Из опыта работы
«Взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физкультуре по двигательному развитию дошкольников»
Черепанова Наталья Владиславовна,
музыкальный руководитель МБДОУ № 8,
Петрыкина Альфия Зинуровна,
инструктор по физкультуре МБДОУ № 8
г. Заполярный Мурманской обл.
Движение — врожденная, жизненно необходимая потребность человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные функции организма. Первостепенная задача, на решение которой направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, — охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Один из целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования звучит следующим образом: у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Задачи музыкального воспитания и развития ребенка в ФГОС ДО раскрыты не только в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», но и в других образовательных областях, в том числе и в образовательной области «Физическое развитие».
Если в образовательной области «Физическое развитие» на первый план выступают задачи физического воспитания: охрана и укрепление здоровья детей, развитие физических качеств, формирование двигательных навыков и другие, то в музыкальном развитии ведущими являются задачи, которые заключаются в углублении и дифференциации восприятия музыки, ее образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения. То есть, основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.
Музыкальному руководителю крайне важно взаимодействие с инструктором по физкультуре, так как выразительность и музыкальность движений опирается на общее физическое развитие детей, крепость мышц, ловкость, координацию движений, а инструктору по физкультуре включение музыки в образовательный процесс необходимо для создания эмоционального настроя, активизации внимания детей, для увеличения моторной плотности занятия, освобождения инструктора от подсчета во время выполнения упражнений и т.д.
Наиболее успешное решение данных задач, и освоение дошкольником заданных ФГОС ДО целевых ориентиров возможно при объединении обучения и воспитания в целостный образовательный процесс и при условии тесного взаимодействия музыкального руководителя и инструктора по физкультуре.
Построение единой образовательной политики в двигательном развитии детей при взаимодействии музыкального руководителя и инструктора по физкультуре
1. В начале учебного года, проводим оценку индивидуального развития детей, в рамках педагогической диагностики:
- инструктор по физической культуре (оценка уровня двигательной активности и физической подготовленности);
- музыкальный руководитель (оценка музыкально-ритмического развития детей).
2. Совместно обсуждаем результаты для решения образовательных задач.
Планируем индивидуальную работу для поддержки ребёнка в музыкально-ритмической и двигательной деятельности, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его музыкально-ритмического и физического развития.
3. Синхронизируем деятельность. Работу по совершенствованию развития двигательной сферы детей организовываем так, чтобы и музыкальный руководитель, и инструктор по физкультуре для решения стоящих перед ними задач могли использовать потенциальные возможности программного обеспечения друг друга, усиливая тем самым воздействие на формируемые у воспитанника функции, двигательные умения, навыки или процессы.
Составляем перспективный план взаимодействия по возрастным группам для разработки и реализации комплексного сопровождения развития ребенка в рамках реализуемого содержания образовательной работы. Определяем задачи как физического воспитания, так и музыкального развития ребенка, содержание работы.
Содержательный план взаимодействия
Специалисты \ параметры | Музыкальный руководитель | Инструктор по физической культуре |
Месяц
Общепрограммные цель, задачи |
||
Содержание | ||
Методы, приемы, технологии, средства развития | ||
Предполагаемый результат |
Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из трех основных методов — наглядный, словесный и практический — стараемся применять с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно иллюстративный метод) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности).
Используем такие приемы, как «вовлекающий показ» двигательных упражнений (С.Д.Руднева), как запоминание упражнения с помощью представления — «идеомоторной тренировки», как “опережающий показ” (А.И. Буренина) и др., что повышает интерес детей к деятельности и тем самым способствует быстроте и прочности освоения навыков и умений. На методы и приемы, используемые в развитии воспитанников, ориентируем применение тех или иных средств обучения. Некоторые средства обучения создаем целенаправленно для определенных методов обучения.
4. С опорой на содержательный план взаимодействия составляем план взаимодействия на год в рамках совместных мероприятий, куда включаем:
- совместные мероприятия на текущий год:
— интегрированные занятия;
— совместные музыкально-спортивные праздники и развлечения («День здоровья с Андрейкой-Неболейкой, «День смеха», «Масленица», «Встреча солнца», «23 Февраля». «Давайте жить дружно» приуроченный к 4 ноября).
— организация конкурса спортивного танца в ДОУ и др.
- работу с педагогами по двигательному развитию детей:
— консультации («Закрепление основных видов движений при проведении утренней гимнастики», «Согласованность музыки и движения на утренней гимнастике», «Техника безопасности детей во время подвижных игр», «Минутки здоровья под музыку», «Создание в группе условий для двигательной активности»);
— мастер – классы «Проведение утренней гимнастики» и др.
- работу с родителями по двигательному развитию детей:
— повышение компетентности родителей в вопросах двигательной активности детей (индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания);
— вовлечение родителей в единый образовательный процесс (открытые занятия, «Дни открытых дверей», помощь в изготовлении костюмов, атрибутов);
— совместная культурно – досуговая деятельность (участие родителей в совместных праздниках и развлечениях, соревнованиях, играх).
- планирование пополнения развивающей среды для двигательного развития воспитанников:
— пополнение совместной аудиотеки;
— пополнение предметно-развивающей среды атрибутами, нестандартным оборудованием;
— изготовление музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма, пособий;
— пополнение комплекса дыхательной гимнастики;
— пополнение картотеки пальчиковой гимнастики;
— изготовление карточек – схем перестроений и др.
- планируемую совместную проектную деятельность. (Краткосрочный, творческий проект «Эх зима хороша» где продукт проектной деятельности — новогодний танец, презентация проекта: на новогоднем утреннике.)
- взаимодействие с социумом:
— участие в районных фестивалях, конкурсах;
— приглашение на конкурс спортивного танца хореографических коллективов ДК, Дома творчества.
План взаимодействия на год в рамках совместных мероприятий
Параметры | Месяц |
Совместные мероприятия | |
Работа с педагогами | |
Работа с родителями | |
Пополнение развивающей среды для двигательного развития воспитанников | |
Разное (работа с социумом, проектная деятельность и др.) |
5. В середине года совместно обсуждаем результаты динамического развития воспитанников,
что позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка для построения образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его музыкального и физического развития и соответственно корректировать содержание ОД, планировать подгрупповые занятия и индивидуальную работу.
6. Проводим оценку эффективности работы, при необходимости корректируем план работы.
7. В конце года подводим итоги работы за год.
Использование единой образовательной политики в двигательном развитии детей при взаимодействии музыкального руководителя и инструктора по физкультуре позволило достичь высоких результатов, не сопоставимых с результатами деятельности отдельно друг от друга.