Педагогическая поддержка эмоционального благополучия дошкольников средствами музыкального искусства

муз рук

Общеизвестно, что психологический комфорт и эмоциональное благополучие ребенка способствуют его успешному психическому и физическому развитию. Эмоциональное благополучие можно охарактеризовать как положительное и комфортное эмоциональное состояние, которое является основой отношения к окружающему миру.
Одним из эффективных средств воздействия не только на художественно-эстетическое развитие, но и на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста является музыкальное искусство.

Задачи музыкального руководителя:
1. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру в процессе приобщения к музыкальному искусству.
2. Развивать положительные эмоции, возникающие в процессе музыкальной деятельности.
3. Развивать инициативность, творческую самостоятельность в музыкальных видах деятельности.
4. Создать условия для обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка.

Основные направления в содержании педагогической деятельности:
1. Ориентир на классические ценности. Очень важен приоритет культурных ценностей в музыкальном развитии дошкольников. Музыкальный руководитель должен критически подходить к отбору репертуара (для слушания, пения, танцев) по образовательной деятельности дошкольников. Это должен быть классический детский репертуар и эстетически ценная современная музыка.

2. Создание ситуации успеха. Музыкальный руководитель при взаимодействии с воспитанниками обязательно должен ориентироваться на достижение детьми ситуации успеха, на поддержание позитивного эмоционального фона. Применение таких педагогических приемов как поощрение, подбадривание, похвала, юмор позволяют ребенку испытать положительные эмоции в образовательной деятельности. В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие способствует развитию самооценки, самоконтролю, ориентации на успех в достижении целей.

3. Активизация самостоятельной творческой деятельности. Для этого необходимо стимулировать дошкольников к музыкальной деятельности и предоставлять каждому ребенку возможность реализовать свои способности во время всех видов музыкальной деятельности. Особое внимание следует обратить на развитие у детей отражать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности.

4. Создание условий, которые влияют на эмоциональную атмосферу. Создание атмосферы эмоциональной безопасности не только на музыкальных занятиях, но и в течение всего времени пребывания в ДОУ, является необходимым условием педагогической поддержки воспитанников. Доброжелательность, внимание, сопереживание, сочувствие — важнейшие характеристики взаимодействия педагога с детьми.

5. Взаимодействие с педагогами. Основные позиции, которые музыкальный руководитель должен актуализировать на всех педагогических мероприятиях (педсоветах, методических объединениях, консультациях, мастер-классах и др.) по поддержке эмоционального благополучия, должны быть следующими:
— эмоционально-положительные отношения должны быть между всеми участниками образовательного процесса;
— от того, какие условия будут созданы в дошкольном учреждении для эмоционального благополучия детей, зависит эффективность работы педагогов;
— важное значение в создании эмоциональной атмосферы принадлежит собственному настрою педагога, его положительному эмоциональному поведению.

6. Взаимодействие с родителями. Установление доверительных, эмоционально позитивных контактов с родителями влияет и на эмоциональное благополучие детей. Решающую роль в установлении контактов с родителями является их вовлечение в образовательный процесс, педагогическое просвещение по всем направлениям деятельности в ДОУ. Это способствует оптимизации детско-родительских отношений и положительному эмоциональному микроклимату семьи. В свою очередь, музыкальный руководитель посредством музыкальной деятельности должен поддерживать доброе отношение к маме, папе и близким людям. Самое главное, чтобы окружающие ребенка взрослые, давали ему возможность почувствовать себя защищенным, поддерживали веру в себя и в свои силы.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

5 комментариев к записи “Педагогическая поддержка эмоционального благополучия дошкольников средствами музыкального искусства”

  1. Татьяна:

    Здравствуйте, Белла Геннадьевна. В моей работе возникли некоторые трудности, мне не удается удерживать внимание детей на занятии, может вы посоветуете мне, какие -то приемы, которые я могла бы применить для решения этой проблемы

    • admin:

      Татьяна, могу посоветовать вот что:
      1. Задавать побольше вопросов проблемного и поискового характера: Как вы считаете? Почему ты так думаешь? А если бы..? А что было бы, если …? А кто думает по-другому?
      2. Почаще переходить с одной деятельности на другую. Не утомлять их долгими объяснениями.
      3. Иногда «притворяйтесь не очень понятливой», т.е. говорите: Помогите мне, я не знаю… А как это сделать? Что же нам делать? Подскажите мне …(Можно обращаться к конкретным детям по именам).
      4. Чаще отдавайте инициативу детям: «Пусть Саша нам покажет. Я знаю, у него получится».
      5. Предлагайте проблемные ситуации: «А если бы мы оказались на необитаемом острове, как бы мы поступили? А если бы в деревне?»
      6. Попробуйте поменять «месторасположение»: не на стульчиках, а на ковре (на полу). Или стульчики пусть поставят так, как сами захотят (если это возможно для занятия).
      7. Дать в руки дидактические карточки, схемы, модели, чтобы при ответе молча показывать нужную карточку.
      8. Применяйте ИКТ, они любят всё, что касается компьютера.

  2. Ирина:

    Уважаемая Бэла Геннадьевна! Хочу выразить свой восторг и признательность за Вашу работу — Ваш сайт лучше любых курсов разъясняет и «ставит мозги» на место!)) Уже нашла для себя много полезной информации, обязательно приобрету книгу, а эта статья и образец заявления на аттестацию муз. руководителя натолкнули меня на следующие вопросы:
    1. Правильно ли я понимаю, что в заявлении не надо указывать или по крайней мере ставить во главу угла направление (тему) деятельности за межаттестационный период, а также цели и задачи по теме, а только излагать их в аналитическом отчете?
    2.Я работала над темой самообразования Развитие эмоциональной сферы дошкольников через различные виды музыкальной деятельности. Возможно, эта формулировка вычурна и я нашла у Вас вариант проще — Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности. Посмотрите, пожалуйста, можно ли сформулировать такие цели и задачи:
    Цель — создание условий для ознакомления детей с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния.
    Задачи: 1. Выявить соотношение между формированием эмоциональной сферы и возрастными особенностями детей дошкольного возраста.
    2. Разработать систему занятий, комплекс игр, упражнений и психологических этюдов по формированию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
    Не уверена, что данные задачи полностью раскрывают тему.

    • admin:

      Ирина, спасибо огромнейшее за такие слова! Я рада, что мои статейки приносят пользу. Спасибо!!!!
      Теперь отвечаю на вопросы.
      1. В большинстве регионов в ЗАЯВЛЕНИИ пишут обо всем понемногу (не только о теме по самообразованию). Но тему по самообразованию (цель, задачи) обязательно указывают. А потом пишут результативность всей деятельности. Указывают участие в конкурсах, наличие публикаций и т.д. А в АНАЛИТИЧЕСКОМ ОТЧЕТЕ стараются уже раскрыть свою деятельность конкретно по теме.
      Но, повторяю, так делают в большинстве регионов страны. Может быть, где-то по-другому, потому что требования везде отличаются.
      2. Немного подкорректирую Вам то, что Вы написали:
      Тема: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности. (Кстати, у Вас была хорошая формулировка про развитие эмоциональной сферы…)
      Цель: развитие эстетических чувств и эмоций у детей дошкольного возраста посредством музыкального искусства.
      Задачи:
      1. Создать условия для эмоционально-ценностного развития воспитанников в процессе музыкальной деятельности.
      2. Изучить особенности развития эмоциональной сферы дошкольников.
      3. Совершенствовать методику педагогического сопровождения по развитию эмоциональности воспитанников в процессе музыкальной деятельности.
      4. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам эмоционального развития детей.

      • Ирина:

        Огромное спасибо, Бэла Геннадьевна!Про взаимодействие с родителями прямо в точку — в этом плане действительно много наработано! Желаю Вам и Вашему сайту процветания, благополучия и творческих успехов!