Пусть всегда будет лето!

Познавательно — оздоровительный проект
«Пусть всегда будет лето!»
для детей средней и старшей групп

Шипарева Нина Ивановна,
Разина Татьяна Валерьевна,
Кашлач Елена Владимировна,
воспитатели МБДОУ №1,
г. Апатиты Мурманской обл.

Актуальность:
Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в детском саду. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобладающими формами проведения — коллективные. Основной задачей взрослых является, как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении. Немаловажным фактором является то, что основную часть времени дети проводят на свежем воздухе. Активное участие детей в развлечениях обогащает их новыми впечатлениями, развивает творческие способности, что повышает необходимый уровень физического и психологического развития детей.
Цель проекта:
Способствовать оздоровлению детского организма в летний период года и эмоциональному, личностному, познавательному развитию ребенка.
Обоснование значимости проекта:
Увеличение времени нахождения детьми на свежем воздухе в летний период года дает возможность для формирования ЗОЖ, повышения двигательной активности, а так же для обогащения знаний, активизации мыслительных процессов у детей.

Задачи
Обучающие: Систематизировать знания детей о времени года – лето, закрепить представления детей о природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир.
Развивающие: Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов, продуктивной деятельности. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, воображение, память.
Воспитательные: Воспитывать умение воспринимать красоту окружающего мира, формировать доброе отношение детей друг к другу.
Здоровьесберегающие: Создать условия для укрепления здоровья детей, способствовать их физическому и умственному развитию путем активизации движений и целенаправленного общения с природой.

Реализация задач проекта осуществляется по направлениям, которым даны названия:
I. Физкультурно-оздоровительное «Путешествие за здоровьем»
Задачи:
1. Создать условия для укрепления здоровья детей.
2. Формировать у детей потребности в ежедневной двигательной активности.
3. Знакомить с доступными способами укрепления здоровья.
4. Совершенствовать ловкость, координацию движений, воспитывать выносливость, интерес к занятию спортом.

II. Музыкально-театральное «Мы – таланты и артисты».
Задачи:
1. Продолжать знакомить с различными видами театра и театральной деятельности.
2. Развивать у детей творческие способности посредством театрально-музыкальной деятельности.
3. Развивать эмоциональную отзывчивость на новое музыкальное произведение, выражать характер музыкального произведения через свободные пластические импровизации.
4. Развивать сферу чувств, сочувствие, сопереживание, музыкальность.

III. Художественно-эстетическое «Веселые и умелые пальчики»
Задачи:
1. Формировать у детей эстетический вкус, воображение и творческое мышление.
2. Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности.
3. Создать условия для эффективного развития тонких дифференцированных движений пальцев и рук.
4. Создать условия для овладения навыками общения и коллективного творчества.

IV. Познавательное «Интересное рядом»
Задачи:
1. Формировать навыки самостоятельной умственной и поисковой деятельности, направленной на достижение определенной цели.
2. Формировать у детей навыки исследовательской деятельности: анализа и синтеза, формировать умение наблюдать, сравнивать, делать умозаключения.
3. Развивать познавательную активность, самостоятельность, расширять кругозор, пополнять и активизировать словарь.

Тип проекта: педагогический.
Вид: познавательно-оздоровительный.
Участники: воспитатель группы, дети средней и старшей группы, родители.
Длительность: 3 недели (средне — продолжительный)

Ожидаемый результат по проекту:
Для детей:
1. У детей сформированы: эмоционально-положительное, уважительное отношение к окружающему миру, умение видеть его красоту, неповторимость; представления о взаимосвязи и взаимодействии живой и неживой природы; элементарные представления о природных особенностях человеческого организма; навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
2. Дети умеют: устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов; пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образу рассказы из опыта о предмете, по сюжетной картинке,
3. Дети создают: индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений, используя разные материалы и способы создания изображения;
4. Дети выражают: свои впечатления от музыки в движениях или рисунках;
5. Дети поют: несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию; инсценируют игровые песни, придумывают варианты образных движений в играх и хороводах;
6. Дети используют: разнообразные средства выразительности драматизации; широко используют в театральной деятельности разные виды театра.

Для педагогов:
1. Развитие у детей коммуникативных навыков, умений работать в коллективе.
2. Создание условий для проявления у детей креативности, воображения в продуктивной деятельности.
3. Расширение кругозора детей посредством чтения художественной литературы, знакомства с пословицами, разучивания стихов по теме.
4. Развитие музыкально-творческих способностей.
5. Снижение уровня заболеваемости у детей.

Для родителей:
1. Привлечение к сотрудничеству по организации оздоровительной работы в летний период года в ДОУ.
Место проведения: территория детского сада.

Формы, методы и содержание познавательно-оздоровительной работы с детьми в летний период:
1. Обеспечение здорового ритма жизни:
— организация микроклимата и стиля жизни групп в летний период;
— соблюдение питьевого режима.
2. Физические упражнения:
— утренняя гимнастика;
— физкультурно-оздоровительные занятия, упражнения, развлечения, игры.;
— подвижные и дидактические игры;
— профилактическая гимнастика (улучшение осанки, профилактика плоскостопия, улучшение зрения и т.д.);
— спортивные игры;
— физкультурные минутки и динамические паузы.
3. Свето-воздушные ванны:
— проветривание помещений (сквозное);
— сон при открытых форточках;
— прогулки на свежем воздухе 2 раза в день;
— обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.
4. Активный отдых:
— развлечения и праздники;
— игры и забавы;
— дни здоровья;
— походы на территории детского сада.
5. Музыкальная и театрализованная деятельность:
— музыкальное сопровождение режимных моментов;
— музыкальное сопровождение игр, упражнений, развлечений;
— театрализация.
6. Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы:
— игровой самомассаж;
— дыхательная, звуковая, пальчиковая гимнастика.
7. Закаливание:
— хождение босиком;
— обтирание;
— «дорожка здоровья» (в группе);
— обливание ног водой.
8. Пропаганда ЗОЖ:
— организация консультаций, бесед.
9. Витаминизация:
— включение в рацион питания соков, фруктов, овощей, зелени.

Алгоритм проведения дней недели проекта

Понедельник — детей знакомят с темой недели, вместе с детьми определяют круг интересов, проектируют последующую деятельность.
Вторник — дети, педагоги и родители приступают к воплощению идеи в процессе ручного труда, труда в природе, изобразительной деятельности и конструирования.
Среда — педагоги проводят беседы, наблюдают, экспериментируют, побуждают детей к открытию новых знаний, способов познания.
Четверг — педагоги проводят беседы, наблюдения, опыты, активизируют детей, приобщая к здоровому образу жизни посредством различных здоровьесберегающих технологий, эстафет, состязаний, подвижных игр.
Пятница — развлечения, игры, праздники. Важно, чтобы и дети, и родители, и педагоги положительно отнеслись к событиям недели, эмоционально приняли идею дня и осознали важность совместного праздника.

Проект состоит из трех этапов:
I этап – подготовительный

1. Разработка проекта.
2. Подбор подвижных, дидактических игр; литературных произведений; игр–забав; материала для изобразительной и продуктивной деятельности; досугов.
3. Подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме.
4. Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности детей.
5. Подбор музыкальных произведений по теме.
6. Составление плана основного этапа.
7. Определение целей и задач проектной деятельности.
8. Подбор консультаций, рекомендаций для педагогов и родителей.
9. Придумывание рисунков-загадок на тему «Я и лето».

2 этап – основной

План работы с детьми
1 неделя: 01.06.2015. – 05.06.2015.

Понедельник «День защиты детей»
Утро: Утренняя гимнастика «Если с другом вышел в путь…». Беседа «Праздник для детей». Музыкальное развлечение ко дню защиты детей «Летний спортивный праздник».
Прогулка: Конкурс чтецов к дню защиты детей. П//и «Дружные ребята». Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы: «Здравствуй, солнце золотое», «Солнечные капельки», «Светит солнышко».
Вечер: Малоподвижная игра «Сделай, как я скажу». Музыкальная дискотека «Мы веселые ребята – любим петь и танцевать».

Вторник «Солнышко»
Утро: Утренняя гимнастика «С добрым утром, солнышко». Чтение художественной литературы: знакомство с главами сказки Н. Носова «Приключение Незнайки в солнечном городе»
Прогулка: Наблюдение за солнцем. Беседа «Солнце это хорошо или плохо». Конструирование пилоток из бумаги. П/и «Поймай солнечного зайчика». Игра-забава «Солнечные зайчики». Эксперимент «Можно ли поймать солнечного зайчика». Труд в природе: рыхление почвы на цветнике.
Вечер: Упражнение на развитие эмоциональной сферы «Солнечные капельки». Работа в центре музыкального воспитания: игра на металлофоне, мелодии и песни «Летние краски». Мультзал: просмотр и обсуждение отрывка из мультфильма «Незнайка на Луне».

Среда «Насекомые»
Утро: Утренняя гимнастика «Улей». Разгадывание и составление загадок о насекомых. Познавательный рассказ «Насекомые летом». П/и «Пчелки и цветы», «Поймай комара».
Прогулка: Наблюдение за муравьями. Эксперимент «Лакомство для муравья». Беседа «Почему нельзя ловить насекомых». Малоподвижная игра «Я знаю пять названий…». Д/и «Хорошо – плохо». П/и «В траве сидел кузнечик».
Вечер: Артикуляционная гимнастика. Чтение произведения «Как муравей домой спешил», Творческая мастерская: Лепка из пластилина «Такие разные насекомые». Д\и «Звукоподражание».

Четверг «Вода – водичка»
Утро: Утренняя гимнастика «На корабле». Беседа «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Творческая мастерская: коллективная аппликация «Плывет, плывет кораблик».
Прогулка: Наблюдение «Вода». Беседа «Путешествие капельки». Игра — эксперимент «Пускаем кораблики». Сюжетно – ролевая игра «Моряки». П\и «Рыбки в озере живут». Труд в природе: работа на огороде. Малоподвижная игра «Сделай, как я скажу». Чтение стихотворения Р.Сефа «Дождик».
Вечер: Закаливание водой. Просмотр отрывка мультфильма «Приключения капитана Врунгеля». П\и «Пустое место». Д/и. «Теплый — холодный»(Эксперимент: свойства воды). Д\и «Подбери слово: тема вода».

Пятница «Лето в яркие краски одето»
Утро: Утренняя гимнастика «Веселая зарядка». Д/и «Собери картинку о лете». Оформление тематического альбома «Летние месяцы»
Прогулка: Открытие вернисажа «Летнее настроение» (рисование мелками на асфальте). Наблюдение «Лето». Беседа «Лето, лето какого оно цвета». П/и «Солнечные зайчики». Д/и «Опасно — безопасно». Труд в природе: Полив цветов на клумбе.
Вечер: Бодрящая гимнастика «Через рощицу бегом – по дорожке босиком». Разучивание стихов о лете. Коллективная аппликация «Укрась поляну цветами» (с использованием разного материала: салфетки, бумага, стружка от цветных карандашей…).

2 неделя: 08.06.2015 – 11.06.2015.

Понедельник «Песочная фантазия»
Утро: Утренняя гимнастика «Мы – песочные человечки». Работа в центре экспериментирования: практикум «Свойства песка». Беседа «Где люди используют песок?»
Прогулка: Наблюдение: изучаем песок. Игры с песком «Постройка замков». Спортивная игра бадминтон: упражнение «Отбей волан». П/и «Туннель крота». С/р игра «Пекарня».
Вечер: Сюжетно – ролевая игра «На стройке». Игры в центре «Вода и песок»: «Найди клад». Мультзал «Приключения кота Леопольда: Клад». Мини – конкурс для детей и родителей на лучшую игрушку для игры с песком (из бросового материала).

Вторник «День цветов»
Утро: Музыкально – ритмическая гимнастика «Хоровод цветов». Познавательный рассказ воспитателя «Названия цветов». Работа в центре природы: рассматривание семян цветов. Д\и «Найди такой же».
Прогулка: Экскурсия по территории детского сада «Здесь мы весело играем и все дружно отдыхаем». Эстафета на улице «Собери букет». Коллективный труд: Оформление клумбы.
Вечер: С/р игра «Цветочный магазин». Творческая мастерская: пластилинография «Букет цветов». Динамическая пауза «Поющие цветы». П/и «Я садовником родился».

Среда «Артисты цирка»
Утро: Утренняя гимнастика «На арене цирка». Беседа «Игрушки циркачи».
Прогулка: Наблюдение за животными из конного клуба «Кентавр» (лошадь и олень). Спортивное развлечение с конным клубом «Кентавр» — «Мы циркачи». Спортивная игра баскетбол: упр. «Передай мяч другому».
Вечер: П\и с мячом «Живое – неживое». Чтение стихотворения Е.Ильина «Акрабаты». Мультзал: просмотр мультфильма «Метеор на ринге».

Четверг «Игры забавы с мыльными пузырями»
Утро: Утренняя гимнастика «Дружные пары». С\и «Друзья мыла». Чтение сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр».
Прогулка: Наблюдение: свойства воды и мыла. Исследовательская работа «Загадки мыльных пузырей». Аттракцион «Собери рюкзак в поход». Игры с воздушными и мыльными шарами.
Вечер: Упражнение КГН «Мыло душистое». Д\и «Доскажи фразу». Игровое упражнение «Из обруча в обруч». Рисование нетрадиционным способом: мыльными пузырями.

Пятница «День мяча»
Утро: Утренняя гимнастика «Гимнасты с лентами». Ситуация общения на тему «Спорт это жизнь». Мультзал: «Как утенок стал футболистом».
Прогулка: Наблюдение: спортивный городок. П/и «Школа мяча», «Мяч через сетку». Эстафета «Мы спортсмены».
Вечер: Сюжетно – ролевая игра «Будущие спортсмены». Д\и «Что нужно для спорта». Игра – танец «Вальс спортсменов».

3 неделя: 15.06.2015 – 19.06.2015.

Понедельник «Мои друзья витамины»
Утро: Утренняя гимнастика «Летние забавы». Беседа «Что мы знаем об овощах и фруктах?». Стихи, загадки, пословицы и поговорки об овощах, фруктах. Чтение художественной литературы: Ю.Тувим «Овощи». Игра «В гости к Мойдодыру».
Прогулка: Наблюдение: огород у нас не плох. Игры-эстафеты «Собери урожай», «Перенеси картошку». С/р игры: «Магазин «Овощи-фрукты». Д\и «Узнай по описанию», «Определи на вкус», «Вершки-корешки».
Вечер: С\р игра «Аптека». Чтение художественной литературы: С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала». Лепка «Весёлый огород». Игры «Созрело-не созрело», «Съедобное-не съедобное», «Что в корзинку мы берем?». Конкурс салатов (домашнее задание).

Вторник «Доктор Айболит»
Утро: Утренняя гимнастика «Путешествие Айболита в Африку». Беседа «Болезни грязных рук». Заучивание пословиц, поговорок о здоровье.
Прогулка: Наблюдение: воздух – невидимка. Беседа о чистом воздухе в городе. Творческая игра «Заходите в гости к нам, витамины я вам дам» (магазин продуктов).
Вечер: С/р игра «Поликлиника». Артикуляционная гимнастика: «Язычок и вкусное варенье». Д/и «Четвертый лишний», «Найди различия», «Лото» (классификация).

Среда «Школа безопасности»
Утро: Утренняя гимнастика «Дорожное движение» (с обручами). Летний вернисаж (рисование, лепка, аппликация): «Дорожные знаки».
Прогулка: Наблюдение: транспорт нашего города. Беседы: «Правила поведения в природе», «Правила безопасного поведения в солнечную погоду (для чего нужны, облегчённая одежда, панамка и др.)». П/и: «Светофор», «Дорожная грамота». Упражнения на равновесие: «Темные очки» (ходьба с закрытыми глазами), «Не упади» (ходьба по веревочке), «Невидимки» (хождение на носочках).
Вечер: Этюды на развитие воображения «Мы – изобретатели», «Что будет, если машина будет размером со спичечный коробок? Или размером с самолет?» Д/и «Пыльная дорога». Чтение художественной литературы: «Автомобиль» О.Бедарева.

Четверг «Мастерская опытов»
Утро: Утренняя гимнастика. Рассматривание цветных фантиков, изготовление из них поделок. Опыты «Волшебные превращения», «Раскрасим воду в разный цвет».
Прогулка: Наблюдение: песочницы после дождя и в сухую погоду. П/и: «Волшебная палочка». Опыты «Куда исчезла вода?»,«Солнце и песок». Конкурс на самый красивый пирог из песка.
Вечер: Рисование нетрадиционными способами — проявление ранее нанесенного свечей рисунка. П/и: «Найди где спрятано», «Достань кольцо», «Найди свой цвет».

Пятница «Мои зеленые друзья»
Утро: Утренняя гимнастика. Летний вернисаж: «Изображение деревьев разными способами», «В нашем саду растут..». Чтение художественной литературы: Е.Благинина «Черемуха».
Прогулка: Наблюдение за деревьями. Д/и «Найди дерево», «Угадай по описанию». Развлечение «Заколдованный лес» (рисунки на асфальте).
Вечер: Пальчиковые игры «Вырос высокий цветок на поляне». Д/и «Каждому цветку свой стебелек». Аппликация из рваной бумаги «Волшебное дерево». Выставка рисунков «Это наше лето».

План работы с педагогами
1. Консультации: «Дошкольники и спортивные игры», «Гигиена песочниц», «Игры на асфальте», «Игры на свежем воздухе».

План работы с родителями
1. Консультации: «Как одеть ребенка в жару», «Закаливающие процедуры», «Закаливание детей в домашних условиях», «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья», «Совместные занятия спортом детей и родителей».
2. Буклеты для родителей: «Правила поведения на воде», «Как правильно загорать».

3 этап — заключительный

1. Выставка рисунков «Как я провел лето».
2. Музыкально-оздоровительный досуг «Заколдованный лес» (рисунки на асфальте).
3. Создание презентации «Работа над проектом».
4.Совместно с детьми выпустить летнюю газету, которую затем смогут прочитать их родители.
5. Конкурс чтецов на тему: «Мое веселое лето»

Сущность проекта:
Все мероприятия, запланированные в реализации данного проекта, направлены на достижение цели — сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей с учетом их индивидуальных особенностей, полностью удовлетворить потребности растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении.
Анализируя проделанную работу можно сделать вывод: Цель была достигнута при использовании всех форм и методов, т.е. способов достижения цели, наглядных, словесных, практических, игровых, которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны. Данные методы мы реализовали, используя разнообразные приемы такие как: образец воспитателей, показ способов действия, рассматривание иллюстраций, использование дидактических пособий, вопросы, художественное слово, пояснения к действиям, упражнение детей, дидактическая игра и игровые упражнения. Разработанный нами проект показал свою эффективность: дети закрепили и упорядочили накопленные представления о лете, расширили систему представлений об окружающей природе. Установились партнерские взаимоотношения между детьми и родителями в ходе организации и проведения совместной деятельности.

Список используемой литературы:
1. Мои первые поделки / А. Г. Красичкова. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011. – 160с.: ил.
2. Наши любимые праздники / сост. М. В. Юдаева. – М.: «Самовар», 1990. – 96 с.
3. Новиков, С.Ю. Весёлые сценарии ко всем праздникам / С.Ю. Новиков. – М.: АСТ – ПРЕСС СКД, 2006 – 320 с.
4. Бочкарёва О.И. Организация деятельности по формированию культурно–гигиенических навыков и этикета. Старшая и средняя группы. – Волгоград: ИТД «Корифей».
5. Картушина М.Ю. Физкультурные сюжетные занятия с детьми 5 – 6 лет. – М.:ТЦ Сфера, 2012 – (Модули Программы ДОУ).
6. Муллаева Н.Б. Конспекты – сценарии занятий по физической культуре для дошкольников: Учебно–методическое пособие. — Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2010.
7. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — Спб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.
8. Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке: Пособие для воспитателя. –М.: Просвещение, 1986.
9. Деркунская В.А., Ошкина А.А. Игры – эксперименты с дошкольниками. Учебно – методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2012.
10. ДеркунскаяВ.А., Ошкина А.А. Игровая образовательная деятельность дошкольников. Учебно – методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013.
11. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. — Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО–ПРЕСС» 2011.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.