Печникова Надежда Яковлевна,
воспитатель МАДОУ № 45,
г. Мурманск
В дошкольном возрасте дети получают первые представления о роли труда в жизни человека и общества. В этом возрасте они знакомятся с трудовой и профессиональной деятельностью взрослых людей, миром профессий, включаются в посильную трудовую деятельность в детском саду и семье, приобретают первоначальные трудовые умения и опыт трудовой деятельности.
Основной целью ознакомления детей с трудом взрослых является воспитание уважительного отношения к трудовой деятельности, желание трудиться самому и оказывать посильную помощь окружающим.
В современных образовательных программах для дошкольников предусмотрено формирование представлений о труде взрослых. Осуществляя работу по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых нужно учитывать:
— возраст детей;
— специфику протекания психических процессов;
— условия, имеющиеся в ближайшем социальном окружении.
В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограничены возможности наблюдения за трудом взрослых.
Поэтому наиболее действенные методы ознакомления с трудом взрослых – это наблюдения за трудовым процессом, экскурсии, беседы и встречи с представителями профессий, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. В процессе дальнейших бесед посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.
Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Системные знания о труде дают возможность старшим дошкольникам установить связь между результатом труда и деньгами.
Одним из эффективных средств решения задач формирования представлений о профессиях являются дидактические игры. Они формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Проводя с дошкольниками дидактические игры, направленные на формирование представлений о профессии, осуществляется систематизация знаний о мире труда и профессий.
Использование технологии моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывают положительное влияние на интеллектуальное развитие детей. Основы моделирования формируются в дошкольном возрасте, вырастая из замещений в игре и продуктивных видах деятельности. Так, разыгрывая тот или иной сюжет в игре, дети моделируют взаимоотношения взрослых людей, а при помощи предметов, используемых в качестве игровых заместителей, создают модели, которые отображают взаимосвязи реальных предметов и действий.
Педагогическая технология использования моделирования весьма эффективна, она позволяет ребенку наглядно увидеть последовательность включения компонентов в трудовой процесс, осознать существующие между ними связи и зависимости. В формировании у детей системных знаний о труде взрослых используются предметно-схематические модели. Здесь существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Модель упрощает объект, представляет его лишь отдельные стороны и поэтому без подачи общего представления о профессии невозможно рассматривать структуру трудового процесса.
Во второй младшей группе детского сада начинают знакомить детей с профессиями сотрудников детского сада, то есть с профессиями ближайшего окружения детей. Вместе с этим можно познакомить детей со схематичным изображением профессии, тем самым подготавливая детей к восприятию предметно-схематичного изображения структуры трудового процесса. Например, в игре «Путешествие по городу» детям предлагается определить по изображениям где, что находится (аптека, почта, булочная, и т.д.). Затем игра усложняется, дети подбирают картинки сами, выполняя предложение взрослого — угадать, как можно показать, что в этом доме находится аптека, мастерская по ремонту замков, молочный магазин и прочее. Формы организации таких игр могут быть различными: индивидуальные, групповые. Можно предложить детям творческую продуктивную деятельность: нарисовать, изобразить знаками тот или иной предмет, наклеить модель из готовых знаков, конструирование. Далее следует познакомить детей с тем, что схематичным изображением можно обозначить не только предметы, но и действия.
Дети старшего дошкольного возраста учатся замещать предметно-схематические модели схематической моделью. Теперь каждый компонент труда представлен в виде одной схематической картинки, обозначающей трудовой процесс. Так, например: цель — это звезда; предмет труда — это схематичное изображение материала; инструменты труда — схематичное изображение какого-либо орудия труда; порядок трудовых действий заменяется на схематичное изображение руки и результат труда. В этом возрасте также усложняются знания детей о профессиях: теперь уже дети знакомятся более углубленно с профессиями и их трудовыми компонентами, отдаленными от окружения детей, например, пожарный, учитель, ветеринар и др.
Показателями знаний о труде взрослых выступают составные компоненты социального трудового опыта:
— наличие знаний о труде взрослых;
— умение выделить результат труда в каждом трудовом процессе;
— умение определить связи и зависимости между компонентами труда;
— умение анализировать собственную трудовую деятельность.
Перспективное планирование по ознакомлению с трудом взрослых
во второй младшей группе
Сентябрь — ознакомление с профессией «помощник воспитателя».
Содержание работы: беседа о труде помощника воспитателя; рисование «Фартук для нашей няни».
Октябрь — ознакомление с профессией «повар».
Содержание работы: экскурсия на кухню; сюжетно-ролевая игра «Мы приготовим вам обед» (использование предметов по назначению).
Ноябрь — ознакомление с профессией «медсестра».
Содержание работы: экскурсия в медицинский кабинет; дидактическая игра «Девочка заболела».
Декабрь — ознакомление с профессией «портной».
Содержание работы: дидактическая игра «Портной».
Январь — ознакомление с профессией «продавец».
Содержание работы: сюжетно-ролевая игра «Магазин».
Февраль — ознакомление с профессией «дворник».
Содержание работы: наблюдение за трудом дворника на участке.
Март — ознакомление с профессией «шофер».
Содержание работы: подвижная игра «Автомобили»; дидактическая игра «Куда едут машины?»
Апрель — ознакомление с профессией «строитель».
Содержание работы: сюжетно-ролевая игра «Строим дом для Чебурашки».
Май — ознакомление с профессией «парикмахер».
Содержание работы: сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская».