических знаний не в разъединении, а в единении всех народов.