Взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физкультуре по двигательному развитию дошкольников

Из опыта работы

«Взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физкультуре по двигательному развитию дошкольников»

 

Черепанова Наталья Владиславовна,

музыкальный руководитель МБДОУ № 8,

Петрыкина Альфия Зинуровна,

инструктор по физкультуре МБДОУ № 8

г. Заполярный  Мурманской обл.

 

Движение — врожденная, жизненно необходимая потребность  человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные  функции организма. Первостепенная задача, на решение которой направлен Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования, — охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Один из целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования звучит следующим образом: у ребёнка развита крупная и мелкая мотори­ка; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Задачи музыкального воспитания и развития ребенка в ФГОС ДО раскрыты  не только в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», но и в других образовательных областях, в том числе и в образовательной области «Физическое развитие».

Если в образовательной области «Физическое развитие» на первый план выступают задачи физического воспитания: охрана и укрепление здоровья детей, развитие физических качеств, формирование двигательных навыков и другие, то в музыкальном развитии ведущими являются задачи, которые заключаются в углублении и дифференциации восприятия музыки, ее образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения. То есть, основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Музыкальному руководителю крайне важно взаимодействие с инструктором по физкультуре, так как  выразительность и музыкальность движений опирается на общее физическое развитие детей, крепость мышц, ловкость, координацию движений, а инструктору по физкультуре включение музыки в образовательный процесс необходимо для создания эмоционального настроя, активизации внимания детей, для увеличения моторной плотности занятия, освобождения инструктора от подсчета во время выполнения упражнений и т.д.

Наиболее успешное решение данных задач, и освоение дошкольником  заданных ФГОС ДО целевых ориентиров возможно при объединении обучения и воспитания в целостный образовательный процесс и при условии тесного взаимодействия музыкального руководителя  и инструктора по физкультуре.

 Построение единой образовательной политики в двигательном развитии детей при взаимодействии музыкального руководителя и инструктора по физкультуре

 1. В начале учебного года, проводим оценку индивидуального развития детей, в рамках педагогической диагностики:  

  • инструктор по физической культуре (оценка уровня двигательной активности и физической подготовленности);
  • музыкальный руководитель (оценка музыкально-ритмического развития детей).

2. Совместно обсуждаем результаты для решения образовательных задач.

Планируем индивидуальную работу для под­держки ребёнка в музыкально-ритмической и двигательной деятельности, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенно­стей его музыкально-ритмического и физического развития.

3. Синхронизируем  деятельность. Работу по совершенствованию развития двигательной сферы детей организовываем так, чтобы и музыкальный руководитель, и инструктор по физкультуре для решения стоящих перед ними задач могли использовать потенциальные возможности программного обеспечения друг друга, усиливая тем самым воздействие на формируемые у воспитанника функции,  двигательные  умения, навыки или процессы.

Составляем перспективный план взаимодействия по возрастным группам для разработки и реализации комплексного сопровождения развития ребенка в рамках реализуемого содержания образовательной работы. Определяем задачи как физического воспитания, так и музыкального развития ребенка, содержание работы.

 Содержательный план взаимодействия

Специалисты \ параметры Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре
Месяц

Общепрограммные цель, задачи

   
Содержание    
Методы, приемы, технологии, средства развития  
Предполагаемый результат

Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из трех основных методов — наглядный, словесный и практический — стараемся применять с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно иллюстративный метод) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности).

Используем такие приемы, как «вовлекающий показ» двигательных упражнений (С.Д.Руднева), как запоминание упражнения с помощью представления — «идеомоторной тренировки», как “опережающий показ” (А.И. Буренина) и др., что повышает интерес детей к деятельности и тем самым способствует быстроте и прочности освоения навыков и умений. На методы и приемы, используемые в развитии воспитанников,   ориентируем применение тех или иных средств обучения. Некоторые средства обучения создаем целенаправленно для определенных методов обучения.

4.  С опорой на содержательный план взаимодействия  составляем план взаимодействия на год в рамках совместных мероприятий, куда включаем:

  • совместные мероприятия на текущий год:

— интегрированные занятия;

— совместные музыкально-спортивные праздники и развлечения («День здоровья с Андрейкой-Неболейкой,  «День смеха», «Масленица», «Встреча солнца», «23 Февраля». «Давайте жить дружно» приуроченный к 4 ноября).

— организация конкурса спортивного танца в ДОУ и др.

  • работу с педагогами по двигательному развитию детей:

— консультации («Закрепление основных видов движений при проведении утренней гимнастики», «Согласованность музыки и движения на утренней гимнастике», «Техника безопасности детей во время подвижных игр», «Минутки здоровья под музыку», «Создание в группе условий для двигательной активности»);

— мастер – классы  «Проведение утренней гимнастики» и др.

  • работу с родителями по двигательному развитию детей:

— повышение компетентности родителей в вопросах двигательной активности  детей (индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания);

— вовлечение родителей в единый образовательный процесс (открытые занятия, «Дни открытых дверей», помощь в изготовлении костюмов, атрибутов);

— совместная культурно – досуговая деятельность (участие родителей в совместных праздниках и развлечениях, соревнованиях, играх).

  • планирование пополнения развивающей среды для двигательного развития воспитанников:

—  пополнение совместной аудиотеки;

—  пополнение предметно-развивающей среды атрибутами, нестандартным оборудованием;

 — изготовление музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма, пособий;

 — пополнение комплекса дыхательной гимнастики;

— пополнение картотеки пальчиковой гимнастики;

— изготовление карточек – схем перестроений  и др.

  • планируемую совместную проектную деятельность. (Краткосрочный, творческий проект «Эх зима хороша» где продукт проектной деятельности —  новогодний танец, презентация проекта: на новогоднем утреннике.)
  • взаимодействие с социумом:

— участие в районных фестивалях, конкурсах;

— приглашение на конкурс спортивного танца хореографических коллективов ДК, Дома творчества.

 План взаимодействия на год в рамках совместных мероприятий

Параметры Месяц
Совместные мероприятия  
Работа с педагогами  
Работа с родителями  
Пополнение  развивающей среды для  двигательного развития воспитанников  
Разное (работа с социумом, проектная деятельность и др.)  

5. В середине года совместно обсуждаем результаты динамического развития воспитанников,

что позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка  для построения образовательной траектории или профессиональной коррекции особенно­стей его музыкального и физического развития и соответственно корректировать содержание  ОД, планировать  подгрупповые занятия и индивидуальную работу.

6. Проводим оценку эффективности работы, при необходимости корректируем план работы.

7. В конце года подводим итоги работы за год.

Использование единой образовательной политики в двигательном развитии детей при взаимодействии музыкального руководителя и инструктора по физкультуре позволило достичь высоких результатов, не сопоставимых с результатами деятельности отдельно друг от друга.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.